Земли историко-культурного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ правового режима земель историко-культурного назначения. По своей структуре работа состоит из двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Земли историко-культурного назначения…………………………………….4
Понятие земли историко-культурного назначения………………..4
Земли объектов культурного наследия…………………………….6
Земли достопримечательных мест………………………...………11
Земли захоронений……………………………………………...….14
2. Правовой режим и границы земель историко-культурного назначения.…17
2.1. Границы охраны земли историко-культурного назначения…….…17
2.2. Правовой режим земель историко-культурного назначения………20
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы………………………………..………….24

Файлы: 1 файл

Земли ист-культ назначения.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Правовой режим земель историко-культурного назначения

 

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с законами устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий градостроительную деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны, определяется в составе ПЗЗ в соответствии с охранными требованиями.

При рассмотрении вопроса о возможности перемещения объекта культурного наследия необходимо учитывать положения ст. 5, 34 и 35 Федерального закона N 73-ФЗ. Объект культурного наследия как объект недвижимого имущества неразрывно связан с землей и своей исторической средой. Согласно ст. 5 данного Закона земельный участок в границах территории объекта культурного наследия относится к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением (см. п. 2 ст. 99 ЗК РФ). Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Целевым назначением земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности объектов культурного наследия. Законодатель установил жесткие требования в отношении территории объекта культурного наследия (памятника или ансамбля). Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона N 73-ФЗ на территории объекта культурного наследия запрещаются проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного объекта и его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения. Понятие "сохранение объекта культурного наследия" закреплено в ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ и подразумевает закрытый перечень видов работ, имеющих отношение к сохранению объекта культурного наследия. Перемещение памятника к таким видам работ не относится.

Федеральным законом N 73-ФЗ установлены требования по обеспечению сохранности не только самого объекта культурного наследия и его территории, но и его исторической среды. С этой целью устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ст. 34).

На основании положений Федерального закона N 73-ФЗ можно сделать следующие выводы о возможности перемещения объекта культурного наследия:

1) решение о перемещении  объекта культурного наследия (независимо  от категории его историко-культурного  значения и формы собственности) может быть принято исключительно уполномоченным федеральным органом государственной власти (такой орган не определен) и только в случаях, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ;

2) Федеральным законом N 73-ФЗ не установлены случаи, когда уполномоченным федеральным органом государственной власти может быть принято решение о перемещении объекта культурного наследия, а также порядок такого перемещения;

3) любое перемещение объекта  культурного наследия противоречит  целям и задачам государственной  охраны объектов культурного  наследия и является действием, направленным на причинение ему вреда.

Таким образом, вопрос о перемещении объекта культурного наследия не может быть решен в рамках действующего законодательства. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации":

1) определить федеральный  орган государственной власти, уполномоченный принимать решение о перемещении объекта культурного наследия. Представляется, что таким органом должно быть Правительство РФ;

2) раскрыть определение  понятия "перемещение объекта  культурного наследия";

3) определить случаи и порядок перемещения объекта культурного наследия.

Анализ нормативных правовых актов, издаваемых в субъектах РФ и муниципальных образованиях, позволяет сделать вывод о том, что в условиях неурегулированности на федеральном уровне вопроса перемещения объекта культурного наследия органы государственной власти и органы местного самоуправления вынуждены решать данную проблему самостоятельно. Нередко это приводит к присвоению федеральных полномочий и принятию противоречащих федеральному законодательству решений.

Необходимость законодательного решения проблемы перемещения памятников в соответствии с нормами международных правовых актов очевидна. Кроме того, она связана с укоренившимся в определенных слоях российского общества представлением о возможности массового перемещения памятников.

 

 

Заключение

 

В заключение можно сделать два вывода.

1. Законодательство об  объектах культурного наследия  многих субъектов Российской  Федерации нуждается в изменении  в части, касающейся содержания  понятия "земли историко-культурного назначения" и структуры указанного вида земель особо охраняемых территорий и объектов. Такие изменения касаются как содержания понятий соответствующих видов земель историко-культурного назначения, определяемых на основе законодательной классификации объектов культурного наследия, так и определения понятий самих видов объектов культурного наследия. Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение для определения пространственно-предметной сферы действия не только правового режима земель историко-культурного назначения, но и градостроительных регламентов, поскольку объект культурного наследия является объектом градостроительной деятельности особого рода (п. 2 ст. 33 Закона об объектах культурного наследия, п. 10 ст. 2, п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

2. Изменение в содержании  структуры земель историко-культурного  назначения должно базироваться на определенных критериях. Поэтому целесообразно внести изменения в содержание структуры земель историко-культурного назначения, закрепленное в п. 1 ст. 99 ЗК РФ, на основании двух критериев - историко-культурного и историко-мемориального значения (ценности) располагающихся на указанных землях объектов недвижимости. Первый из них указан в п. 1 ст. 99 ЗК РФ, второй - нет. Такие изменения имеют принципиальное юридическое значение. Оно состоит в том, что на основе видовой структуры земель историко-культурного назначения выявляются способы определения правового режима земель историко-культурного назначения.

 

Список использованной литературы:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) //Российская газета. N 211-212. 30.10.2001.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 28.12.2013) //Российская газета. N 290. 30.12.2004.
  3. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) //Российская газета. N 116-117. 29.06.2002.
  4. Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
  7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.
  8. Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" // ВСНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 245.
  9. Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Утв. Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 // СПС КонсультантПлюс.
  10. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002)// СП СССР. N 26. 1982. Ст. 133.
  11. Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации. Утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 25 января 1993 г. N 15 // Российские вести. 1993. N 33. 18 февр.

Специальная литература:

  1. Богомяков И.В. Содержание понятия "земли историко-культурного назначения" в Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2011. N 1.
  2. Клебанов Л.Р. О юридической ответственности за причинение вреда памятникам истории и культуры // Журнал российского права. 2012. N 3.
  3. Мартыненко И.Э. Правовая охрана историко-культурного наследия: Учеб. пособие. Гродно, 2005. 293с.
  4. Ноятов М.Д. Рациональное использование земель в России. Охрана земель историко-культурного значения при использовании земель сельскохозяйственного назначения в условиях развития экономики // Правовые вопросы недвижимости. 2013. N 1.

 

1 п. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) //Российская газета. N 211-212. 30.10.2001.

3 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в 2008 г. // Материалы официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 2009.

4 Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-1 // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768.

5 Богомяков И.В. Содержание понятия "земли историко-культурного назначения" в Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2011. N 1. С. 8 - 12.

6 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) //Российская газета. N 116-117. 29.06.2002.

7 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 28.12.2013) //Российская газета. N 290. 30.12.2004.

8 Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Утв. Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 // СПС КонсультантПлюс.

9 Мартыненко И.Э. Правовая охрана историко-культурного наследия: Учеб. пособие. Гродно, 2005. С. 67.

10 Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002)// СП СССР. N 26. 1982. Ст. 133.

11 Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.

12 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

13 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

14 Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации. Утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 25 января 1993 г. N 15 // Российские вести. 1993. N 33. 18 февр.

15 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.

16 Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" // ВСНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 245.

17 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - п. 4 ст. 34, который гласит, что порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (ред. от 18.05.2011).

18 Ноятов М.Д. Рациональное использование земель в России. Охрана земель историко-культурного значения при использовании земель сельскохозяйственного назначения в условиях развития экономики // Правовые вопросы недвижимости. 2013. N 1. С. 35 - 37.


Информация о работе Земли историко-культурного назначения