Приватизация жилых помещений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации жилых помещений в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются нормы жилищного, гражданского законодательства, регулирующие порядок осуществления приватизации жилых помещений в Республике Беларусь.
Цель настоящей работы – выявить и проанализировать особенность процесса приватизации жилых помещений в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

3. После принятия решения  о приватизации гражданин приобретает  право оплатить стоимость квартиры или внести первоначальный взнос в случае приватизации в рассрочку.

Статьей 144 ЖК РБ предусмотрено, что оплата в рассрочку может быть произведена в течение 40 лет, при условии внесения первоначального взноса в размере не менее десяти процентов остаточной стоимости этих жилых помещений, подлежащей оплате [1].

Следует обратить внимание на то, что на данной стадии речь идет о праве, а не об обязанности гражданина. Несмотря на принятие решения о приватизации, гражданин не обязан оплачивать стоимость квартиры (ее часть) и обращаться в нотариальную контору за удостоверением договора. Между моментом принятия решения органом по приватизации и моментом заключения нотариального удостоверения договора может пройти от одного дня до одного года (срок действия решения), на что следует обратить внимание, поскольку деньги имеют свойство обесцениваться. Однако если между указанными моментами произойдут изменения в составе семьи, проживающей в приватизируемом жилом помещении, и он (состав семьи) перестанет соответствовать указанному в решении органа по приватизации, то потребуется осуществить административную процедуру заново, что повлечет новый расчет стоимости объекта приватизации, т.е. его удорожание. Но при неизменном составе семьи десять процентов рассчитанной в начале года стоимости объекта приватизации можно внести и в конце года, тем самым отсрочив выплаты остальной стоимости.

Необходимо обратить внимание на одну важную особенность, связанную с оплатой стоимости передаваемых на возмездной основе в собственность занимаемых служебных жилых помещений [20, с.34].

Согласно ст. 139 ЖК РБ приватизация жилых помещений осуществляется на возмездной, безвозмездной и смешанной основе [1]. Жилые помещения, занимаемые гражданами, передаются им в собственность безвозмездно, если сумма имеющихся у них именных приватизационных чеков "Жилье" равна стоимости этих помещений, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 г. Если сумма чеков "Жилье" превышает указанную стоимость жилого помещения, жилое помещение передается безвозмездно, а остаток именных приватизационных чеков "Жилье" может использоваться в соответствии с законодательством [21, с.109].

Вместе с тем Указом № 128 не предусмотрена передача гражданам занимаемых служебных жилых помещений государственного жилищного фонда в собственность на безвозмездной (или смешанной) основе и однозначно установлено, что такая передача осуществляется только на возмездной основе, то есть с полной оплатой стоимости занимаемых жилых помещений за счет собственных денежных средств [16]. Поэтому в данном случае имеющиеся у граждан именные приватизационные чеки "Жилье" не могут быть направлены на погашение стоимости передаваемых в их собственность жилых помещений.

4. После оплаты первоначального  взноса либо полной оплаты  стоимости жилого помещения, следует  этап заключения договора приватизации  между государством и гражданином.

Согласно параграфу 7 гл. 30 ГК РБ, такой договор является договором купли-продажи недвижимого имущества и заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть первая статьи 521 ГК РБ) [6].

Как уже было сказано, договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению.

Для нотариального удостоверения договора купли-продажи приватизируемого жилого помещения истребуются в том числе квитанция об оплате стоимости приобретаемого в собственность жилого помещения (либо оплате первоначального взноса) для обозрения и соответствующей отметки в договоре купли-продажи приватизируемого жилого помещения.

В соответствии с п. 2 ст. 529 ГК РБ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации [6].

Договор приватизации жилого помещения заключается посредством составления одного документа, подписываемого сторонами, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.

5. С момента заключения  договора у государства возникает  обязанность передать квартиру  в собственность гражданина, а  у гражданина в случае приватизации  в рассрочку – обязанность внести оставшуюся сумму [22, с.111].

На практике, как правило, в качестве передаточного акта (документа о передаче) принимается договор приватизации, а документы на государственную регистрацию договора приватизации и государственную регистрацию права собственности на его основании подаются одновременно. Таким образом, в данном случае факт передачи жилого помещения имеет место в момент заключения договора, хотя теоретически является отдельным, завершающим этапом.

Следует отметить, что возникшее в результате приватизации право собственности на жилое помещение ограничено владением и пользованием. Возможность распоряжаться жилым помещением обусловлена полной выплатой стоимости объекта приватизации [23].

Также важно, что не все жилые помещения государственного жилищного фонда могут быть приватизированы. В ст. 135 ЖК РБ перечислены жилые помещения, не подлежащие приватизации [1].

Таким образом, реализация права на приватизацию представляет собой цепочку последовательных взаимосвязанных отношений между государством и гражданином, на каждом этапе которых возникают соответствующие права и обязанности. Реализуется право на приватизацию путем подачи в установленном порядке заявления о приватизации в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение. При подаче заявления у государства в лице органа по приватизации возникает обязанность принять решение о приватизации либо решение об отказе в приватизации. После принятия решения о приватизации гражданин приобретает право оплатить стоимость квартиры или внести первоначальный взнос в случае приватизации в рассрочку. После оплаты первоначального взноса либо полной оплаты стоимости жилого помещения, следует этап заключения договора приватизации между государством и гражданином. С момента заключения договора у государства возникает обязанность передать квартиру в собственность гражданина, а у гражданина в случае приватизации в рассрочку – обязанность внести оставшуюся сумму.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. К основным принципам приватизации жилых помещений относятся: безвозмездная передача гражданам Республики Беларусь государственного и общественного жилья в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы; добровольная основа; сочетание возмездного и безвозмездного характера; равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации.

Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда. Под жилым помещением понимается предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Не подлежат приватизации: жилые помещения в общежитиях; служебные жилые помещения, кроме служебных жилых помещений в домах совхозов; жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях радиоактивного загрязнения; жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ; жилые помещения, занимаемые военнослужащими воинских частей, выведенных или подлежащих выводу за пределы Республики Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих; жилые помещения в специальных домах; жилые помещения социального пользования; жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь.

Реализация права на приватизацию представляет собой цепочку последовательных взаимосвязанных отношений между государством и гражданином, на каждом этапе которых возникают соответствующие права и обязанности. С возникновением постоянного права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда у конкретного лица в силу п. 1 ст. 136 ЖК РБ возникает и субъективное право на приватизацию конкретного жилого помещения, а в некоторых случаях – право на приватизацию на льготных условиях. Перечень лиц, имеющих право на приватизацию на льготных условиях, закреплен в ст. 140 ЖК РБ.

Реализуется право на приватизацию путем подачи в установленном порядке заявления о приватизации в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение. Это и является началом административной процедуры и первым основным шагом гражданина. При подаче заявления у государства в лице органа по приватизации возникает обязанность принять решение о приватизации либо решение об отказе в приватизации. Отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке. Срок на принятие решения – 1 месяц. После принятия решения о приватизации гражданин приобретает право оплатить стоимость квартиры или внести первоначальный взнос в случае приватизации в рассрочку.

Статьей 144 ЖК РБ предусмотрено, что оплата в рассрочку может быть произведена в течение 40 лет, при условии внесения первоначального взноса в размере не менее десяти процентов остаточной стоимости этих жилых помещений, подлежащей оплате. После оплаты первоначального взноса либо полной оплаты стоимости жилого помещения, следует этап заключения договора приватизации между государством и гражданином. Таким договором является договор купли-продажи недвижимого имущества, заключаемый в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению. С момента заключения договора у государства возникает обязанность передать квартиру в собственность гражданина, а у гражданина в случае приватизации в рассрочку – обязанность внести оставшуюся сумму.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 31мая 2012 г.: одобр. Советом Респ. 22 июн. 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
  2. О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.2014 №524 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  3. Королевич, В.В. Алгоритм приватизации жилых помещений – квартир / В.В. Королевич // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
  4. Еремичев, И.А. Жилищное право: учеб. пособие / И.А. Еремичев. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. –  304 с.
  5. Бруй, М.Г. Жилищное право: учеб.пособие / М.Г. Бруй. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 272 с.
  6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2013 г. № 96-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
  7. Афонина, А.В. Жилищное право: курс лекций / А.В. Афонина. – М.: ЭКСМО, 2009. – 240 с.
  8. Качалова, И.В. Право собственности и иные вещные права граждан на жилые помещения / И.В. Качалова : / Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. – 28 с.
  9. Бронер, Д.Л. Статистика жилищного и коммунального хозяйства: учеб. пособие / Д.Л. Бронер, М.Л. Крупицкий – М.: Высшая школа, 1979. – 186 с. 
  10. Криворощенко, И.С. Порядок предоставления налоговыми агентами и (или) налоговыми органами имущественного налогового вычета, связанного со строительством и (или) приобретением жилья физическими лицами / И.С. Криворощенко // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
  11. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  12. О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 №1593-XII (утрат. силу) // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  13. Положение о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте: утвержд. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 №1399 (утрат. силу) // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  14. О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2013 №356 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  15. Савицкий, В.В. Новые особенности приватизации заселенных служебных жилых помещений / В.В. Савицкий // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
  16. О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусь от 19.03.2007 №128 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  17. Корнушенко, Е.И. Регулирование жилищных отношений / Е.И. Корнушенко. – Минск: Агенство Владимира Гревцова: Серия “Право и бизнес”, 2006. – 208 с.
  18. Царикевич, В.Т. Приватизация жилых помещений государственного жилого фонда, находящихся в хозяйственном ведении сельскохозяйственных организаций / В.Т. Царикевич // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
  19. Об основах административных процедур: Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 №433-З // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.
  20. Ивакин, В.Н. Жилищное право:  конспект лекций / В.Н. Ивакин. – М.: Юрайт, 2010. – 158 с.
  21. Богданов, Е.В. Право на жилище / Е.В. Богданов. – Минск: Университетское, 1990. – С. 101-117.
  22. Чигир, В.Ф. Субъекты гражданского права. Комментарий к ГК Республики Беларусь / В.Ф. Чигир // Промышленно-торговое право. – 1999. – № 1. – С. 101–112.
  23. О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений: Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 №563 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. –  Минск, 2015.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Приватизация жилых помещений в Республике Беларусь