Транспорт - важнейшая отрасль хозяйства страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Единая транспортная система (ETC) – совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройств всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозке грузов и пассажиров. Она объединяет железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, магистральные газопроводы, городской, промышленный и электронный (линии электропередачи) виды транспорта.

Файлы: 1 файл

Транспортная система России.docx

— 451.27 Кб (Скачать файл)

Смешанное железнодорожно-речное сообщение  имеет наиболее давнюю историю. К  речным портам (пристаням) прокладывали железнодорожные пути и образовывали перевалочные пункты. В 1916—1917 гг. был  создан проект организации перевозок  грузов с Дальнего Востока и из Сибири в европейскую часть страны по железной дороге, затем водным транспортом  до Тюмени, далее железной дорогой  до Пермского узла, а оттуда по Каме и Волге до мест назначения. Уже  в плане ГОЭЛРО была отмечена необходимость  строительства речных портов для  передачи грузов с водного транспорта на железнодорожный. В настоящее  время этот вид сообщения обслуживается  примерно 20 судоходными акционерными компаниями. Перевалочные операции производятся в 60 пунктах нашей страны, 70 % которых  находятся в ее европейской части.  
           Развитие смешанного железнодорожно-речного сообщения связано с ограничениями прямой доставки из-за географического расположения рек, освобождением производственных мощностей железнодорожного транспорта в сезон работы речного транспорта, использованием железнодорожным транспортом в межнавигационный период складов речного транспорта, сокращением транспортных расходов в случае прямых перевозок одним видом транспорта.  
           До 90 % всех перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении составляет уголь; с перевалкой идет по рекам 30% соли и 25 % хлебных грузов. Наибольшее распространение этот вид сообщения получил при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие прямых связей с общей железнодорожной сетью; а также при значительной загрузке отдельных участков железной дороги (высоком показателе грузонапряженности). Подобные перевозки могут быть дешевле (если это подтверждено сравнительными расчетами), несмотря на дополнительные перевалки груза.  
           Смешанное железнодорожно-автомобильное сообщение стало интенсивно развиваться благодаря централизованной системе вывоза-завоза грузов с железнодорожных станций крупными автотранспортными организациями, особенно при контейнерных перевозках. Этому развитию способствовало и создание терминалов, выполняющих распределительные функции (центров дистрибуции), а также развитие логистического подхода к системам доставки по принципу «точно в срок». Разнообразие технологий работы и автономность автомобильного транспорта позволяют ему, особенно в смешанном сообщении с железнодорожным транспортом, использовать различные транспортные схемы, прежде всего прямую перегрузку из вагонов. Создание центров дистрибуции при ликвидации мелких предприятий железнодорожного транспорта и при правильной координации работы с автомобильным транспортом позволяют последнему перевозить грузы по близлежащим регионам. Расстояния перевозки и места расположения центров дистрибуции должны быть обоснованы соответствующими расчетами (подробнее см. гл. 6).  
           Автомобильно-водное сообщение связано с вывозом грузов автомобильным транспортом из портов и с пристаней (с судов или складов), нерудных строительных материалов непосредственно с причалов их добычи, овощей в контейнерах, загружаемых на полях и затем перевозимых водным транспортом.  
           Морской транспорт взаимодействует с речным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Взаимодействие с речным транспортом осуществляется двумя способами: перегрузкой на речные суда непосредственно или через склады и с помощью судов «река—море», т.е. более прогрессивной интермодальной технологии. Взаимодействие с железнодорожным транспортом осуществляется при прокладке непосредственно на территории порта железнодорожных путей для ускорения процессов прямой перегрузки или через склад. Автомобильный транспорт осуществляет подвоз или вывоз грузов, в основном с территории складов, а также пассажиров — непосредственно с территории порта, особенно при круизном обслуживании.  
           Воздушный транспорт взаимодействует главным образом с автомобильным, так как объемы перевозимых грузов незначительны. Железнодорожные ветки и автобусные маршруты пассажирского транспорта могут подходить близко к зданиям аэровокзалов.  
           В связи с тем, что 80 % грузовых потоков смешанного сообщения начинаются и заканчиваются на промышленных предприятиях, встает вопрос о взаимодействии (интеграции) магистрального транспорта с промышленным.  
           В городах метрополитен взаимодействует с железнодорожным транспортом (строятся общие станции пересадки), а автомобильный транспорт — с железнодорожным, авиационным, морским и речным, подвозя пассажиров непосредственно к зданиям вокзалов (терминалов), часто по специальным маршрутам. В городе автомобильный транспорт кроме самостоятельной работы может выполнять роль подвозящего, т. е. взаимодействующего с другими видами городского транспорта.  
           Для международных перевозок по расчетам, проведенным международной торговой организацией ЮНКТАД, установлено, что в мире должно быть примерно 80 мультимодальных терминальных комплексов или центров дистрибуции с полным набором услуг. В настоящее время идет глобализация (укрупнение) транспортных компаний, а также производственных фирм. В Европе действует 20 крупных экспедиционных и логистических центров дистрибуции с оборотом каждого более 1,5 млрд. немецких марок при общем обороте 100 млрд. немецких марок. Объединяются также системы путей сообщения, например железные дороги Германии и Голландии и их грузовые службы для более быстрого решения проблем взаимодействия при прохождении товаропотока. Установлено также, что в Европе необходимо создание четырех железнодорожных крупных контейнерных терминалов (в США уже создано четыре).  
           Глобализация идет и в системах связи: например, на линии Роттердам —Гонконг—Нью-Йорк — самом активном направлении международного сообщения, прежде всего по перевозке контейнеров. 

Морской транспорт 

Морской транспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Морским транспортом перевозится  большая часть грузов по всему  миру. Особенно это касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с рынка универсальные суда, так как в стандартный 20- или 40-футовый контейнер может быть помещен любой груз от иголок до автомобилей. Притом время обработки таких судов снижено в десятки раз, благодаря унификации транспортной системы всего мира в отношении контейнерных перевозок. Немалую роль играет механизация и информационное обеспечение транспортных процессов.

Также к специализированным судам, которые предназначены для перевозки  одного или нескольких видов груза, можно отнести суда-автомобилевозы, рефрижераторные суда, скотовозы, тяжеловозы, навалочные (балкеры), лихтеровозы, буксирные и т. д.

В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, способность проходить Панамским или Суэцким каналами (panamax и handymax), сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов.

  • Линейные суда — суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.
  • Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
  • Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению.

В настоящее время морской транспорт  является неотъемлемой частью мировой  транспортной системы.

Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными  законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых  строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.

Особенно большое внимание уделяется  экологии и безопасности мореплавания. Учитывая тот объем груза, который  может перевезти одно судно за один раз, морской транспорт нельзя назвать медленным. Пример: 300000 тонн сырой нефти за один раз может  быть перевезено из восточных портов Великобритании в один из портов США на восточном берегу за десять дней. Крупные контейнеровозы (до 5000 контейнеров), выходя из порта Роттердам (Нидерланды), достигают Шанхая (Китай) за 18 дней.

Преимущества и недостатки морского транспорта

Преимущества:

  1. относительно низкая себестоимость перевозок;
  2. большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
  3. практически нет ограничений на пропускную способность;
  4. единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей.

Доставка грузов морским транспортом  характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки  груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших  объёмов.

Недостатки:

  1. требует наличия оборудованных портов;
  2. низкая скорость передвижения.

Судоходство и порты

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

РАБОТА МОРСКИХ ПОРТОВ

 

2007

2008

2009

2010*

перегружено грузов всего, млн т

449,5

454,6

496,4

525,9

экспортных

349,7

343,9

384,9

404,2

импортных

36,8

42,1

27,4

39,3

транзитных

39,1

39,4

45,1

46,0

каботажных

23,9

29,3

39

36,4


 

* 2010 г. - по данным Ассоциации  морских торговых портов

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ГРУЗООБОРОТ  МОРСКОГО ТРАНСПОРТА 
ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010 

перевезено грузов,
 млн т

35,4

26

25,4

28,1

35,2

37,4

37

грузооборот, млрд ткм

122,2 

60,3

61,6

65

84,4

98,4

101


 

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ
МОРСКОГО ТРАНСПОРТА ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Перевезено пассажиров, 
млн человек

1,1

1,3

1,4

1,4

1,4

1,5

1,5

Пассажирооборот, 
млрд пассажиро-км

0,12

0,09

0,06

0,07

0,07

0,06

0,06


ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК  ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ МОРСКИМ 
ТРАНСПОРТОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2007

2008

2009

Доходы от перевозок 
грузов и пассажиров всего, млрд руб.

20,3

30

27,2

грузов

19,9 

29,7

26,9

пассажиров

0,4

0,3

0,3

Прибыль, убыток (-) от перевозок грузов и пассажиров всего, млрд руб.

1,1

1,9

-0,8

грузов

1,4

2,3

-0,5

пассажиров

-0,3

-0,4

-0,3


 

 

 

 

 

ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ РЕЧНЫХ И ОЗЕРНЫХ ПОРТОВ 
И ПРИСТАНЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Объем перегрузочных работ, млн т

150,1

145,9

155,1 

229,4

249,1

134,4


ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ГРУЗООБОРОТ 
ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОРГАНИЗАЦИЙ 
ВСЕХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Перевезено грузов, млн  т

116,8

134,2

139,2

153,4

150,8

96,9

Грузооборот, млрд ткм

71

87,2

86,7

86

63,7

52,7


ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ 
ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Перевезено пассажиров, 
млн чел.

27,7

20,7

19,6

21,5

19,9

17,2

Пассажирооборот, 
млрд пассажиро-км

1

0,9

0,9

1

0,8

0,8


ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ 
ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 

 

2007

2008

2009

Доходы от перевозок  грузов и пассажиров - всего, млрд руб.

39,9 

37,9

32,2

грузов

35,7

34,4

28,1

пассажиров

4,2

3,5

4

Прибыль, убыток (-) от перевозок грузов и пассажиров - всего, млрд руб.

2,5

0,7

2,9

грузов

2,7

1,4

3,4

пассажиров

-0,2

-0,7

-0,5


Статистика транспорта

1. Перевозка грузов различными  видами транспорта.

 

2. Объем погрузки основных  видов грузов на железнодорожном  транспорте.

3. Перевалка российских грузов в морских портах за 1-е полугодие 2013 года*.

Всего за 1 полугодие 2013 года перевалено российских грузов в морских портах России, Балтии и Украины 327,7 млн. т (из них: сухогрузов – 144,0 млн. т, наливных – 183,7 млн. т), что на 2,2 % больше, чем  за 1 полугодие 2012 года. Объём перевалки  грузов в морских портах России увеличился на 4,8%  до 284,5 млн. т., внешнеторговых –  на 3,9%  до 268,9 млн.т. 

Объём перевалки российских грузов в морских портах Балтии и Украины  уменьшился на 12,4% (сухогрузов –  на 18,1%, наливных  – на 3,4%) и составил 43,1 млн. т.  

Объём перевалки грузов в морских  портах России за 1 полугодие 2013 года увеличился по сравнению с 1 полугодием 2012 года на 4,8% и  составил 284,5 млн. т, в том числе сухогрузов –  119,5 млн. т (-1,9%), наливных – 165,0 млн. т.  (+10,3%) 

Снижение объёма перевалки сухогрузов через морские порты России обусловлено  сокращением перевалки зерна  в 3,6 раза до 2,9 млн.т, чёрных металлов на 17,6% до 11,6 млн.т, руды на 8,5% до 3,6 млн.т, лесных грузов на 29,6% до 2,3 млн.т, цветных металлов на 7,2% до 2,0 млн.т и металлолома  на 10,3% до 1,7 млн.т. 

В то же время увеличилась перевалка  угля на 16,0% до 49,1 млн.т, грузов в контейнерах  на 3,0% до 21,7 млн.т, минеральных удобрений  на 17,0% до 6,1 млн.т, тарно-штучных на 15,5% до 2,7 млн.т и рефгрузов на 7,3% до 1,8 млн.т. 

Перевалка наливных грузов увеличилась  в основном за счёт перегрузки  сырой нефти на 9,3% до 104,0 млн.т и нефтепродуктов на 1,8% до 54,0 млн.т. 

Анализ грузооборота морских портов по направлениям показывает, что рост объёмов перевалки отмечен во всех направлениях. В экспорте - на 3,7%, в импорте – на 9,9%, в каботаже – на 23,0% и в  транзите на 0,3%.

Информация о работе Транспорт - важнейшая отрасль хозяйства страны