Структура рынка недвижимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

На рынке недвижимости выделяются две его составляющие: первичный и вторичный рынок недвижимости.
На первичном рынке недвижимость как товар выступает впервые. Основными продавцами недвижимости в таком случае выступают государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов власти, а также строительные компании – поставщики жилой и нежилой недвижимости.

Файлы: 1 файл

СТРУКТУРА РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

СТРУКТУРА РЫНКА  НЕДВИЖИМОСТИ

На рынке  недвижимости выделяются две его  составляющие: первичный и вторичный  рынок недвижимости.

На первичном  рынке недвижимость как товар  выступает впервые. Основными продавцами недвижимости в таком случае выступают  государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов власти, а также строительные компании – поставщики жилой и нежилой недвижимости.

На вторичном  рынке недвижимость выступает как  товар, ранее бывший в употреблении и принадлежащий определенному  собственнику – физическому или юридическому лицу.

Подобное деление  рынка имеет место и на рынке  потребительских товаров, рынке  ценных бумаг и т.д. Но там товары свободно перемещаются в экономическом  пространстве, в то время как предложение  на рынке недвижимости всегда привязано к определенному региону, в рамках города – определенному району или даже микрорайону.

Учитывая, что  потребности населения в жилье, а предпринимателей в производственной недвижимости далеки от удовлетворения, дальнейшее развитие рынка недвижимости связано с новым строительством, а, следовательно, с более быстрым развитием первичного рынка недвижимости.

Первичный и  вторичный рынки тесно взаимосвязаны. Например, если по каким-либо причинам (спад деловой активности, неблагоприятная  экологическая обстановка, затяжной межнациональный или религиозный конфликт и т.д.) в регионе увеличивается предложение недвижимости на вторичном рынке, то автоматически падает спрос и цены на первичном рынке.

По структуре  рынок недвижимости делится на:

– рынок жилья;

– рынок коммерческой недвижимости;

– рынок земли.

Субъектами  рынка недвижимости являются:

– покупатели (физические и юридические лица);

– инвесторы;

– продавцы (собственники имущества, фонды имущества, органы, уполномоченные местной властью);

– всевозможные посредники, организующие процесс купли-продажи и передачи прав собственности:

- агентства  оценщиков;

- риэлтерские  фирмы;

- юридические  фирмы;

- рекламные  агентства;

- биржи недвижимости;

- страховые  компании;

- аукционные  фирмы;

- фондовые биржи;

- конкурсные комиссии;

- чековые инвестиционные  фонды;

- комиссии по  приватизации предприятий;

- банки (в  т.ч. ипотечные) и др.

– государственные  органы:

- бюро технической  инвентаризации (ПИБ);

- комитеты по  управлению имуществом (КУГИ);

- арбитражные  суды;

- нотариальные конторы;

- налоговые  инспекции;

- комитеты по  земельным ресурсам и землеустройству.

Рынок жилья. В  качестве объектов недвижимости на рынке  жилья выступают жилые дома с  жилыми и нежилыми помещениями, квартиры, иные жилые помещения в жилых  домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Жилым помещением признается помещение, отвечающее установленным  санитарным, противопожарным, градостроительным  и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан.

Не допускается  размещение в жилых домах промышленных производств. Размещение собственником  в принадлежащем ему жилом  помещении предприятий, учреждений или организаций допускается  только после перевода такого помещения в нежилое, определяемом жилищным законодательством.

Основной предпосылкой для формирования рынка жилья  является закрепленное главой 18 ГК РФ и Законом РФ «Об основах федеральной  жилищной политики» право собственности  и другие вещные права на недвижимость в жилищной сфере.

Право собственности  на жилье возникает только после  государственной регистрации этого  права.

В Санкт-Петербурге регистрацию квартир осуществляет Городское бюро регистраций (ГБР). Порядок  оформления и государственной регистрации недвижимости изложен в Инструкции, представленной в приложении №1 к Приказу КЗРиЗ от 29 сентября 1995 г. №73. Там же приводится список документов, представляемых для регистрации.

Срок рассмотрения документов в ГБР – 30 дней. Основанием для отказа в регистрации могут быть наличие спора или ареста в отношении объекта недвижимости и несоответствие документов требованиям законодательства. Отказ может быть оспорен в суде. При положительном решении ГБР удостоверяет факт регистрации прав на объект недвижимости путем выдачи свидетельства.

Рассмотрим  порядок сделок с квартирами. Предметом  сделок могут быть приватизированные  либо приобретенные в собственность  в ином установленном законодательством  порядке квартиры.

Купля-продажа  квартир возможна за любую сумму по соглашению сторон, но не ниже балансовой стоимости квартиры. Кроме того, возможно заключение договора аренды, а также договора безвозмездного пользования.

Сделка с  квартирами удостоверяется нотариально  при наличии правоустанавливающего  документа, которым может быть:

– документ о  приватизации квартиры;

– справка ЖСК;

– договоры о  ранее заключенных сделках с  квартирой;

– свидетельство  о праве на наследство по закону или по завещанию;

– договор дарения.

Правоустанавливающий  документ регистрируется по месту нахождения квартиры.

Госпошлина  за составление и удостоверение  договоров отчуждения и приобретения квартир взимается в размере 3-4% от суммы договора, но не менее установленного законом размера минимальной  оплаты труда.

Сделки с  квартирами могут быть совершены доверенным лицом на основании доверенности.

Для иностранных  граждан и лиц без гражданства  сделки, связанные с приобретением  квартир, оформляются в общем  порядке (Закон РСФСР «Об иностранных  инвестициях в РСФСР»).

Для оформления в нотариальной конторе сделки, в результате которой собственником квартиры становится хозяйствующий субъект, необходимо представить устав хозяйствующего субъекта, документ, подтверждающий полномочия руководителя, или доверенность, если документ подписывает доверенное лицо. Новым собственником квартиры или его доверенным лицом договор должен быть зарегистрирован в районном ПИБе. Зарегистрированный договор является единственным удостоверением права собственности.

Конъюнктура рынка  жилья складывается под воздействием следующих основных показателей: изменение структуры спроса и предложения, цены на жилье разных типов, соотношение между строительной и рыночной стоимостью.

Рынок коммерческой недвижимости стал формироваться в  связи с приватизацией предприятий. Он гораздо меньше, чем рынок жилья, количество сделок невелико, но в связи с высокой стоимостью объектов является привлекательным для структур, работающим на данном рынке.

На рынке коммерческой недвижимости преобладают сделки аренды, а не купли-продажи или мены, как  на рынке жилья. Рынок имеет большие перспективы и резервы для своего развития, особенно в крупных городах, но развивается медленно.

Рынок коммерческой недвижимости состоит из рынка нежилых помещений  и рынка промышленной недвижимости.

Рынок нежилых помещений  подразделяется на несколько сегментов, которые различаются по функциональному назначению объектов: офисные, торговые, складские и производственные.

На рынке нежилых помещений  можно отметить две составляющие: первичный и вторичный рынок.

Первичный рынок образуют нежилые помещения муниципального фонда, которые предоставляются в аренду через коммерческие конкурсы и аукционы, организуемые комитетами по управлению городским имуществом. Этот рынок, хотя и имеет большие перспективы и резервы

для развития, особенно в  крупных городах, развивается очень медленно и неравномерно. Предложение муниципальных площадей носит ограниченный характер, конкурсы проводятся редко, а количество выставляемых лотов редко бывает более 10. При этом предлагаются большей частью подвальные и полуподвальные помещения, помещения на первом этаже в жилом фонде.

На конкурсах, которые  проводят уполномоченные муниципальными властями риэлтерские фирмы, победитель должен одновременно оплатить право  аренды на весь срок, а далее регулярно  оплачивать аренду и коммунальные услуги в течение всего срока аренды.

Кроме прав арендаторы нежилых  помещений приобретают обязанности  проводить за свой счет текущий ремонт, благоустраивать прилегающую территорию и всегда быть готовыми к росту  расходов, связанных с арендой.

Конечные ставки арендной платы за нежилые помещения на муниципальных коммерческих конкурсах ниже, чем на вторичном рынке и зависят от типа и месторасположения помещения, наличия отдельного входа, охраны, мест для парковки автомобилей и количества телефонных линий. Затраты времени и средств на получение необходимой информации и на заключение договора аренды порой сопоставимы с расходами на аренду по рыночным ставкам.

В случае желания арендатора использовать нежилые помещения  не только как офис, но и как торговый склад или по иному назначению стоимость аренды возрастает. Причем перепланировка и переоборудование помещения на соответствие установленным задачам арендатора обычно производится за его счет по письменному согласованию с арендодателем и уполномоченными городскими службами, что должно предотвратить нарушение строительных норм и правил, а также правил пожарной и санитарной безопасности.

Нежилая площадь может  арендоваться у собственника помещения, у арендатора (субаренда) и у балансодержателя федеральной или муниципальной собственности. При аренде федеральной или муниципальной собственности у балансодержателя для совершения сделки необходимо получить разрешение собственника.

Следует отметить, что в  настоящее время систематизированная, полная и доступная информация о состоянии первичного и вторичного рынка нежилых помещений отсутствует, так как отсутствует обязательная регистрация договоров аренды.

Приобретение зданий и  нежилых помещений в собственность  сдерживается проблемами, связанными с правом собственности на земельный участок, на котором расположено строение, а также различных правил и условий покупки для основных групп покупателей (арендаторы, получившие право аренды в процессе приватизации или на конкурсах и

аукционах, или инвестировавшие  средства в арендованные помещения, или не входящие в эти группы арендаторы и покупатели).

Приобретение нежилых  помещений в собственность, т.е. их приватизация, законодательно установлена  целым рядом нормативных актов.

В соответствии с п. 2.6."Государственной  программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", п.4 "Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июня 1994 года" предусмотрена приватизация недвижимого имущества, находящегося в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В этих нормативных актах  определены: круг субъектов, имеющих  право приватизировать недвижимость; порядок ее продажи и определения цены, по которой могут быть проданы указанные объекты; основания отказа в продаже недвижимости. При этом допускается продажа с аукциона или по конкурсу в соответствии с законодательством Российской Федерации только незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда, в том числе предназначенных для реконструкции. Продажа других объектов нежилого фонда в этом порядке не допускается.

Предприниматели могут выкупить арендуемые ими у государства  объекты нежилого фонда в соответствии с Положением о продаже и временном порядке определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду, которое утверждено распоряжением Госкомимущества России от 16 февраля 1994 г. № 353-р.

Это положение  применяется при приобретении гражданами-предпринимателями и хозяйствующими субъектами недвижимости, в уставном капитале которых доля (паи), находящаяся в государственной и муниципальной собственности, составляет не более 25%, в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда, а также хозяйствующими субъектами, созданными в процессе приватизации сданных в аренду объектов нежилого фонда: зданий, сооружений, нежилых помещений в жилых домах, включая встроенно-пристроенные.

Продавцом сданных  в аренду объектов нежилого фонда является соответствующий комитет по управлению государственным имуществом: федеральной или муниципальной собственности.

Информация о работе Структура рынка недвижимости