Виды и особенности норм земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

В течение тысячелетней истории развития человечества земля играла и продолжает играть важнейшую экономическую, политическую и социальную роль в жизни людей. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей. Одновременно – это уникальный природный ресурс, который является главным объектом хозяйственной деятельности человека. Широкий спектр общественных отношений по поводу использования и охраны земли и связанных с ней объектов (недр, лесов, воды) и объектов искусственного происхождения (зданий, строений, сооружений) рассматривается как сфера земельных отношений. Земельные отношения представляют собой особую сферу общественных отношений, основой которых являются отношения собственности.

Содержание работы

I.Введение………………..…..………………………………………….……2
II.Понятие нормы земельного права………………...…………………3-5
III.Признаки нормы земельного права……………...…………….…….6-7
IV.Структура нормы земельногоправа………………………………..8-10
V.Классификация норм земельного права…………………………....11-13
VI.Заключение………………………………………………..……………..14
Список источников………………………….………………………..……15

Файлы: 1 файл

контроша земелное.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы и сосредоточены в этих структурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. СТРУКТУРА НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Норма земельного права, как и всякие иные правовые нормы, имеют свою внутреннюю структуру, то есть составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Первая часть (элемент) правовой нормы — гипотеза , т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Гипотезы правовой нормы можно подразделить на простые, сложные и альтернативные. Простая гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного обстоятельства. Сложная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от нескольких обстоятельств, существующих одновременно. Альтернативная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких возможных обстоятельств.

Вторая часть правовой нормы — диспозиция , которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Диспозиции нормы также подразделяются на простые, сложные и альтернативные. Простая диспозиция содержит одно правило поведения. Сложная диспозиция содержит одновременно несколько правил поведения. Альтернативная диспозиция предполагает выбор одного из возможных правил поведения.

Третья часть правовой нормы – санкция. Это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы. Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания.

Аналогичным образом санкции подразделяются на простые, сложные и альтернативные.

Простая санкция точно указывает меру воздействия, применимую в данном случае.

Сложная санкция содержит 2 и более видов воздействия, применяемых к правонарушителю. Альтернативная санкция предполагает возможность выбора между несколькими мерами воздействия.

Санкция - это составная часть правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым элементом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Федеральной службы земельного кадастра устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним.

Определенные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного правового акта по-разному. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике сплошь и рядом допускается раздельное их формулирование. Это требует вдумчивого изучения правовых нормативных актов и возникающих на их основе земельных правоотношений. Процесс познания осложняется еще и тем, что во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются отсылочные статьи, т. е. нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или даже иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы — без отсылки к другим статьям нормативного акта и т. д.

В любом случае для уяснения подлинного смысла правовой нормы необходимо ее толкование, анализ ее юридического содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Земельно-правовые нормы классифицируются по различным критериям: по содержанию, по характеру предписаний, по способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, по институтам земельного права и т. д. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельно-правовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений земельные правоотношения делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права.

Материально-правовые нормы – это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.

Процессуальные нормы устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.

МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Материально-правовые нормы земельного права классифицируются на следующие виды :

- нормы положительного  правового регулирования, которые  устанавливают права и обязанности  участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы);

- нормы-гарантии, которые  обеспечивают соблюдение регулятивных  норм земельного права.

Нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы) непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей также подлежат разделению:

1. уполномочивающие нормы - это нормы, которые направлены на реализацию участником земельно-правовых отношений своего права на совершение определенных положительных действий (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.); при их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», 
«вправе», «может», «возможно» и т. п.

2. обязывающие нормы - это нормы, устанавливающие обязанность участника земельно-правовых отношений совершить определенные положительные действия; при их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12—13 ЗК РФ;

3. запретительные нормы - это нормы, запрещающие участнику земельно-правовых отношений совершать те или иные действия противоправного характера; при их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запретительные нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

4 . компенсационные нормы - это нормы, предусматривающие обязанность участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный правомерный вред и др.

5 . Особую группу материально-правовых норм, регулирующих земельные отношения, составляют экологизированные земельно-правовые нормы, предусматривающие обязанности субъектов земельных отношений по охране земель и других природных ресурсов от вредного негативного воздействия.

Обязывающие и запретительные нормы являются, как правило, императивными, то есть не допускающими никаких отступлений. Уполномочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, то есть допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта повеления, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких- либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной. Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные.

Нормы-гарантии подразделяются на следующие виды:

  1. поощрительные нормы (направлены на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование));

  1. карательные нормы (устанавливают принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение, нарушение данных предписаний).

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Процессуальные земельно-правовые нормы, находящиеся в тесной связи и во взаимодействии с материальными нормами, имеют по отношению к ним служебный характер. В процессуальных нормах указывается порядок действия, обеспечивающий практическую реализацию прав и обязанностей, предусмотренных в материальных нормах. Они регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействия с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель и государственного земельного кадастра, разрешения земельных споров.

По содержанию процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на:

  1. правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов);

  1. правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей);

  1. правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров);

  1. правопрекращающие нормы - это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок.

Классификация земельно-правовых норм может быть произведена и по институтам земельного права (право собственности на землю, государственное управление землями и т.д.), и по объектному признаку в зависимости от категории земель (нормы, определяющие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и т.д.), и по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками (нормы, предусматривающие права на землю граждан, колхозов, промышленных предприятий и т.д.

Информация о работе Виды и особенности норм земельного права