Правовые проблемы перевода земель из одной категории в другую

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить и найти теоретические пути решения правовых проблем перевода земель из одной категории в другую.
При написании курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, монографии и учебные пособия, опубликованные в различные годы, а также судебная практика.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие категории земель 4
2. Перевод земель из одной категории в другую 6
2.1.Правовое регулирование 6
2.2. Общий порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую 7
3. Проблемы перевода земель сельскохозяйственного назначения 12
4. Теоретические пути решения проблем 23
Заключение 26
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОДЕЗИИ  И КАРТОГРАФИИ (МИИГАиК)


 

Курсовая работа

по земельному праву

на тему:

 

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ  В ДРУГУЮ

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса 

юридического отделения

гуманитарного факультета

Гончаренко .Е.В,

 

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент

Петропавловская Ю.С.

 

 

 

Москва

2011

Содержание.

Введение

3

1. Понятие категории земель

4

2. Перевод земель из  одной категории в другую

6

 

2.1.Правовое регулирование

6

 

2.2. Общий порядок перевода  земель и земельных участков  из одной категории в другую

7

3. Проблемы перевода земель  сельскохозяйственного назначения

12

4. Теоретические пути  решения проблем

23

Заключение

26

Литература

27


 

 

Введение.

В актуальности выбранной темы данной курсовой работы нет сомнений, так как земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель, являются одними из наиболее актуальных.

Сегодня проблемы перевода земель из одной категории в другую занимают умы многих юристов, так как порядок определения правового режима использования земель, указанный в законодательстве представляет собой сложную процедуру, справиться с которой под силу только опытному юристу, способному разобраться во всех тонкостях и спорных моментах.

Цель данной курсовой работы –  выявить и найти теоретические  пути решения правовых проблем перевода земель из одной категории в другую.

При написании курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, монографии и учебные пособия, опубликованные в различные годы, а также судебная практика.

 

 

1. Понятие категории  земель.

Для разных земель характерны свои типы земельных отношений. Так, отношения, складывающиеся по поводу сельскохозяйственных земель, во многом отличаются от таковых, которые существуют в городах. Поэтому правовое регулирование земельных отношений зависит от того, на какие земли оно распространяется. Земли, обладающие характерными экономическими и экологическими признаками, принято объединять в особые группы – категории.1

Категория земель – это  совокупность однородных по своему целевому или функциональному значению земельных  участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.2

В основе выделения почти  всех категорий земель лежит их целевое  назначение (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем, чтобы правильно организовать процесс их использования. Что касается земель населенных пунктов, то они выделяются в качестве самостоятельной категории земель в зависимости от их функционального, а не целевого назначения, поскольку в их составе есть земли, используемые в разных целях. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, земельное законодательство связывает его с учетом трех основных факторов: природных, социальных и экономических.

Статья 7 ЗК РФ выделяет семь категорий земель:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Не существует какой-либо иерархической подчиненности одних  категорий земель по отношению к  другим. Действует принцип приоритета сохранения особо ценных земель и  земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного  назначения, земель лесного фонда, занятых  лесами первой группы, земель особо  охраняемых природных территорий и  объектов, земель, занятых объектами  природного наследия, других особо  ценных земель и земель особо охраняемы  территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном  федеральными законами.

 

2. Перевод земель  из одной категории в другую.

2.1.Правовое регулирование

Перевод земель из одной  категории в другую представляет собой процедуру, результатом осуществления  которой является изменение целевого назначения земельного участка вследствие изменения его принадлежности к  соответствующей категории земель.

В силу прямого указания в Земельном кодексе (п. 1 ст.8) процедура изменения категории земель и земельных участков может регламентироваться только федеральным законодательством.

Указанное подтверждается судебной практикой, например, решением Калининградского областного суда от 10 мая 2007 г. № 3-77/07 признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в силу решения суда нормы Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 г. № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», предоставляющие правительству Калининградской области устанавливать порядок рассмотрения ходатайств о переводе.

Как указал суд, порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель и земельных  участков в состав таких земель из одной категории в другую регламентирован  ст.3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ.

При этом указание на необходимость  дополнительного правового регулирования  субъектом Российской Федерации  установленного федеральным законодательством  порядка рассмотрения ходатайства  о переводе земель из одной категории  в другую в федеральном законодательстве отсутствует.3

В настоящее время перевод  земель и земельных участков из одной  категории в другую регулируется порядком восемнадцатью федеральными нормативными правовыми актами. Особое место среди них занимает Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе).

Закон о переводе устанавливает  общий порядок перевода земель и  земельных участков из одной категории  в другую и особенности перевода земель отдельных категорий.

 

2.2. Общий порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.

Общий порядок устанавливается  Главой 1 Закона о переводе.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Заинтересованными лицами могут выступать юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и, кроме того, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Существенным условием для подачи ходатайства о переводе земель или земельных участков из состава одной категории в другую является обладание землей на определенном праве:

  • Праве собственности: собственники земельных участков — лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся земельными участками на праве собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
  • Праве постоянного (бессрочного) пользования: землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Праве пожизненного наследуемого владения: землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • На иных правах — аренды и сервитута: арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • Обладатели сервитутов — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) (см. п.3 ст.5 ЗК РФ).

Содержание ходатайства определяется:

1) органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации в отношении земель  сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся  в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти  в отношении иных земель.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Для принятия решения о  переводе земельных участков из состава  земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

  • Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
  • Копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  • Заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Копии документов и согласие направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Остальные же документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

Исполнительные органы государственной  власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных  участков из состава земель одной  категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных  участков из состава земель одной  категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи  с установлением или изменением черты населенного пункта.

В рассмотрении ходатайства  может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не ответствует требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом  государственной власти или органом  местного самоуправления принимается  акт о переводе земель или земельных  участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев  со дня поступления ходатайства,  если иное не установлено нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, - Правительством Российской  Федерации;

2) в течение двух месяцев  со дня поступления ходатайства  - исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  или органом местного самоуправления.

Акт о переводе земель или  земельных участков должен содержать  следующие сведения:

  • основания изменения категории земель;
  • границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
  • категория земель, перевод из которой осуществляется;
  • категория земель, перевод в которую осуществляется.

Информация о работе Правовые проблемы перевода земель из одной категории в другую