Влияние космоса на земные явления, процессы, события

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:36, реферат

Сухарев Еще в глубокой древности было замечено, что выпадают эпохи, когда ничто не нарушает мирного течения жизни, чему способствует не только человек, но и сама природа. Но бывают времена, когда и мир природы, и мир человеческий приходят в волнение: стихийные катастрофы, наводнения или засухи, землетрясения или извержения вулканов, массовые налеты вредных насекомых, повальные болезни среди животных и людей потрясают целые страны и континенты. В такие времена пытливому взору наблюдателя представляется несомненным существование связи между организмом и окружающей его средой. Эта мысль о связи живых организмов и внешней природы проходит красной нитью по всему огромному историческому опыту человечества: ее мы встречаем и в области донаучного мышления, и в трудах естествоиспытателей.

реферат по енкм.docx

После окончания позднеюрской радиоактивной  эпохи появились первые змеи, самая  молодая, но в то же время самая  деградировавшая группа рептилий. От исходных рептилий они отличаются удлинением тела (число позвонков до нескольких сотен), редукцией конечностей, утратой  одного легкого, отсутствием наружного  уха и барабанной перепонки, глазами  с фиксированным прозрачным веком.

В некоторые радиоактивные эпохи  появлялись и прямо-таки «невероятные»  мутации, приводившие к возникновению  организмов совершенно абсурдного строения. Примеры их можно найти в работах A.S. Romer [15].

Заключение

Рассмотренные материалы позволяют  заключить, что историю Земли  и ее биосферы следует рассматривать  не только по выделенным на эмпирической основе геологическим периодам, а с учетом естественных галактических периодов. Долговременные периоды (216–217 млн лет) – галактические годы – соответствуют по времени оборотам Солнца вместе с Землей вокруг центра Галактики. Как было показано, они определяют последовательную смену галактических климатических сезонов. Многие крупные группы растений и животных биосферы достигали максимального расцвета в теплые летние сезоны галактических лет, а в зимние – разнообразие и распространенность многих из них достигала критического минимума, многие полностью вымирали.

В летние галактические периоды, несомненно, возрастала и биопродуктивность  биосферы, о чем свидетельствует  образование преобладающей части  мировых запасов угля и нефти (> 80%) на этих временных отрезках.

На фоне долговременной периодичности  проявлялась и более кратковременная  периодичность не менее важных биосферных событий, также обусловленных влиянием на Землю и ее биосферу изменявшихся космических условий.

В течение каждого галактического года проявлялось семь таких событий, разделяющих его на семь 30–32-миллионолетних этапов («месяцев») – 31 млн лет х 7 = 217 млн лет – и составляющих галактический год.

После публикации L.M. Alvares [8] о массовом вымирании фауны, в том числе  и знаменитых динозавров, в конце  мелового периода в результате удара  о Землю и взрыва крупного астероида  эта точка зрения на Западе стала  популярной, именно ее и разделяют M.R. Rampino и R.B. Stoters [14].

Проведенные мною исследования свидетельствуют, что проявление этих биосферных кризисов с периодичностью около 30 млн лет  происходило значительно более  сложно и не мгновенно, а на протяжении нескольких миллионов лет. К тому же во время их проявления происходило  не только интенсивное вымирание  фауны и флоры, но и быстрое  появление многих новых видов  организмов, в том числе и совершенно нового типа.

Конечно, ударом и взрывом космического тела можно объяснить вымирание  фауны, но появление многих новых  видов и принципиально новых  типов животных и растений ударом и взрывом космического тела никак  не объяснить, каким бы мощным он ни был.

Будущее покажет, кто прав, но в  любом случае проявление этих, обусловленных  космосом, периодических биосферных кризисов необходимо учитывать при  анализе развития биосферы.

Рассмотренные явления заставляют задуматься и об общих концепциях развития органического мира Земли. Эволюция, вследствие мелкой случайной  изменчивости организмов и естественного  отбора по Дарвину, отражает только одну сторону процесса.

Периодическое проявление биосферных кризисов, во время которых происходило  как интенсивное вымирание, так  и интенсивное образование новых  видов и даже принципиально новых  типов организмов, заставляет вспомнить  и о более ранней концепции  развития органического мира с проявлением  кратковременных революционных  эпох, вызывавших смену фауны и  флоры (Ж. Кювье, 1812 г.).

Биосфера существует на Земле 3,5 млрд лет, то есть 16 галактических лет, и  пережила их прогрессивно эволюционируя, несмотря на существенные периодические  изменения космических условий.

Что же касается человека, то если даже иметь в виду не современный вид Homo sapiens, а его предшественника Homo habilis, он появился на Земле всего 3 млн  лет назад, то есть прожил всего 0,01 долю последнего галактического года. На этом фоне он пока, несмотря на свой разум, представляется чем-то вроде мотылька-однодневки.

Сейчас человечество озабочено  возможностью глобального потепления на 1–2 ˚С в результате неумеренного сжигания им топлива. И это действительно  серьезная проблема.

Но следует иметь в виду, что  в далекой перспективе человечеству предстоит пережить, вследствие изменения  климата и среды обитания под  влиянием изменяющихся космических  условий, еще более значительные трудности.

Литература

1. Ефимов А.А., Заколдаев Ю.А., Шпитальная А.А. Астрономическое обоснование абсолютной геохронологии // Проблемы исследования Вселенной. – М.-Л., 1985. – Вып. 10. – С. 185–201.

2. Мейен С.В. Составы палеоботаники. – М.: Недра, 1986.

3. Неручев С.Г. Уран и жизнь в истории Земли. Изд.1-е. Л.: Недра, 1986. 206 с.; изд. 2-е доп. СПб.: ВНИГРИ, 2007. 326 с.

4. Паренаго П.П. О гравитационном потенциале Галактики. 2 // Астрономический журнал. – 1952. – № 3. – С. 245–287.

5. Харленд У.Б., Кокс А.В., Ллевеллин П.Г. и др. Шкала геологического времени. – М.: Мир, 1985. – 139 с.

6. Шленов А.Г. Микромир, Вселенная, Жизнь. Изд. 4-е. Кн. 3. – СПб., 2009. – 82 с.

7. Шпитальная А.А., Заколдаев Ю.А., Ефимов А.А. Проблема времени в геологии и звездной астрономии // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – СПб., 1991. – Вып. 15. – С. 95–106.

8. Alvares L.M. Extraterrestrial cause for the Cretaceous-Tertiary extension // Science, 1980. – Vol. 208. N 4. – P. 44–48.

9. Barron E.J. Pre-Pleistocene Climates: Data and Models // In Climate and Geo-Sciences. Kluwer Academic Publishes. London, 1989. P. 179–207.

10. Conant L.C., Swanson V.E. Chattanooga Shale and Related Rocks of Central Tennessee and Nearby Areas // Geol. Surv., Prof Paper/ – 1961, 357. – P. 1–91.

11. Growley T.J. Paleoclimate perspectives on greenhouse // In Climate and Geo-Sciences. Kluwer Academic Publishes. – London, 1989.

12. Hass W.H. Age and correlation of the Chattanooga Shale and the Mayry Formation // U.S. Geol. Surv., Prof Paper/ – 1956, 286. – 47 p.

13. J. Kriest Plate-Tectonic Atlas, Shell. – Exploration Bulletin. – 1991, 285. – N 5.

14. Rampino M.R., Stoters R.B. Terrestrial mass extinction, cometary impacts and the Sun’s motion perpendicular to the galactic plane // Nature/ – 1984. – V. 308. – P. 607–616.

15. Romer A.S. Vertebrate paleontology. – Chicago; London, 1966. – 687 p.

Информация о работе Влияние космоса на земные явления, процессы, события