Алиментные обязательства лиц, привлеченных к уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Институт алиментных обязательств является одним из важнейших институтов семейного права, т. к. он обеспечивает имущественные гарантии лиц, которым социально необходимы данные гарантии и предоставляет содержание нуждающимся нетрудоспособным лицам. Вопросы предоставления содержания одними членами семьи другим ее членам актуальны для любой правовой системы на любом уровне ее развития; законодательство о внутрисемейном содержании зависит от уровня развития экономики государства и от тех функций, которые государство берет на себя, регулируя отношения в семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ….……………………………………………...7
1.1. Правовое регулирование алиментных обязательств ……………..7
1.2. Понятие, виды и признаки алиментных обязательств …………..18
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ…………………………………………..………30
2.1 Уплата алиментов на основе соглашения..…………………………30
2.2. Порядок взыскания алиментных обязательств в судебном порядке……………………………………………………………….38
2.3 Особенности и проблемы исполнения алиментных
обязательств…………………………………………………………..51
2.4 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментных обязательств………..……………………………………….59
ГЛАВА 3. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЛИЦ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕ ННОСТИ…………………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………91

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_АЛИМЕНТЫ.docx

— 162.37 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, с учетом новейшего законодательства "Об опеке и попечительстве", наличие в алиментных отношениях самого института "фактический воспитатель" и "фактический воспитанник" является недопустимым, неприемлемым в силу того, что российское законодательство не допускает возможность для государственных органов, в том числе для органов опеки и попечительства, саму возможность бросить на произвол, пустить на самотек воспитание несовершеннолетних нетрудоспособных детей. Представляется безнравственным всерьез полагать нормальной ситуацию, когда ребенок, нуждающийся в социальном устройстве, вынужден соприкасаться с фактическим воспитателем, так, как если бы органа опеки и попечительства не существовало вовсе.

Лицо, обязанное уплачивать алименты, теперь вправе заключить соглашение об уплате алиментов с их получателем, а нормы закона применяются при отсутствии соглашения между сторонами. Содержание соглашения строго не регламентировано. Размер, способы и порядок уплаты алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяются сторонами.

18 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР». Суды могли уменьшить или увеличить размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, с учетом материального и ли семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Впервые при неуплате алиментов предусмотрена возможность обратить взыскание на имущество плательщика. Была так же расширена возможность суда принять решение о взыскании алиментов в твердой денежной сумме и появилась норма, предусматривающая индексацию алиментных платеже.3

Как общее право, сохранено взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иного дохода плательщика, неизмененным остался размер долей заработка, взыскиваемых на содержание одного, двоих, троих и более детей. Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд в праве определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст.81 СК РФ) и в твердой денежной сумме.

Алименты в твердой денежной сумме могут быть взысканы как по требованию взыскателя, так и по инициативе получателя. Размер твердой денежной суммы определяется исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п.2 ст.83 Семейного кодекса РФ).

В случаях когда лицо, обязанное выплачивать алименты выезжает на постоянное место жительства в иностранное государство и при не достижении соглашения об уплате алиментов, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов, или о предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или об уплате алиментов иным способом.

В отличии от ч. 3 ст. 68 КоБС Семейный кодекс Российской Федерации не допускает полного освобождения от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей, если дети находятся на обеспечении государства или общественной организации. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей находящихся в воспитательных, других учреждениях и оставшихся без попечения родителей зачисляются на счета этих учреждений. При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и 50% от их обращения зачисляются на личный счет ребенка в банке.

В настоящее время регулирование алиментных обязательств осуществляется семейным законодательством, которое основывается на нормах Конституции РФ. Например, конституционные принципы равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ), равенства прав и обязанностей обоих родителей (ч.2 ст.38 Конституции РФ), провозглашение заботы о детях и их воспитания равным правом и обязанностью родителей находят свое отражение в ст.1 СК РФ, в соответствии с которой регулирование семейных отношений осуществляется на основе принципов равенства супругов в семье, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Как следует из п.2 ст.3 СК РФ семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. При этом законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации СК РФ и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.

В известных случаях к алиментным обязательствам применимы нормы гражданского законодательства и, прежде всего, Гражданского кодекса Российской Федерации. СК РФ предусмотрено, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений (ст.4 СК РФ). В отдельных случаях, СК РФ напрямую отсылает к положениям ГК РФ, например, при определении правового режима соглашения об алиментах (ст.100 СК РФ).

Если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

В случаях, предусмотренных СК РФ, другими законами, указами Президента РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты. Среди актов Правительства об алиментных обязательствах необходимо выделить Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «Об утверждении перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей4»; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «О детском доме семейного типа5» .

Ряд федеральных законов прямо или косвенно также решает задачу охраны семьи. Среди них можно выделить Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»6, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»7. Однако, несмотря на предпринятые шаги, круг негативных явлений требует более активного вмешательства в эту сферу, в том числе уголовно-правовыми средствами.

При оценке данных норм заметно влияние на них международно-правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, семья имеет право на защиту со стороны общества и государства8. Аналогичный тезис содержит п. 1 ст. 10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт ратифицирован Российской Федерацией9.

Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, в принципе утверждает: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей»10.

Среди иных законодательных актов регулирующих правоотношения вытекающие из алиментных обязательств, можно, например, выделить Федеральный закон от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве11 (ред. от 28.12.2013 г.). В частности, статья 7 указанного Закона устанавливает перечень исполнительных документов, среди которых мы можем выделить исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; статья 66 определяет размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника при взыскании алиментов.

При применении норм семейного законодательства - в общем, и норм об алиментных обязательствах - в частности, важно учитывать разъяснения Верховного суда РФ по вопросам применения соответствующих норм. Необходимо выделить: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака12»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов13».

Действующее законодательство устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.157 Уголовного кодекса РФ).

Акцентируем внимание на том, что по отношению к нормам национального (российского) права нормы международного права обладают приоритетом. Согласно ст. 6 СК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

К семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства семейное законодательство применяется в особом порядке. Так, ст. 163 СК РФ установлено, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии такового - законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения в соответствующем иностранном государстве, а также доктринальными положениями. В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы загса и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Минюст РФ и в другие компетентные органы РФ либо привлечь экспертов. Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений. Если содержание указанных норм, несмотря на предпринятые меры, не установлено, то применяется законодательство Российской Федерации.

СК РФ (ст. 167) предусмотрено ограничение применения норм иностранного семейного права. Они не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется российское законодательство.

Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что российское алиментное право полностью сложилось к середине 1990-х гг. Регулирование алиментных отношений в Российской Федерации осуществляется семейным законодательством, которое основывается на нормах Конституции РФ. Однако стоит отметить, что в настоящее время широкая правовая база не решает многие проблемы семьи, так как она не учитывает кардинальные изменения экономической жизни семьи, правовой культуры и правового сознания населения, значения места и роли семьи в сфере антикриминального воспитания детей14.

 

1.2 Понятие, виды и признаки алиментных обязательств

 

 

Смысл термина "алименты" состоит в предоставлении материального содержания одним лицом другому. Такое предоставление может происходить по различным причинам, прежде всего, социально-экономическим. Существование алиментных обязательств обусловлено неравномерным закреплением материальных ценностей среди отдельных лиц в семье, а также различной способностью последних извлекать доходы за свой труд и на свой капитал. В любом обществе малолетние дети, будучи недееспособными, не могут и не должны самостоятельно обеспечивать себе необходимые условия жизни. Их благосостояние производно от материального достатка родителей. Зачастую и дееспособные лица не могут обеспечивать себя самостоятельно. Такая ситуация может сложиться между супругами (бывшими супругами), другими членами семьи, которые отличаются по состоянию здоровья, способностям к труду и предпринимательству, имеют в собственности неравноценное имущество, обременены неравными имущественными обязанностями и пр. Конечно, во многих случаях государство принимает на себя бремя содержания недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, выплачивая им пенсии, пособия, а также зачисляя их на государственное обеспечение. Однако возможности любого, даже самого процветающего, государства не безграничны. Кроме того, опыт недавнего прошлого доказал, что идеи уравнительного государственного обеспечения способны нанести непоправимый вред человеческой психологии, создав огромное число трудоспособных иждивенцев, не желающих и не умеющих самостоятельно содержать себя и свою семью. Поэтому исторически сложившаяся система семейной помощи детям и престарелым получила наиболее сильное выражение в алиментировании.

Алименты (от латин. alimentum – пища, корм) в современных юридических словарях определяются как средства, выдаваемые на содержание отдельно живущих нетрудоспособных членов настоящей или прежней семьи; средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одним лицом другим15. В юридической литературе приводятся аналогичные определения алиментов, как материального содержания (обеспечения).

Информация о работе Алиментные обязательства лиц, привлеченных к уголовной ответственности