Содержание земельных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: попытка объективного изучения и рассмотрения вопросов, связанных с земельными правоотношениями, определение их содержания, особенностей и оснований их возникновения, изменения и прекращения, а также рассмотрение их видов; изучение права постоянного и временного пользования землей.
Задачи исследования: определить сущность и дать определение земельным правоотношениям; определить их содержания; установить их особенности; рассмотреть основания их возникновения, изменения и прекращения, а также рассмотрение их видов; изучить права постоянного и временного пользования землей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ................. 5
1.1. Понятие, виды и содержание земельных правоотношений ............. 5
1.2. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений .................................................................................................. 12
ГЛАВА 2 ПРАВО ПОСТОЯННОГО И ВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ ............................................................................................................... 19
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ...... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .......................................... 34

Файлы: 1 файл

Контр. зем. пр готовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

- права, реализуемые  в судебном порядке (например, в соответствии со ст. 45 Кодекса  о земле в случае недостижения соглашения об установлении и (или) условиях земельного сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица);

- права, реализуемые  в административном, несудебном  порядке (например, исполнение решений  по земельному спору, рассмотренному соответствующим областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, т.е. требование определенного поведения от других лиц, в соответствии со ст. 95 Кодекса о земле, обеспечивается соответствующим исполнительным комитетом, территориальным органом Государственного комитета по имуществу РБ или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией) [4, с.75].

Обязанное поведение  субъекта земельных правоотношений может проявляться в двух формах:

- в форме  обязанности совершать какие-либо  действия (например, в соответствии  со ст. 70 и 89 Кодекса о земле  землепользователи обязаны обеспечивать  использование земельных участков  в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранительные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности);

- в форме  обязанности не допускать каких-либо  действий (например, в соответствии  со ст. 17 Кодекса о земле строительство  арендаторами капитальных строений  или размещение иных объектов  недвижимого имущества на арендуемых  земельных участках, находящихся в частной собственности, не допускается (за исключением случаев, когда строительство этих строений или иное основание земельных участков соответствует их целевому назначению и условиям, указанным в договорах аренды земельных участков).

Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят  от их правового статуса, особенностей объекта и вида отношений. Так, содержание земельных правоотношений в сфере собственности на землю состоит из совокупности таких правомочий земельного собственника, как владение, пользование и распоряжение землей. Наиболее сложным по структуре является содержание правоотношений, связанных с использованием земель. Это определяется прежде всего наличием различных правовых оснований использования земли, разнообразие целевого назначения земельных участков, являющихся объектом этих правоотношений, связи правоотношений по использованию земли с правоотношениями по использованию других природных объектов – недр, вод, лесов, а также различной недвижимости, находящейся на земле (зданий, сооружений, садов и т.п.).

 

 

 

1.2 Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений

 

Земельные отношения  возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в  законодательстве. Основным нормативным актом, регулирующим порядок предоставления земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, их передачу в частную собственность, является Кодекс РБ о земле.  Как определяется в ст. 24 данного Кодекса, порядок изъятия и предоставления земельных участков устанавливает Президент РБ. Предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента РБ от 27.12.2007 г. № 667. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукциона. Без проведения аукционов земельные участки могут предоставляться в случаях, устанавливаемых Президентом РБ.

Право на земельный  участок возникает у гражданина, ИП или юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества,  прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Если иное не установлено Президентом РБ, при  невыполнении в течение двух месяцев  со дня принятия решения о предоставлении земельного участка гражданином, ИП, юридическим лицом предусмотренных в данном  решении требований по осуществлению в течение этого срока государственной регистрации земельного участка, прав, ограничений, (обременений) прав на него решение о предоставлении земельного участка может быть отменено государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его  компетенцией, предусмотренной Кодексом о земле и иными актами законодательства, принявшим это решение, а в случаях, когда земельный участок предоставлялся по решению Президента РБ, Совета Министров, облисполкома, а также до 27.11.1996 г. – Президиума Верховного Совета РБ, - по решению РИК. Указанный срок может быть продлен соответствующим органом не более чем на два месяца, если у гражданина имелась уважительная причина, препятствовавшая ему обратиться за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него (болезнь, отсутствие в РБ или иная уважительная причина). Решение о предоставлении земельного участка отменяется на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за исполнением и охранной земель, лицо, которому был предоставлен земельный участок, в установленный срок не выполнило вышеперечисленные условия [6, с.115].

Основания прекращения  права пользования и права  пожизненного наследуемого владения земельным  участком (его частью), права собственности  граждан и юридических лиц на земельный участок установлены в ст. 50, 60, 62-64 Кодекса РБ о земле. Так, в соответствии со ст. 60 Кодекса о земле право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:

- при отчуждении  земельного участка лицам, которые  в соответствии с кодексом  о земле и иными законодательными  актами не могут являться собственниками земельных участков;

- при добровольной  передаче земельных участков  в государственную собственность;

- при изъятии  земельного участка для государственных  нужд;

- при ликвидации  негосударственного юридического  лица РБ;

- в случае смерти гражданина  и признания наследства выморочным;

- в случае  неисполнения залогодателем обеспеченного  ипотекой или залогом обязательства [3, с.31]:

- при признании  земельного участка бесхозяйным.

Право частной  собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:

- при неуплате  земельного налога по истечении  двух налоговых периодов;

- при использовании  земельного участка не по целевому  назначению;

- при признании  пустующего жилого дома бесхозяйственным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицы или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;

- если гражданин  в течении одного года, а негосударственное  юридическое лицо РБ в течении  6 месяцев со дня получения  свидетельства о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;

- если гражданин  в течении одного года, а негосударственное  юридическое лицо РБ в течении  6 месяцев либо в течении иного  срока, установленного ст. 57 Кодекса о земле, после разрушения капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения или возведению нового;

- при неосуществлении  мероприятий по охране земель, предусмотренных ст. 89 Кодекса о  земле (благоустройство и эффективное  использование земель и земельных  участков; сохранение плодородия  почв и иных полезных свойств земель; защита земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий и др.);

- при утрате  гражданства РБ;

- при выбытии или исключении  из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении  одного года со дня прекращения  членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;

- при конфискации  земельного участка;

- при несоблюдении  наследниками установленного ст. 52 Кодекса о земле срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок (не позднее 18 месяцев со времени открытия наследства).

В соответствии со статьей 62 Кодекса о земле право  постоянного пользования и право  пожизненного наследуемого владения земельным  участком прекращаются в случае:

- добровольного  отказа от земельного участка;

- изъятия земельного участка для государственных нужд;

- предоставления  земельного участка, находящегося  в постоянном пользовании или  пожизненном наследуемом владении, в частную собственность или  аренду.

Право постоянного  пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются также в случаях совершения землевладельцем или землепользователем недействительных сделок с земельными участками. Согласно ст. 48 Кодекса о земле, договоры купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки земельных участков, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование либо аренду, являются недействительными.

Право постоянного  пользования земельным участком прекращается также в случае ликвидации юридического лица РБ, которому предоставлен земельный участок, а право пожизненного наследуемого владения земельным участком – в случае признания в соответствии с гражданским законодательством наследства выморочным, а также при утрате гражданства РБ. Кроме того, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при несоблюдении наследниками установленного ст. 53 Кодекса о земле срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком, переданным по наследству (не позднее 18 месяцев со времени открытия наследства) [3,с. 35].

Законодательными  актами могут быть предусмотрены  и иные случаи прекращения права  постоянного пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право временного пользования земельным участком прекращается:

  • в случае добровольного отказа от земельного участка;
  • при изъятии земельного участка для государственных нужд;
  • по истечении срока, на который был предоставлен земельный участок;
  • в случае совершения землепользователем сделок, признанных недействительными;
  • при утрате гражданства РБ;
  • в случае ликвидации юридического лица, смерти гражданина, которым предоставлен земельный участок;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным  гражданским законодательством  или договором аренды. Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается также в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, совершения арендатором (субарендатором) сделок, признанных недействительными.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права аренды (субаренды) земельного участка. Прекращение права аренды земельного участка влечет за собой прекращения права субаренды этого земельного участка, если иное не установлено договором аренды.

При прекращении  права владения и права пользования  земельным участком местный исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или землепользователям затрат, связанных с улучшением земель, или вопрос о возмещении ими ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельных участков. Порядок компенсации затрат, связанных с улучшением земель, а также возмещением ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельного участка, устанавливается Советом Министров РБ. Так, согласно Положению о порядке определения размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2006 г. № 1736 «О мерах по реализации Указа Президента РБ от 14.11.2006 г. № 671», при определении размеров убытков, причиняемых указанным изъятием, учитываются:

Информация о работе Содержание земельных правоотношений