Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:04, реферат

Описание работы

Актуальность работы в том что для пенсионной системы 19 лет - совсем немало. Тем, кому в 1990 году было 20 лет, сейчас уже 39. С учетом российского пенсионного возраста это означает, что больше половины трудовой жизни прожито. И время, упущенное властями за этот период для построения жизнеспособной пенсионной системы, для них обернется потерями в пенсионном обеспечении. Именно поэтому каждый год промедления с пенсионной реформой означает годы сохранения низких пенсий в России.

Цель работы проанализировать ход реализации реформ и ее последствия, причины долгого - более десяти лет - откладывания начала пенсионной реформы, условия, в которых формировались предложения по реформированию пенсионной системы и как они сказались на дизайне реформы.

Содержание работы

Введение

Глава 1. История пенсионных реформ в России

.1 Пенсионная система в СССР

.2 Первый этап - 1990-1994 годы: пенсии как компенсация потерь перехода к рыночной экономике

.3 Второй этап - 1995-2001 годы: кризис в пенсионном обеспечении, актуальность реформы

.4 Третий этап - 2002-2008 годы: реализация пенсионной реформы

Глава 2 Пенсионное реформирование на современном этапе

.1 Отличительные черты новой пенсионной модели от существовавшей ранее

.2 Валоризация как метод оптимизации пенсионной реформы

2.3 Пенсионное реформирование на современном этапе

Глава 3. Анализ пенсионной реформы в России

.1 Актуарная экспертиза пенсионной системы России

.2 Анализ хода пенсионной реформы в России

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

псо.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

 

Далее выяснилось, что ПФР не справляется с объемами документооборота, рассылка застрахованным извещений с информацией о состоянии их счетов потребовала значительно большего времени. Пришлось переносить все сроки обмена информацией между основными участниками накопительного пенсионного обеспечения. Сведения о компаниях, которым можно доверять управление пенсионными накоплениями, и величине средств на накопительных счетах поступали.

 

Что еще более важно - население не было подготовлено к проведению пенсионной реформы. Информационно-разъяснительная кампания на тему, что происходит в пенсионной системе, какими правами располагают застрахованные, что и как они должны выбирать, в России не проводилась. Поэтому большинство не знало, что делать, и предпочло «по умолчанию» остаться в государственной управляющей компании. Доля выбравших частные управляющие компании в 2003 году оказалась мизерной - порядка 2%.

 

Первое время эта ситуация не вызывала особого беспокойства. Во-первых, оставалась надежда, что спустя год-два население оценит более высокую доходность накоплений, управляемых частными компаниями. Во-вторых, пока деньги оставались в ВЭБе, они размещались в основном на рынке государственных долговых обязательств и на счетах в банках, что первое время было даже неплохо, учитывая слабость российских рынков корпоративных ценных бумаг. Ситуация не изменилась и с приходом в 2004 году на этот рынок НПФ. Забегая вперед, нужно сказать, что даже в конце 2007 года 95,6% участников накопительной реформы оставалось в государственной управляющей компании, 3% - выбрало НПФ, менее 1,5% - частные управляющие компании.

 

К 2005 году российская пенсионная реформа подошла с социальным беспокойством по поводу слишком медленного улучшения положения пенсионеров, почти полным отсутствием интереса работников к накопительной составляющей реформы и нараставшим давлением пенсионных средств на рынок государственных ценных бумаг.

 

 

Выводы по главе 1

 

В этой главе была рассмотрена история пенсионных реформ начиная с СССР заканчивая современной Россией.

 

 

 

Глава 2 Пенсионное реформирование на современном этапе

 

 

.1 Отличительные черты  новой пенсионной модели от  существовавшей ранее

 

 

Пенсионную модель, введенную в действие с января 2002 г., отдельные авторы называют накопительной, В то же время в своей основе она остается распределительной моделью, основанной на солидарности поколений, основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, будет расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Об этом убедительно свидетельствует и распределение пенсионных платежей (единого социального налога и страховых взносов), которые установлены для плательщиков действующими начиная с текущего года налоговыми нормами. Для финансирования базовой части пенсии направляется 14% от фонда оплаты труда, а оставшиеся 14% из 28% пенсионных платежей - на финансирование страховой части пенсии (и частично накопительной - для тех, кому она в структуре будущих пенсионных выплат предусмотрена).

 

При этом лицам 1952 г. рождения и старше у мужчин и 1956г. рождения и старше у женщин начисление доли страхового платежа для финансирования накопительной части трудовой пенсии не предусматривается. Все 14% страховых платежей, сделанных работодателями в их интересах, зачисляются на их счет для финансирования страховой части пенсии, обязательства по этим средствам фиксируются системой персонифицированного учета, а сами средства направляются на выплату текущих пенсий нынешним пенсионерам [13].

 

Для мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин с 1956 по 1966 г. рождения первоначально было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета 2% из 14%, что составляет всего 1/7 от общего объема страхового платежа. Наибольшая величина накопительного взноса установлена для более молодых возрастных генераций - для лиц 1967 г рождения и моложе. В 2002 г. на накопительную часть пенсии направлялись 3% из 14% страхового платежа, а к 2006 г. эту величину предстояло повысить до 6% при ежегодном увеличении накопительного взноса на 1%. Через один год накопительную часть трудовой пенсии оставили только для лиц 1967 г. рождения и моложе. Основная причина заключалась в нехватке средств в Пенсионном фонде РФ для нынешних пенсионеров [13].

 

Но и после этого основная масса пенсионных платежей даже для этих возрастных групп (22% из 28%) будет направляться на финансирование базовой и страховой части пенсии. Средства, предназначенные для финансирования накопительной части пенсии, будут по-прежнему составлять меньшинство в общем объеме пенсионных платежей. А значит и накопительная часть пенсии не будет главенствующей или решающей в общем объеме пенсионных выплат. Поэтому правильно будет говорить о новой пенсионной модели как о модели распределительной, дополненной персонифицированным учетом пенсионных прав и накопительным элементом. Это определение новой пенсионной модели, введенной в действие с 2002 г., нужно всегда противопоставлять попыткам рассматривать ее как накопительную модель [12].

 

В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.

 

Отличие первое:

в старой модели зарплата свыше 2 тыс. руб. при назначении пенсии не учитывается и направляется на перераспределение - в пользу тех, кто получает меньше (хотя тариф в размере 28% взимается с полного размера зарплаты). А при назначении пенсии учитывается заработок лишь за часть лет трудового стажа; в новой модели зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. На перераспределение будет направляться только половина тарифа- 14%. Вторая половина (14%) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником. Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.

 

Отличие второе:

старая система является в основе своей системой социального вспомоществования и поэтому не столько распределительной, сколько перераспределительной - как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами-донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получают из нее, и регионами-реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге почти в 40 регионах России средняя пенсия приближается по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах-донорах пенсия значительно отстает от прожиточного минимума пенсионера; новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

 

Отличие третье:

 

старая пенсионная модель рано или поздно создает конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависит от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачивается пенсия одному пенсионеру), то при сохранении старой модели и ухудшающейся демографической ситуации в России остается только повышать пенсионный тариф, А он уже и без того стал тяжким обременением для экономики; новая модель позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они, достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере будут финансироваться за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации. Таким образом, можно констатировать, что новая модель - не радикальное опровержение действовавшей, а просто ее достаточно серьезная модификация. И эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны старой модели и в то же время - заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий XXI в [10].

 

По новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина будет формироваться из двух основных частей - базовой и накопительной. Базовая пенсия, по сути, представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемой всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (новым законодательством он сохранен, как и раньше, то есть мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие для назначения базовой пенсии - наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет.

 

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в законе о федеральном бюджете вместе с указанием того объема финансирования ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплаты. Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет.

 

Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им. Поэтому пенсия - это социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому в любой пенсионной модели должна быть функция перераспределения. В остальном же величина пенсии должна определяться количеством и качеством труда работника, измеряемого размерами его доходов [13].

 

Как известно, в старой пенсионной модели высокие зарплаты в интересах работника учитывались не полностью - часть ее, превышающая 2000 руб., не принималась в расчет при назначении пенсий, хотя взносы с нее уплачивались. Поэтому эта пенсионная система больше устраивала тех, кто получал маленькие зарплаты: при выходе на пенсию с зарплаты в 250-300 руб. она давала возможность получать минимальную пенсию в размере (с августа 2002 г.) 660 руб.

 

Новая пенсионная модель призвана в большем объеме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми, кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого - хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной модели объем перераспределяемых средств должен отчасти уменьшиться. Иными словами, новая пенсионная модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности.

 

Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные пенсионные права учитываются только в той его части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов и составляет 14% от фонда оплаты труда. Вторая же половина - 14% - взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и направляется на перераспределение. (После снижения размера единого социального налога до 26% - по первой строчке регрессивной шкалы в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов по-прежнему поступает 14% от фонда оплаты труда. Вторая часть, взимаемая в форме налога, проводимая через государственный бюджет, составляет 6%). Страховые взносы будут по-прежнему направляться на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остается в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И если говорить о базовой пенсии, то источником ее финансирования, конечно же, будут налоги с заработной платы более высокооплачиваемых. Следовательно, новая пенсионная модель, не ухудшая положения менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых, богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в Пенсионный фонд [11].

 

Таким образом, новая пенсионная модель в большей мере одновременно является также страховой, учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и оплачиваемых пенсионных взносов, т. е. осуществляется страной принцип в пенсионном обеспечении.

 

В соответствии с разработанной на сегодняшний день законодательной базой можно говорить о следующей структуре системы пенсионного обеспечения, элементы которой различны по функциям, направлениям выплат и источникам финансирования:

 

- государственное пенсионное  обеспечение;

 

обязательное пенсионное страхование;

 

дополнительное пенсионное страхование и обеспечение [9].

 

 

2.2 Валоризация как метод  оптимизации пенсионной реформы

 

 

В 2010 году ожидается проведение дальнейших мероприятий по увеличению пенсий. Одним из новшеств, направленных на улучшение материального обеспечения старшего поколения, будет проведение валоризации пенсий.

 

Валоризация пенсий - это переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения. Валоризация, которая проводится с 1 января 2010 года, представляет собой разовое повышение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Она предусматривает единовременное повышение на 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, сформированного на 01.01.2002 года тем, кто имел трудовой стаж до 31.12.2001 года. При этом дополнительно по 1 проценту будет добавляться за каждый год советского трудового стажа до 1991 года. То есть, в первую очередь валоризация поможет нынешним пенсионерам, которые имеют большой «дореформенный» стаж, а из-за возраста не могут заработать высокую трудовую пенсию по правилам пенсионной реформы 2002 года. Валоризация позволит в первую очередь поднять уровень пенсии наиболее возрастным пенсионерам, особенно тем, кто имеет 40 и более лет «советского» - трудового стажа.

Информация о работе Анализ проблем пенсионной реформы в современной России