Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:36, реферат

Описание работы

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства………………………………………………………………..4
Заключение …………………………………………………………………….15
Список литературы ……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства………………………………………………………………..4

Заключение …………………………………………………………………….15

Список литературы ……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.  

 

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Специфика дел о земельных правонарушениях заключается в том, что для привлечения ответственности необходима определенная специализация и компетентность лиц, рассматривающих такие дела. Так, применение ответственности за непринятие нарушителем мер по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв, входит в компетенцию экологов. Поэтому дела данной категории рассматриваются органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (ст. 219-2 КоАП).

К традиционным видам ответственности за нарушение земельного законодательства, как было сказано выше, относятся дисциплинарная, административная, уголовная и имущественная (материальная). 
  Дисциплинарная ответственность имеет следующие особенности.

 

  1. Субъектом данного вида  ответственности может выступать  только временный или постоянный  работник (рабочий или служащий). Например, нельзя применять дисциплинарные  взыскания за нерациональное  использование огородов к гражданам, поскольку они не являются  работниками хозяйства. 

 

 2. Дисциплинарные взыскания  могут применяться за нарушения  земельного законодательства только  к тем работникам, в чьи трудовые  функции входит соблюдение земельно-правовых  норм. Так, подлежит взысканию агроном  колхоза, ведущий с нарушением  правил Земельно-кадастровую книгу  хозяйства; механизатор, осуществляющий  вспашку эрозионно-опасными способами; водитель автомашины, сбросивший  строительный мусор на сенокос  и захламивший его. Однако нельзя  наказать ветврача за потраву  посевов стадом коров; экономиста  — за возведение сооружения, отрицательно  влияющего на состояние земель, поскольку в круг трудовых  обязанностей данных лиц не  входит соблюдение земельно-правовых  норм.

 

  3. Закон не устанавливает  составов дисциплинарных проступков, как это имеет место в отношении  административноправовых нарушений и преступлений. Поэтому объект правонарушения здесь всегда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила использования земель. Например, сотрудник проектного учреждения, по небрежности разработавший некачественный проект, одновременно нарушил правила внутреннего распорядка учреждения (недобросовестно трудился) и правила использования земли (сооружение по его проекту отрицательно скажется на состоянии земель).

4. В отличие от иных  видов ответственности дисциплинарные  взыскания применяются только  за те нарушения, которые произошли  в период рабочего времени. Так, нельзя наказать пастуха, который  в период отпуска совершил  потраву посевов, поскольку проступок  совершен в нерабочее время. К  виновному в данном случае  применима лишь административная  ответственность.  

5. При применении дисциплинарной  ответственности за земельные  правонарушения закон не требует  жесткой процессуальной процедуры  расследования нарушений и применения  взысканий. Если, например, механизатор  не вспахал поле к уста-новленному сроку, то не требуется составлять протокол об этом нарушении; руководитель обязан истребовать объяснение от нарушителя, но не обязан дожидаться его получения (важен факт истребования); о взыскании выносится приказ по хозяйству и не требуется каких-либо постановлений (например, профсоюза).  

6. Применять дисциплинарную  ответственность вправе только  администрация предприятия; руководителям  подразделений такого права не  дано, за исключением случаев, определенных  законом.

7. Дисциплинарная ответственность  может быть применена одновременно  с административной и имущественной (материальной) ответственностью. Например, агроном сельхозпредприятия за непринятие мер борьбы с сорняками может получить строгий выговор от руководителя хозяйства; за этот же проступок административная комиссия может наложить на него штраф в порядке ст. 99 КоАП; одновременно приказом по хозяйству агроном может быть привлечен к материальной ответственности за тот ущерб, который был понесен хозяйством в результате разрастания сорной растительности.  

8. Дисциплинарная ответственность  применяется чисто в диспозитивном  порядке, т. е. по усмотрению администрации  предприятия и в необходимых  случаях (ст. 128 КзоТ).  

9. Перечень видов дисциплинарной  ответственности по трудовому  законодательству является исчерпывающим  и расширительному толкованию  не подлежит (ст. ст. 33, 135, 254 КзоТ — замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение). Исключение составляют случаи, предоставляющие право кооперативам и иным организациям вносить в свои уставы дополнительные взыскания.  

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим.  

1. Субъектами этого вида  ответственности могут быть любые  лица, которые в соответствии  с законом признаны виновными  в совершении административно-земельного  проступка (ст. ст. 13—17 КоАП). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 15 КоАП).  

2. Административная ответственность  за нарушения земельного законодательства  выражается в конкретно определенных  составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под  схему состава, не наказуемо. Так, за нарушение правил содержания  дорог не может привлекаться  агроном колхоза, поскольку он  не является субъектом, ответственным  за содержание дорог (ст. 13.4 КоАП), т. е. нарушение не подпадает под схему состава административного проступка.

 

  3. По общему правилу  к административной ответственности  виновные привлекаются в любое  время, независимо от того, в рабочее  или во внерабочее время они  совершили правонарушение. Исключение  составляют случаи, предусмотренные  законом. Например, непринятие мер  к своевременному запрещению  или ограничению движения на  отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает  безопасности движения — периоды  весенней распутицы, ослабления  дорожного полотна (ст. 134 КоАП), т. е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период.

 

  4. Административные взыскания  применяются только теми должностными  лицами и государственными органами, которые указаны в законе (ст. ст. 199—244 КоАП). При этом виновные лица не находятся в служебной зависимости от наказывающих должностных лиц, т. е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

 

  5. Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земельного законодательства протоколируется уполномоченным на то должностным лицом (ст. 234 КоАП); собираются необходимые доказательства (ст. ст. 231, 232 КоАП); к участию в рассмотрении дела привлекается определенный круг лиц (ст. ст. 247—253 КоАП); административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенном законом (ст. ст. 256—259 КоАП); ход рассмотрения дела протоколируется (ст. 260 КоАП); взыскание оформляется постановлением, которое доводится до виновного (ст. ст. 261—265 КоАП); постановление может быть обжаловано (ст. ст. 266—276 КоАП).

 

  6. Административная ответственность  за нарушения земельного законодательства  носит смешанный диспозитивно-императивный  характер: факт нарушения фиксируется в установленном порядке (ст. ст. 234—236 КоАП), что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться (ст. ст. 21, 22 КоАП).

 

  7. Нарушения земельного законодательства, влекущие административную ответственность, можно классифицировать следующим образом: 
  а) нарушения экономического характера: несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков (ст. 52 КоАП); отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53 КоАП) и др.; 
  б) нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (ст. 50 КоАП) и т. п.; 
  в) нарушения, связанные с землей, т. е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений (ст. 143 КоАП); потрава посевов, повреждение насаждений (ст. 96 КоАП); умышленное повреждение дорожных сооружений (ст. 131 КоАП) и др.; 
  г) нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками (ст. 99 КоАП); нарушение правил благоустройства населенных пунктов (ст. 144 КоАП); нарушение правил содержания дорог (ст. 134 КоАП) и др.

 

  Уголовная ответственность имеет следующие основные признаки. 
  1. Ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК РФ). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступления нарушают одновременно нормы как земельного, так и уголовного права. 
  2. Особый порядок возложения. Уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, вынесенным с соблюдением требований УПК РСФСР. 
  3. Уголовная ответственность носит исключительно личный характер. К ней не могут привлекаться юридические лица, однако праву известен институт соучастия (ст. 32 УК РФ).

 

  При анализе Особенной части нового УК и УК 1960 г. можно выделить ряд существенных изменений, в том числе и касающихся “земельных” преступлений. 
  Часть ранее уголовных наказуемых деяний декриминализирована (ст. 199 — самовольный захват земли; ст. 168 — умышленная потрава почв и повреждение полезащитных и иных насаждений).

 

  Некоторые составы не претерпели существенных изменений: ст. 167 (нарушение правил разработки недр) УК 1960 г. примерно соответствует ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр) УК 1996 года, а ст. 255 (посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли) УК 1960 г. — ст. 231 (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества) УК 1996 г. при снижении санкций последней.

 

  В УК 1996 г. введены совершенно новые составы преступлений: ст. 254 — порча земли и ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей. По УК 1996 г. все составы преступлений, связанные с земельными отношениями, можно подразделить на два вида: специальные (объектом выступают только непосредственно земельные отношения) и общие (объектами, наряду с другими общественными отношениями, могут быть и земельные отношения).

 

  Можно выделить четыре группы составов “земельных” преступлений: 
  1) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

 

  специальные: ст. 254 — порча земель, ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр;

 

  общие: ст. 246 — нарушение  правил охраны окружающей среды  при производстве работ, ст. 247 —  нарушение правил обращения экологически  опасных веществ и отходов, ст. 262 — нарушение режима особо  охраняемых природных территорий  и природных объектов и т. д.;

 

  2) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

 

  специальный: ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей;

Информация о работе Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства