Земельные споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Действующий Земельный кодекс Российской Федерации не дает определения земельного спора, в то же время его понятие не раз являлось предметом рассмотрения в юридической литературе .

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

– занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

– ограничения оборотоспособности установлены также лесным, водным законодательством, природоохранным законодательством, др.

Руководствуясь статьей 27 ЗК РФ, арбитражный суд при принятии решений по делам рассматриваемой  категории указывал, что понуждение к заключению договора купли-продажи  земельного участка возможно в случаях, установленных законом. Земельные  участки в составе земель водоохранного назначения отчуждению в порядке приватизации не подлежат17.

Так, Сылвенское СельПО обратилось в Арбитражный суд Пермской области  с иском о признании незаконными  действий «Муниципального учреждения по землеустройству» Пермского района Пермской области (далее – Учреждение) по отказу от заключения договора купли-продажи земельного участка, а также просило обязать Учреждение заключить договор купли-продажи земельного участка с разрешенным использованием под общественную застройку, в границах, указанных в кадастровом плане участка.

Решением требования удовлетворены частично. Постановлением апелляционной инстанции решение  отменено, в удовлетворении иска отказано. Кассационной инстанцией постановление  апелляционной инстанции оставлено  без изменения. При этом ФАС исходил из того, что Сылвенскому СельПО предоставлен в аренду из земель поселений земельный участок площадью под здание магазина сроком на 5 лет. Указанное здание магазина принадлежит истцу на праве собственности.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право собственника здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, на приватизацию этого участка. При этом в силу пункта 2 статьи 15, пунктов 1, 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности предоставления земельного участка в частную собственность принимаются во внимание предусмотренные законом ограничения.

В силу пункта 10 статьи 85, подпункта 2 пункта 2 статьи 94, подпункта 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения, относящимся, в свою очередь, к землям особо охраняемых территорий. В силу статьи 111Водного кодекса Российской Федерации на землях водоохранных зон водных объектов устанавливается специальный режим использования, охраны природных ресурсов, осуществления хозяйственной деятельности. Предоставление таких участков возможно по соглашению со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (статья 112 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель водоохранного назначения отчуждению в порядке приватизации не подлежат.

Постановлением губернатора  Пермской области от 27.02.98 №79 «Об  установлении водоохранных зон и  прибрежных защитных полос водных объектов Пермской области», принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. №1404 «Об утверждении Положения о Водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос Камского водохранилища.

Из кадастрового плана  земельною участка, приложенного к  заявлению о приобретении участка  в собственности следует, что  спорный участок находится в  водоохранной зоне Камского водохранилища. В связи с чем спорный земельный  участок не может быть предметом договора купли-продажи между истцом и ответчиком.

Арбитражный суд при  принятии решений по делам рассматриваемой  категории указывал также, что не подлежат предоставлению дли строительства  торговых павильонов земельные участки, на которых предусмотрена организация благоустроенной зоны отдыха общего пользования и озеленения18.

Как я уже говорил  ранее разновидностей земельных  споров и их возможных вариаций великое  множество, и объема курсовой работы не хватит, чтобы описать каждый его вид. Поэтому на этом я решил остановиться.

Считаю не менее важным рассмотреть органы участвующие  в разрешении земельных споров.

 

 

  1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

  
Земли сельскохозяйственного назначения являются основным средством сельскохозяйственного производства. От состояния этих земель, их плодородия и доходности зависит решение продовольственной проблемы в стране. Законодательство наряду с другими мерами государства призвано обеспечить заинтересованность хозяйств в лучшем использовании сельскохозяйственных угодий с тем, чтобы не было пустующих, заброшенных земель. 
К землям сельскохозяйственного назначения, как указано в ст. 56 Земельного кодекса (ЗК) РФ, относятся земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Они выделяются из общей массы (фонда) земель Российской Федерации по основному целевому назначению – служить производственной базой существования и развития сельского хозяйства страны. 

 

 
Общая характеристика правового  режима земель 
Земли сельскохозяйственного назначения имеют сложную структуру. В их составе выделяются различные виды угодий: /пашни, пастбища, сенокосы, участки многолетних насаждений и др. Они в свою очередь разделяются на подвиды: пашня, требующая проведения мелиоративных мероприятий, например, переувлажненная; пашня, находящаяся в обработке и не требующая дополнительных мелиоративных (коренных) улучшений; сенокосы (луга) заливные, суходолы; пастбища, заросшие кустарниками, заболоченные и т. п.; болота и другие неудобные для обработки участки. Такое деление угодий позволяет выявить и отразить в кадастровых документах их плодородие, а следовательно, и доходность, поэтому оно имеет важное правовое значение (например, для начисления земельного налога, определения размеров убытков и потерь сельскохозяйственного производства при уменьшении площадей этих угодий по разным причинам). Выделяются угодья с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня (ч. 1 ст. 24 ЗК РФ) и особо ценные для данного региона продуктивные земли (ч. 2 ст. 24 ЗК РФ), что гарантирует их повышенную охрану при решении вопросов изъятия сельскохозяйственных угодий для различных несельскохозяйственных нужд. Сколько (по размерам площади) и каких (по качеству плодородия) сельхоз-угодий находится у землепользователя – все это характеризует его производственные возможности, а в соответствии с ними дает право органам власти предъявлять требования по рациональному использованию и охране земель. 
 
Значительная часть земель данной категории занята под хозяйственные постройки, дороги, защитные насаждения, гидротехнические сооружения, необходимые для осушения, орошения угодий или для регулирования водного режима почв. При строительстве и эксплуатации хозяйственных строений и сооружений необходимо соблюдать строительные нормы и правила (СНиП), а также экологические требования. 
 
Необходимая структура угодий в хозяйствах складывается не случайно. Она обусловлена их производственными задачами. 
 
Для всякого сельскохозяйственного предприятия конкретное расположение угодий и определение их узкоцелевого назначения (пашня, пастбище, выгон для скота и т. д.) производится путем землеустройства. У небольшого подсобного землепользования такой проблемы не существует, так как назначение этих угодий имеет потребительский характер, что не требует специального землеустроительного проектирования. Другое дело, когда речь идет о внутрихозяйственном устройстве земель крупного коммерческого предприятия, которому необходимо разместить свои угодья таким образом, чтобы при рациональном их использовании и охране получать максимальный доход. 
В составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться отдельные участки, занятые лесом (например, древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, – ст. 11 Лесного кодекса РФ), водоемами, служащими нуждам сельскохозяйственного производства (так называемые замкнутые, обособленные водоемы – ст. 40 Водного кодекса РФ)1, и другими объектами (мелиоративные, гидротехнические сооружения, хозяйственные постройки и т. д.). Они имеют узкоцелевое подсобное назначение, хотя и призваны обеспечивать непрерывный и нормальный цикл сельскохозяйственного производства. 
Вследствие принадлежности названных участков к землям сельскохозяйственного назначения следуют важные практические выводы. Во-первых, право на них как на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации вместе с правом на земельный участок в соответствии с Законом рф "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г.2 
 
Во-вторых, правовой режим использования названных объектов недвижимости определяется как земельным, так и соответственно водным, лесным или другим законодательством. 
Сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища и др.), служебные земельные наделы (пахотной земли и участков для сенокошения и пастьбы скота) могут находиться и на территории лесного фонда, земель транспорта, обороны, населенных пунктов и др. Эти участки не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Они отграничены в натуре (на местности) от земель сельскохозяйственного назначения (а по документам государственного земельного кадастра зачислены в соответствующие категории земель). Но 
Обособленными (замкнутыми) водоемами ст. 40 Водного кодекса РФ признает небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. 
По характеру своего использования имеют с этими землями много общего. Так, владельцы подобных угодий наделяются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на владельцев других земель, используемых для нужд сельскохозяйственного производства (подробно о правах и обязанностях см. § 3 данной главы). Общими являются и ставки земельного налога. 
Кроме уже названных особенностей, которые характеризуют эти земли с точки зрения внутрихозяйственной организации их территории, они имеют и другие отличительные признаки и правовые требования, характеризующие порядок их надлежащего использования. Какие это правовые требования? 
 
1. Предприятия АПК и другие владельцы земель данной категории обязаны использовать их только по целевому назначению – для нужд сельскохозяйственного производства. Если возникает необходимость передать (продать) участки этих земель для других (несельскохозяйственных) нужд, то такое возможно лишь по решению органов исполнительной власти субъекта РФ. Сам собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор сделать это не вправе. 
 
2. Законодательство ориентирует на то, чтобы земли, которые по документальным данным земельного кадастра пригодны для использования в сельскохозяйственном производстве, предоставлялись (продавались) прежде всего для этих целей организациям, предприятиям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам. Если при проведении, например, аукциона возникнет спор, то он будет решаться в интересах землепользователей АПК и других сельскохозяйственных структур. 
 
3. Владельцы земель сельскохозяйственного назначения независимо от своих организационно-правовых форм обязаны обеспечивать рациональное и высокопродуктивное использование угодий; не только не ухудшать их плодородие и экологическое благополучие, но всемерно улучшать дозволенными законом средствами. Ни собственник, ни пользователь, в том числе арендатор, не вправе толковать предоставленную им законом хозяйственную свободу как возможность не заботиться об агромелиоративном и экологическом состоянии угодий, не обрабатывать их. При неисполнении названной обязанности органы государственного контроля за использованием земель могут ставить вопрос об ответственности нарушителей. 
 
4. При необходимости предоставления участков сельскохозяйственных земель для нужд всех видов строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхностного плодородного слоя почвы, предприятия и организации, а также граждане, которые проводят эти работы, обязаны снимать и сохранять плодородный слой почвы для последующего его использования в целях рекультивации нарушенных земель или окультуривания земель с бедными по плодородию почвами. Земли рекультивируются за счет собственных средств названных лиц в соответствии с утвержденными государственными органами проектами рекультивации. Приказом Минприроды РФ и Роскомзема (ныне – Госкомзема) от 22 декабря 1995 г. утверждены и согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами "Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", в которых определен подробный порядок этих мероприятий. 
 
5. При выборе оптимального варианта изъятия сельскохозяйственных угодий с целью их предоставления (продажи) для несельскохозяйственных нужд необходимо выявлять земельные участки, не пригодные для использования в сельском хозяйстве либо сельскохозяйственные угодья худшего – по кадастровой оценке – качества (ст. 24, 27 ЗК РФ). При этом пользователь (собственник) земельного участка вправе требовать взамен изымаемых жилых, производственных и иных построек строительства новых (равноценных) или переноса прежних, а также полного возмещения всех других убытков, включая упущенную выгоду (ст. 55 ЗК РФ). 
 
6. Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться другие случаи изъятия ценных сельскохозяйственных угодий. 
 
7. Изъятие особо ценных для того или иного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-куль-турного назначения и других особо охраняемых территорий вообще не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (ст. 24 ЗК РФ). 
 
Повышенные требования к порядку использования и охране земель сельскохозяйственного назначения позволяют утверждать о закреплении в земельном законодательстве приоритета права сельскохозяйственного землепользования. Это служит целям сохранения производственной базы сельского хозяйства и повышения плодородия сельскохозяйственных угодий.

 
Субъектом прав на такие  участки могут быть любые юридические и физические лица, занимающиеся сельскохозяйственным производством. Законодательство не делает на этот счет каких-либо запретов. Но непременным условием предоставления (покупки) сельскохозяйственных угодий является намерение их претендентов использовать земельные участки для сельскохозяйственного производства. Кроме того, сельскохозяйственная деятельность должна быть отражена в уставе предприятия (организации). Следовательно, основными субъектами прав на участки земель названной категории могут быть сельскохозяйственные предприятия АПК, ведущие товарное сельскохозяйственное производство, коммерческие организации и предприятия аграрного направления, крестьянские (фермерские) хозяйства, другие организации, занимающиеся производством продукции сельского хозяйства (например, Минобороны, министерства различных видов транспорта и т. д.).

 
К субъектам прав на сельскохозяйственные угодья в первую очередь относятся: 
• хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, в том числе колхозы, 
казачьи общества, другие организации и общины, занимающиеся сельскохозяйственным производством;

 
• государственные и муниципальные  унитарные сельскохозяйственные предприятия, опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения, использующие земельные участки для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей;

 
• государственные и муниципальные  несельскохозяйственные предприятия, религиозные организации, ведущие  сельское хозяйство;

 
• граждане, использующие сельскохозяйственные угодья для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота;

 
• граждане – собственники земельных долей (паев), получившие их бесплатно после реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

 
Предоставление гражданам  РФ – вынужденным переселенцам –  земельных участков из целевого земельного фонда производится для жилищного  строительства, личных подсобных хозяйств, создания крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций. 
 
Земли в границах землепользования, занятые лесами, кустарниками, водными объектами, карьерами, хозяйственными зданиями, строениями и сооружениями, могут передаваться сельскохозяйственным организациям и предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду с правом вовлечения в сельскохозяйственный оборот (в порядке, установленном законодательством)

 
Земли сельскохозяйственного  назначения передаются также родовым  общинам, другим объединениям, относящимся  к малочисленным народам Российской Федерации, их семьям, отдельным лицам, для которых основным источником существования являются традиционные отрасли производства и промысла: оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел, сбор ягод, орехов и других плодов (ст. 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1. Гражданину Исинову решением администрации поселка был предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ранее предоставлявшийся для этих целей гражданке Петровой. Орган охраны памятников истории и культуры обратился в суд с иском о признании недействительным распоряжения о предоставлении земельного участка на том основании, что земельный участок расположен на территории, входящей в состав охранной зоны памятника истории и культуры и строительство на этой территории запрещено.

Возникло ли право  собственности на земельный участок у Исинова? Решите дело.

 

Право собственности у Исина  возникло не правомерно, т.к. данный учпасток предоставлялся для этих целей гр. Петровой и расположен на территории, входящей в состав охранной зоны памятника  культуры.

Право частной собственности возникает в результате розничного рода сделок- купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации). Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учереждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации. А такая регистрация не может возникнуть согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122 от 21 июля 1997г.

Обращение в суд с иском о  признании недействительным распоряжения о предоставлении земельного участка  органом охраны памятников истории и культуры является правомерным согласно с ЗК РФ от 25 октября 2001г. №137-ФЗ ст.27 п.4, ст.56 п.2. Т.о. необходимо признать решение администрации поселка не действительным и наложить ограничение прав на данный участок ЗК РФ ст.56.п.3,п.6.

 

Задача 2.  Областная администрация разрешила строительство коттеджей в пригородной зоне, занятой лесами первой группы. Решение было мотивировано  тем, что владельцами коттеджей являются прежние жители этих мест, чьи дома попали под снос в связи с новым планом реконструкции пригородной зоны.

Законно ли решение областной  администрации? В каких случаях  и в каком порядке земельные  участки, занятые лесами первой группы, могут предоставляться для нужд, не связанных с лесным хозяйством?

Решение администрации является законным, т.к. перевод земель в границах пригородных и зеленых зон, занятых лесами 1-й группы, в земли иных категорий допускается только на основании решение Правительства РФ (ЛК Гл.9 ст.82 п.1)

Пригородные и зеленые зоны относятся  к числу особо охраняемых территорий, что предполагает возможность ограничений и запретов в сфере хозяйственной деятельности на их территории. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В этих зонах допускается деятельность сельскохозяйственных предприятий, если она не ухудшает санитарно-гигиенических характеристик территории, ее ландшафта, не препятствует организации лесопарков и мест отдыха. Допускается строительство только тех промышленных предприятий, которые связаны с обслуживание города и экологически безопасны. Размещение, планировка и застройка мест в пригородной зоне не должны приводить к загрязнению воздушного бассейна, рек и водоемов, почв и нарушению традиционного ландшафта пригородной зоны.

 

Задача 3. Рабочие сортировочной железнодорожной станции, примыкающей к площадке Усть-Каменогорского свинцово-цементного комбината (12 человек) пострадали в результате отравления атмосферного воздуха мышьяковистым и фтористым водородом. Проверкой установлено: отравление рабочих произошло в тот момент, когда на комбинате имело место грубейшие нарушение технологии переработки мышьяковосодержащих продуктов. Комбинат иска не признал. Он считает, что подобные загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух и другими предприятиями данного региона.

Какое значение для компенсации  вреда здоровью имеет причинная связь между нанесенным вредом и поведением причиняющим вред? Решите дело

 

Значение имеет:

- если докажут, что вред возник  вследствие непреодолимой силы  ст.1079 п.1ГК РФ

- если вред возник вследствие  умысла потерпевшего ст.1083

- если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд в праве обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Информация о работе Земельные споры