Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы состоит в том, чтобы на основе экономического и социально-политического анализа изучить процесс проведения муниципального земельного контроля как одного из элементов системы управления земельными ресурсами, исследовать проблемные вопросы в этой сфере и предложить способы решения данных вопросов.
Для достижения поставленной цели выбраны следующие основные задачи:
- рассмотреть систему управления земельными ресурсами;
- сформулировать и определить понятие муниципального земельного контроля как одного из элементов системы управления земельными ресурсами;

Содержание работы

Введение 1
1 Формирование муниципального земельного контроля 1
1.1 Сущность и система управления земельными ресурсами 1
1.2 Муниципальный земельный контроль и его место в системе управления земельными ресурсами 1
1.3 Взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля 1
2 Проведение земельного контроля на примере Саткинского муниципального района 1
2.1 Орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль на территории Саткинского района 1
2.1.1 Контроль по соблюдению земельного законодательства 1
2.1.2 Контроль за использованием земель 1
2.2 Основные проблемы муниципального земельного контроля 1
3 Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля 1
Заключение 1
Список используемой литературы и источников 1

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

     Орган  муниципального  земельного  контроля осуществляет  проверки исполнения  предписаний выданных государственным инспектором и  вынесенных на основании материалов проверок, проведенных муниципальными инспекторами.

     Проверка  исполнения  предписания  проводится  в рамках первичной проверки  и  не  требует  вынесения Распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

     По  результатам  проведенной  проверки  муниципальным инспектором оставляется Акт.

     В   случае  неустранения  нарушения  земельного  законодательства вместе  с  Актом  составляется  Уведомление  о необходимости прибыть в Управление    для    составления    протокола    об   административном правонарушении.  Уведомление  вручается  под роспись землепользователю или его законному представителю.

     При  поступлении  материалов  проверки  из  органа  муниципального земельного  контроля  государственный  инспектор в присутствии лица, в отношении  которого  была  проведена  проверка исполнения Предписания, рассматривает  материалы  проверки  и  в  случае выявления достаточных данных,    указывающих    на    наличие    события   административного правонарушения,     составляет     протокол     об    административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Протокол    об    административном   правонарушении   в   составе административного  дела  направляется  на  рассмотрение в суд (мировой суд). По  результатам  рассмотрения административного дела судебный акт направляется в орган муниципального земельного контроля.

     По письменному запросу территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости не чаще одного раза в год предоставляются сведения об организации производственного земельного контроля лицами, использующими земельные участки. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы оказывают методическую помощь в организации муниципального, производственного и общественного земельного контроля. 
     Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Данный Федеральный закон направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного контроля (надзора). Он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), в том числе земельного, в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с данным Федеральным законом мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного земельного контроля (надзора).  
      В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного земельного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного земельного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.    
     Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:  
    - получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;  
    - возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;  
    - обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.  
          Помимо указанных федеральных органов исполнительной власти, полномочиями по надзору за соблюдением земельного законодательства РФ обладают органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.  
   В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура РФ осуществляет в том числе: 
     - надзор за исполнением земельного законодательства федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием земельному законодательству издаваемых ими правовых актов, регулирующих земельные отношения;  
     - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области земельных отношений, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.  
     Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.  
     Отсутствие детального регулирования муниципального земельного контроля на федеральном уровне привело к активному нормотворчеству в этой сфере муниципальных образований. Например, постановлением городской Думы г. Калуги от 25 ноября 2003 г. N 279 утверждено Положение "О муниципальном земельном контроле в г. Калуге". В указанном нормативном правовом акте предусмотрены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля; права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль; порядок проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.  
     Наличие собственного нормативного правового акта, регулирующего муниципальный земельный контроль, представляется недостаточным. У муниципального образования должна быть не только возможность выявлять земельные правонарушения и давать обязательные предписания по их исполнению, но и возможность привлекать виновных лиц к административной ответственности.  
     Кодекс об административных правонарушениях не позволяет органам местного самоуправления привлекать к административной ответственности за совершение земельных правонарушений. Поэтому на уровне субъектов Российской Федерации должны приниматься законы, устанавливающие составы административных правонарушений, перечень органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (муниципальных земельных инспекторов) и рассматривать указанные протоколы и привлекать к административной ответственности (административные комиссии).  
     Так, согласно постановлению Коллегии Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Архангельской области от 5 февраля 2004 г. N 1 "Информация об итогах работы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Архангельской области в 2003 году и План действий на 2004 год" по предложению Комитета в областной Закон от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" внесены нормы, устанавливающие административную ответственность за ряд земельных правонарушений. Муниципальным образованиям направлены предложения по организации земельного контроля на подведомственной территории, рекомендован как основа для разработки и утверждения проект положения о муниципальном земельном контроле. В ряде муниципальных образований Архангельской области утверждены Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля (в Вельском, Пинежском, Шенкурском и Онежском районах и г. Коряжме), утверждены списки муниципальных земельных инспекторов в Няндомском, Пинежском, Шенкурском районах и г. Северодвинске.  
        В итоге необходимо отметить, что  порядок организации и проведения муниципального земельного контроля требует унификации на федеральном уровне с целью исключения дублирования государственного и муниципального земельного контроля. Этим будет достигнуто как снижение административного давления на субъектов хозяйственной и иной деятельности, так и оптимизация и повышение эффективности государственного и муниципального земельного контроля.

Анализ института земельного контроля и действующего законодательства об административной ответственности за нарушение земельного законодательства позволил выявить следующие проблемы:

1) необозримость управленческого  нормотворчества содержащего административно  – правовые нормы;

2) отсутствие четкого распределения  полномочий органов государственного и муниципального земельного контроля;

3) отсутствие у органов местного самоуправления права на составление протоколов об административных правонарушениях в области земельных отношений;

4) слабое взаимодействие органов  земельного контроля.

Решением вопроса о привлечении к административной ответственности должностных  лиц могли бы стать либо передача полномочий по наложению административных взысканий на органы местного самоуправления, осуществляющим земельный контроль, либо практическое взаимодействие этих и государственных органов, Однако на практике этого нет. Первоочередной задачей на этом пути должно стать законодательные закрепление большего объема полномочий органов местного самоуправления по ведению земельного контроля.

К вышеперечисленным условиям, от которых зависит надлежащий уровень эффективности земельного контроля. Необходимо добавить еще несколько, от соблюдения которых он зависит не меньше:

1) высокой, общей, политической и правовой культуры работников государственных и местных органов;

2) максимальной защиты законов от влияния политической коньюктуры (трудно себе представить закон, не зависимый от политики, но он не должен быть лишь отражением ее колебаний);

3) запрещения сводить функцию закона к защите и выражению корпоративных интересов, ибо в этом случае вопреки воле народа даже под прессом принуждения не будут иметь успеха;

4) наличие материальных, организационных кадровых возможностей для исполнения законов;

5) инвариантности требований законов то есть одинаковой обязанности их для всех граждан, должностных лиц и юридических лиц.

 

 

2 Проведение земельного контроля  на примере Саткинского муниципального  района                                                                               

 

2.1 Орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль на территории Саткинского района                       

 

Саткинский муниципальный район объединяет в своем составе следующие муниципальные образования: Саткинское городское поселение; Бакальское городское поселение; Бердяушское городское поселение; Межевое городское поселение; Сулеинское городское поселение; Айлинское сельское поселение; Романовское сельское поселение.

Согласно Уставу муниципального образования «Саткинский муниципальный район» все земли в пределах границ муниципального образования находятся в ведении органов местного самоуправления независимо от форм собственности и целевого назначения. Земля в пределах границ муниципального образования может находиться в федеральной, областной, муниципальной и иных формах собственности.

Местное самоуправление в муниципальном районе осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.

К основным вопросам местного значения муниципального района в сфере земельного контроля относятся:

- Формирование, утверждение, исполнение  бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета. Данный вопрос местного значения имеет непосредственное отношение к области рационального использования земельных ресурсов, а значит и муниципального земельного контроля. Это видно в первую очередь из источника пополнения местного бюджета за счет земельного налога и арендной платы за землю. В Земельном кодексе прописано, что использование земли в Российской Федерации является платной, а так как Земельный кодексе это основной закон, за соблюдением норм которого проводится земельный контроль, то и контроль за исполнением местного бюджета тоже будет относиться к муниципальному земельному контролю;

- Владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Здесь важную роль играет тот факт, что распоряжение не разграниченной землей, на которую право собственности не установлено, возложено на орган местного самоуправления;

- Организация мероприятий межпоселенческого  характера по охране окружающей  среды;

- Организация и осуществление  экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

- Организация утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов;

- Утверждение схем территориального  планирования муниципального района, правил землепользования и застройки  межселенных территорий, утверждение  подготовленной на основе схемы  территориального планирования  муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Саткинского муниципального района, заключили соглашения с Управлением земельными и имущественными отношениями Саткинского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.  А именно были переданы полномочия по решению части земельных и имущественных вопросов местного значения, с учетом некоторых вопросов муниципального земельного контроля.

Полномочиями по распоряжению  муниципальной собственностью, распоряжению и предоставлению земельных участков в Саткинском муниципальном районе наделено Управление земельными и имущественными отношениями Администрации Саткинского муниципального района.

Данное Управление земельными и имущественными отношениями Администрации  Саткинского муниципального района (далее именуется - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации Саткинского муниципального района, осуществляющим проведение единой политики в области имущественных отношений, управления, распоряжения муниципальной собственностью, приватизации муниципального имущества, регулирования земельных отношений и координирующим деятельность в этих сферах структурных подразделений Администрации  Саткинского муниципального района, иных органов и организаций, подчиняется в своей деятельности Главе Саткинского муниципального района.

Управление является специальным уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Саткинского муниципального района, включая земельные ресурсы, а также по учету и ведению его реестра.

Для решения поставленных задач Управление взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Челябинской области,  органами местного самоуправления муниципальных образований  Челябинской  области,  структурными подразделениями Администрации Саткинского муниципального района, а также с организациями независимо от форм собственности.

Основными задачами Управления в области земельных отношений, являются:

1) Реализация на основе законодательства  Российской Федерации, Челябинской  области, актов органов местного  самоуправления Саткинского муниципального  района, государственной политики  по вопросам имущественных отношений, приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами и регулирования земельных отношений.

2) Управление, распоряжение и приватизация  государственных и муниципальных  земельных ресурсов на территории  муниципального образования «Саткинский  муниципальный район», в пределах  своей компетенции.

3) Обеспечение функционирования  системы учета и контроля за  использованием, сохранностью земельных  ресурсов на территории муниципального  образования «Саткинский муниципальный  район».

4)  Координация  деятельности  структурных  подразделений  и  отделов Администрации Саткинского муниципального района, иных органов и организаций по вопросам земельных  отношений,  приватизации,  управления, распоряжения земельными ресурсами.

5) Осуществление деятельности по  разграничению государственной  собственности, в том числе государственных земель, в установленном законодательством порядке.

6) Осуществление  взаимодействия  с Челябинским областным комитетом  по управлению государственным  имуществом, комитетами по управлению  имуществом муниципальных образований  Челябинской области.

7) Правовое обеспечение в сфере  имущественных отношений: приватизации, управления, распоряжения муниципальным  имуществом, в том числе государственными  и муниципальными земельными  ресурсами в пределах своей  компетенции.

8) Осуществление  деятельности,  связанной  с  проверкой  документов муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждении, муниципальных казенных предприятий по вопросам формирования перечней земельных участков муниципальной собственности на территории муниципального образования «Саткинский муниципальный район».

9) Обеспечение и защита имущественных  прав и интересов муниципального  образования «Саткинский муниципальный  район».

Для выполнения возложенных на него задач, Управление в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке осуществляет следующие полномочия:

1) Участвует в разработке проектов  решений, постановлений и распоряжений  органов местного самоуправления  Саткинского муниципального района, иных нормативных правовых актов  по вопросам имущественных отношений, управления и распоряжения земельными ресурсами, в том числе привлечения инвестиций, приватизации.

2) Осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и Челябинской области, актами органов местного самоуправления  Саткинского муниципального района прием в муниципальную собственность   объектов федеральной собственности, объектов областной собственности, собственности муниципальных образований Челябинской области, собственности физических и юридических лиц.

3)  Ведет учет земель, находящихся в муниципальной собственности, и проводит мероприятия, связанные с разграничением земель на федеральную собственность, собственность Челябинской области и собственность муниципальных образований.

Информация о работе Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля