Земельные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 02:46, контрольная работа

Описание работы

Земельные отношения, урегулированные нормами права, выступают как земельные правоотношения. В теории земельного права социалистического периода существовало множество определений земельных правоотношений, которые в связи с отходом от концепции исключительной государственной собственности на землю и переходом на рыночные отношения утратили свою актуальность. В настоящее время земельные отношения еще более усложнились по своему содержанию, прежде всего, в силу расширения круга участников данных отношений и изменившегося их правового статуса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ................. 5
1.1. Понятие, виды и содержание земельных правоотношений ............. 5
1.2. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений .................................................................................................. 12
ГЛАВА 2 ПРАВО ПОСТОЯННОГО И ВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ ............................................................................................................... 19
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ...... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .......................................... 34

Файлы: 1 файл

Контр. зем. пр готовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

- затраты на перенос  жилых домов, объектов культурно-бытового  назначения, производственных и  иных капитальных строений (зданий, сооружений) на новое место; на улучшение качества земли за время пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельных участков, нахождения земельных участков в частной собственности; на восстановление эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), не завершенных строительством незаконсервированных и законсервированных капитальных строений (зданий, сооружений), поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых; затраты, вызванные возникшими неудобствами землепользования и землевладения; дополнительные затраты на осуществление мер защиты размещаемых на площадях залегания полезных ископаемых капитальных строений (зданий, сооружений) от возможных просадок земной поверхности;

- убытки, связанные с ограничением  прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов  земельных участков;

- упущенная выгода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 ПРАВО ПОСТОЯННОГО  И ВРЕМЕННОГО

ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ

 

Проводимая в РБ после 1990 г. земельная реформа, существенно трансформировав институт землевладения путем введения новых форм собственности на землю, не могла не оказать влияния и на институт землепользования. В социалистический период развития нашего государства данный институт получил широкое распространение и развитие: земельно-правовые нормы, сохраняя исключительное право собственности государства на землю, предусматривали передачу земельных участков гражданам и организациям на праве бессрочного и временного пользования, обеспечивали право свободного доступа граждан к использованию полезных качеств земли для удовлетворения своих потребностей. В настоящее время, в отличие от института землевладения, формирование которого по существу произошло в последние годы, реформирование института права землепользования осуществляется на основе накопленного исторического опыта: расширяется круг граждан-несобственников, пользующихся земельными участками; восстановлена некогда находившаяся под запретом аренда земли; введен институт сервитута; восстанавливается принцип платности землепользования.

Право землепользования представляет собой возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

Право землепользования как родовое понятие в земельно-правовой практике представлено различными категориями. Согласно разделению земель в соответствии со ст. 6 Кодекса о земле на различные категории, право землепользования можно разделить на право пользования: землями сельскохозяйственного назначения; землями населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов; землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; землями природоохранительного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; землями лесного фонда; землями водного фонда; землями запаса [3, с.5].

В зависимости от оснований возникновения право землепользования может быть общим и специальным. Под общим землепользованием понимается использование гражданами земель в целях, не связанных с удовлетворением хозяйственно-экономических нужд и не требующих закрепления индивидуально определенного земельного участка за конкретным субъектом. Субъектами права общего землепользования являются исключительно граждане. Они могут свободно находиться, проезжать или проходить по земельным участкам общего пользования. Объектами права общего землепользования являются государственные земли, а также земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц. На государственных землях общее землепользование возникает на основании закона. На земельных участках, находящихся в частной собственности, для общего пользования необходимо обременение этих участков сервитутом. Содержание права общего землепользования определено в ст. 263 ГК, в соответствии с которой граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участках, являющихся собственностью РБ, а также использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством. Иначе говоря, если земельный участок не огорожен либо его собственник (владелец, пользователь) иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, то любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (владелец, пользователь) [2, с.198].

Под специальным землепользованием понимается пользование гражданами и юридическими лицами индивидуально определенными земельными участками, выделенными им на основании административного правового акта – решения уполномоченного государственного органа. Основаниями возникновения права специального землепользования являются также принятые в установленном порядке разрешительные документы: договоры, лицензии, свидетельства и др. Специальное землепользование осуществляется также на основе права пожизненного наследуемого владения, аренды сервитута. Право специального землепользования подлежит государственной регистрации. Соответственно субъектами права специального землепользования могут быть граждане и юридические лица, в том числе иностранные, а также лица без гражданства, иностранные физические лица, международные организации, если они пользуются земельными участками в качестве арендаторов [3, с.11]. Объектом права специального землепользования являются государственные земли и земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц. Кроме того, специальное землепользование существует в виде постоянного и временного пользования, права пожизненного наследуемого владения, аренды. В зависимости от цепи, для которой представлен земельный участок в пользование, право землепользования можно подразделить на право пользования для ведения коллективного садоводства, право пользования для дачного строительства, право пользования для традиционных народных промыслов и др.

Постоянным признается пользование землей без заранее установленного срока. В постоянное пользование земельные участки предоставляются юридическим лицам РБ для ведения сельского и лесного хозяйства. Так, в соответствии со ст. 15 Кодекса о земле с/х организациям, в том числе КФХ, иным организациям земельные участки предоставляются в постоянное пользование для ведения сельского хозяйства, в том числе КФХ, а также для ведения подсобного сельского хозяйства.

В постоянном пользовании в соответствии со ст. 15 Кодекса о земле находятся и земельные участки, предоставляемые государственным органам, иным государственным организациям (за исключением земельных участков для строительства автозаправочных станций) для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством. Кроме того, в постоянное пользование предоставляются земельные участки негосударственным юридическим лицам РБ – для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности; научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, - для ведения лесного хозяйства; религиозным организациям – для строительства культовых строений и мест погребения; гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, - для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан РБ – членов таких кооперативов; организациям граждан-застройщиков – для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), а также для обслуживания многоквартирных жилых домов; садоводческим товариществам и дачным кооперативам – для ведения коллективного садоводства и дачного строительства.

Временным признается пользование землей в течение заранее установленного срока пользования. Во временное пользование земельные участки могут предоставляться государственным органам и организациям, негосударственным юридическим лицам РБ, с/х и научным организациям, учреждениям образования, государственным лесохозяйственным учреждениям и др. на срок до 10 лет. На такой же срок предоставляются во временное пользование земельные участки гражданам РБ для огородничества, сенокошения и выпаса с/х животных, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей в населенных пунктах. Кроме того, земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков во временное пользование на срок до 99 лет национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства об охране и использовании земель и об инвестиционной деятельности.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков во временное пользование. Так, в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента РБ от 27.12.2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», срок пользования земельным участком, предоставленным во временное пользование, при необходимости может быть продлен Президентом РБ, Советом Министров РБ, соответствующим местным исполнительным комитетом, предоставившим этот участок, на основании землеустроительного дела о предоставлении земельного участка и документов, удостоверяющих право на данный земельный участок. Юридическое лицо, гражданин или ИП, заинтересованный в продлении ему срока временного пользования земельным участком, должен обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с соответствующим заявлением с обоснованием необходимости его продления и указанием предполагаемого срока продления. Местный исполнительный комитет рассматривает его и в случае признания необходимости продления срока временного пользования земельным участком поручает областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службе подготовить соответствующий проект решения и принимает его в установленном порядке. продление срока временного пользования земельным участком должно быть согласованно областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службой с прежним землепользователем, землевладельцем, собственником, арендатором этого участка, а при изменении целевого назначения его дальнейшего использования – с РИК (если решение о предоставлении земельного участка принималось областным исполнительным комитетом), областным исполнительным комитетом (если решение о предоставлении земельного участка принималось Президентом РБ, Советом Министров РБ, а также до 27.11.1996 г. – Президиумом Верховного Совета РБ).

На предоставленных во временное пользование земельных участках для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных с/х культур землепользователи при необходимости могут возводить с учетом условий отвода земельных участков временные строения индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря и иных хозяйственных целей.

Теория земельного права и земельно-правовая практика, в отличии от гражданского права, к субъектам права землепользования относит всех носителей прав и обязанностей по использованию земли, включая и фактических пользователей, а также иных участников отношений землепользования. Основные субъекты права землепользования можно разделить на две большие группы: граждане и юридические лица. В соответствии с законодательством субъектами права землепользования являются:

1. граждане РБ;

2. иностранные граждане;

3. лица без гражданства;

4. государственные органы;

5. ИП;

6. юридические лица РБ;

7. иностранные юридические  лица и их представительства;

8. иностранные государства;

9. дипломатические представительства  и консульские учреждения иностранных  государств;

10. международные организации  и их представительства.

Объектом права землепользования могут быть земли, находящиеся в государственной собственности, и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели. Индивидуализированными признаками участка являются его размеры, местонахождение, закрепляемое в натуре (на местности), юридический документ – государственный акт (удостоверение, свидетельство), удостоверяющий право на данный участок. Размеры земельных участков, предоставляемых в пользование, устанавливаются в актах земельного законодательства в зависимости от целей, для которых они предоставляются, а также от наличия и качества земель в соответствии со ст. 36 Кодекса о земле. К примеру, размеры земельных участков, предоставляемых для нужд промышленных, транспортных, строительных и иных нес/х организаций, устанавливаются согласно государственным регламентам, природоохранным требованиям, санитарным, строительным и иным нормам и правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

 

Охрана природной среды – долг каждого [1, с.10]. Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил.

В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением.

Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как определенная территория и в других качествах.

Информация о работе Земельные правоотношения