Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет исследование юридической сущности земель населенных пунктов.
Для этого мы решим ряд задач:
- определим понятие и состав земель населенных пунктов;
- исследуем порядок установление границ населенных пунктов;
- проанализируем особенности государственного управления землепользования в поселениях;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Земли населенных пунктов 5
1.1.Понятие и состав земель населенных пунктов 5
1.2. Установление границ населенных пунктов 9
Глава 2. Общая характеристика земель населенных пунктов 12
2.1. Особенности государственного управления землепользования в поселениях 12
2.2. Право пользования землями поселений и их охрана 16
Глава 3. Пригородные зоны 26
3.1. Понятие и виды пригородных зон 26
3.2. Правовой режим пригородных зон 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Правовой режим земель населенных пунктов курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Границы и правовой режим пригородных зон могут быть установлены (утверждены и изменены) только на уровне земельного законодательства.

  • 3.2. Правовой режим пригородных зон

 

Федеральное законодательство не определяет правовой режим этих зон. При их использовании и охране необходимо учитывать нормы, устанавливающие правовой режим категории земель, к которой они относятся. 

Границы и правовой режим пригородных  зон, за исключением пригородных  зон городов Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ, а Москвы и Санкт-Петербурга - федеральным законом.

По решению компетентных государственных  органов в пригородных зонах  крупных городов могут выделяться и передаваться в введение городских  органов самоуправления лесопарковые защитные пояса. Земли лесопарковых защитных поясов используются для развития зеленых насаждений, которые выполняют оздоровительные функции и служат местом отдыха. Те же государственные органы выносят решения, на основании которых для всех городов (за счет примыкающих к ним земель лесного фонда) выделяются зеленые зоны, предназначенные для культурно-оздоровительных, защитных, эстетических и санитарно-гигиенических целей, улучшения микроклимата поселений, создания загородных лесопарков и живописных ландшафтов. [ 27, с. 138 ]

Идея существования пригородных  зон связана с необходимостью поддержания жизнеобеспечения и  развития соответствующего города. Пространство вблизи него может использоваться в  целях дополнительного снабжения  городского населения продовольствием  благодаря ведению сельского хозяйства с использованием этого пространства; рост городского населения рано или поздно приводит к расширению городских границ, и в этом смысле пригородные зоны представляют собой резерв для увеличения территории города; пригородные зоны являются местом отдыха городского населения, могут выполнять иные функции в интересах города.

Земли, входящие в состав пригородных  зон, подобно землям населенных пунктов  и некоторых иных категорий, неоднородны  по своему составу. Во-первых, в них  могут входить земли различного целевого назначения (кроме земель населенных пунктов, если речь не идет о сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, не входящих в состав поселений), а следовательно, имеющие различный правовой режим.

Во-вторых, территории пригородных зон подлежат зонированию - действующее законодательство предусматривает возможность выделения в их составе четырех видов территорий (зон):

- территории сельскохозяйственного  производства;

- зоны отдыха населения;

- резервные земли для развития города;

- зеленые зоны. [3 ]

Учитывая, что по пригородные зоны могут устанавливаться лишь на межселенных  территориях, а в отношении последних  градостроительное зонирование (с  установлением градостроительных  регламентов), как правило, не проводится, зонирование территорий пригородных зон городов осуществляется на уровне документации территориального планирования, а именно в схемах территориального планирования муниципальных районов, в состав которых входят, в частности, карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях. [ 13, с. 18 ]

Называя возможные виды территорий (зон) в составе пригородных зон, федеральное законодательство практически  не регулирует вопросы, связанные  с их правовым режимом. Соответствующие правила установлены лишь в отношении зеленых зон.

Земельный кодекс устанавливает функции  зеленых зон и устанавливает  запрет на осуществление в их пределах хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду. Данными положениями ограничивается регулирование правового режима указанных видов земель (зон).

Вопросы управления и пользования  входящими в состав пригородных  зон территориями сельскохозяйственного  производства, зон отдыха населения и резервных земель для развития города федеральным законодательством не регулируются.

Таким образом, пригородные зоны определяются как земли находящиеся в подчинении населенных пунктов и решающих проблемы населенных пунктов, составляющие с  городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию, но находящиеся за ее пределами.

Правовой режим этих земель определяется региональным законодательством, а  для СПб и Москвы – федеральными законами.

Заключение 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Юридическое содержание понятия «земля»  определено в ст. 1 Земельного кодекса  РФ, где говорится, что земля одновременно выступает в трех качествах: как  природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество. В связи  с этим можно выделить ряд специфических признаков, определяющих особое положение земли среди иных объектов правоотношений.

Гражданское законодательство, так  же как и земельное, объектом земельных  отношений называет земельные участки.

Согласно ст. 7 ЗК РФ существует семь категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного  назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий  и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Для каждой категории земель устанавливается  особый вид разрешенного использования. Разрешенное использование устанавливается в соответствии с зонированием территорий. Например, в границах поселений выделяются следующие зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, особо охраняемых территорий и иные.

Земли населенных пунктов - одна из семи категорий земель, предусмотренных  ЗК РФ. Несмотря на то что данная категория  занимает наименьшую по сравнению с  иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной - на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Список использованной литературы

Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. на 01 12.2009).
  3. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.03.2009)// "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147,
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 01.07.2011)// Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16,
  5. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. (ред. от 31.12.2005) N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ". 2001. N 44. Ст. 4148.
  6. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
  7. ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" // СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5276.
  8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017
  9. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" (принят ГД ФС РФ 24.05.2001)// "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2582

 

Специальная литература

  1. Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2009. N 1.
  2. Анисимов А.П. Разрешенное использование земельных участков: вопросы теории // Гражданское право. 2006. N 4;
  3. Баразгова Р.С. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий // Современное право. 2009. N 6.
  4. Быстров Г.Е., Земельное право : учебник : для студентов  вузов.  М. : Проспект, 2006
  5. Венкштерн М. Основы вещного права // Проблемы гражданского и предпринимательского права Германии. М., 2001. С. 179
  6. Ершов В.А.Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность.- М.: "РОСБУХ", 2009
  7. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009.
  8. Козырь О.М. Изменение разрешенного использования земельных участков для целей строительства // Экологическое право России: Сб. матер. науч.-практ. конф.: Учеб. пособие для вузов. Вып. 6. М., 2009.
  9. Комментарий к Земельному кодексу РФ /Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М., 2008
  10. Комментарий к Федеральному закону РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. М., 2005.
  11. Крассов О.И. Понятие и содержание правового режима земель // Экологическое право. 2003. N 1.
  12. Кузнецов И.С. Теоретические и практические проблемы изменения целевого назначения и видов разрешенного использования земельных участков // Бюллетень нотариальной практики. 2011. N 1.
  13. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008.
  14. Михайлова А.Л. Изменение целевого назначения и разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий, не относящихся к особо ценным землям // Цивилист. 2008. N 4.
  15. Права на землю в Российской Федерации / под ред. М.Ю. Тихомирова.- М, 2008
  16. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2011 по делу N А56-5637/2010
  17. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований (июнь - декабрь 2008 г.) / Под общ. ред. И.Ю. Юргенса. М., 2009.
  18. www. Gov. spb.ru

 


Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов