Правовое регулирование оборота земельных участков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является определение современного состояния правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства и корректировке правоприменительной практики.
Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
- дается характеристика системы действующего законодательства Российской Федерации об обороте земельных участков;
- исследуются сложившиеся в теории и правоприменительной практике понятия оборота земельных участков;
- рассматривается соотношение частноправового и публично-правового регулирования отношений оборота земельных участков;

Содержание работы

Введение
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2.1 Понятие и принципы земель сельскохозяйственного назначения
2.2 Особенности совершения сделок с землями сельскохозяйственного назначения
2.2.1 Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения
2.2.2. Особенности аренды земель сельскохозяйственного назначения
2.2.3 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность
2.2.4 Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения
2.2.5 Особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности
2.3 Правовое регулирование оборота земельных долей
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

Согласно положению п. 1 ст. 10 Закона об обороте земельные участки  из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Исключением из этого правила является случай, когда земельный участок, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором участка в собственность по его рыночной стоимости без проведения торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный  срок со дня подачи заявления в  письменной форме в исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих  земельных участков в пределах их компетенции.

Следует учесть, что в соответствии со ст. 3. Закона об обороте иностранные  граждане, иностранные юридические  лица, лица без гражданства, а также  юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных  граждан, иностранных юридических  лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности  на земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения только на праве аренды9.

 

2.2.4 Особенности совершения  сделок с долями в праве  общей собственности на земли  сельскохозяйственного назначения

К сделкам с долями в праве  общей собственности на земли  сельскохозяйственного назначения применяются соответствующие правила  Гражданского кодекса РФ. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал  юридического лица свою долю или распорядиться  ею иным образом с соблюдением  при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ («преимущественное  право покупки»). Участник долевой  собственности вправе передать долю в праве общей собственности  на земельный участок из земель сельскохозяйственного  назначения в доверительное управление.

В случае если участников общей собственности  более пяти, правила ГК РФ применяются  с учетом особенностей, установленных  статьями 12, 13 и 14 Закона об обороте10.

 

2.2.5 Особенности определения  порядка распоряжения, владения  и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности

Решение о порядке владения и  пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, а также о местоположении его  части, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки  в счет доли в праве общей собственности  на земельный участок, принимается  общим собранием участников долевой  собственности. Уведомление участников долевой собственности о предстоящем  собрании проводится не менее чем  за месяц до даты его проведения в письменной форме под расписку и (или) путем опубликования сообщения  в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. При условии  надлежащего уведомления общее  собрание участников долевой собственности  считается правомочным, если на нем  присутствует не менее 20 процентов  участников долевой собственности. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих на собрании участников долевой собственности и оформляется  протоколом. Протокол подписывается  всеми присутствующими участниками  долевой собственности.

Аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, совершается или участниками  долевой собственности, или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой  собственности.

В случае, если согласие участников долевой собственности на совершение указанной сделки не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению11.

 

2.3 Правовое регулирование  оборота земельных участков сельскохозяйственного  назначения

 

Многовековая практика свидетельствует  о том, что главным источником жизнеобеспечения и процветания  любого государства являются принадлежащие  ему земельные ресурсы. При этом под земельными ресурсами следует  понимать не только территорию (пространство) государства, но и все, что находится  “над” и “под” этим пространством.

Территория России составляет 1709 млн. га земли и отличается уникальной инфраструктурой, созданной многими  поколениями людей.

Основной задачей аграрной реформы  в России, проводимой с 1991 года, явилась  приватизация земли и реорганизация  совхозов и колхозов с целью формирования эффективного сельскохозяйственного  производства на основе частной собственности  на землю и личной предприимчивости производителей сельскохозяйственной продукции.

Передача земли в собственность  была осуществлена по варианту раздела  земли между членами сельскохозяйственных предприятий на условные земельные  доли. В итоге этих преобразований 11.9 млн. российских крестьян получили право на земельную долю.

Российская модель земельных преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической  эффективности. Так значительную часть  земельных долей получили пенсионеры и работники социальной сферы. Основная часть крестьян передала свои земельные  доли в аренду. Размер арендной платы  колеблется от 5 - 10 % стоимости годового урожая в южных районах до суммы  ежегодного земельного налога в северных районах.

Важной для реформирования земельных  отношений задачей является осуществление  на всей территории России государственной  кадастровой оценки земли и обеспечение  перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной  стоимости земли12.

Анализ системы земельных платежей показал, что она не отвечает современным  реалиям в процессе создания системы  экономического регулирования земельных  отношений и управления земельными ресурсами.

Причины несоответствия состоят в  том, что низки ставки платежей, существует огромное количество льготников, освобожденных  от платежей, средства от земельных  платежей используются не целевым образом. В связи с этим, очевидно, что  в действующую систему земельных  платежей необходимо внести изменения. При их подготовке следует исходить из того, что ставки земельных платежей должны быть экономически значимыми  и строго соответствовать рентной  доходности соответствующего земельного участка.

Земельный кодекс провозгласил ряд  основополагающих принципов, которые  должны лечь в основу всех принимаемых  в России актов земельного законодательства, среди них:

- охрана земли и окружающей  среды;

- право граждан на участие  в принятии решений по использованию  и охране земель;

- единство земельного участка  и прочно связанных с ним  объектов недвижимости;

- платность использования земли;

- определение правового режима  земель, исходя из их целевого  назначения, и другие.

Согласно новому Земельному кодексу  земли по принадлежности делятся  на земли Российской Федерации, земли  субъектов Российской Федерации, земли  находящиеся в собственности  муниципальных образований и  земли, находящиеся в частной  собственности юридических и  физических лиц. При этом разграничение  государственной собственности  на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований будет  осуществляться в соответствии с  Федеральным законом «О разграничении  государственной собственности  на землю».

Нельзя не отметить деятельность Минсельхоза  России, который совместно с другими  заинтересованными ведомствами  разработал проект федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения», который был одобрен  на заседании Правительства Российской Федерации 14 марта 2002 г. и 18 марта 2002 г. представлен на рассмотрение в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Указанный законопроект соответствует  основным положениям Земельного кодекса  Российской Федерации и прописывает  регулирование следующих отношений:

- оборот земель сельскохозяйственного  назначения;

- использование земельных долей,  возникших в результате реорганизации  колхозов и совхозов;

- условия предоставления гражданам  и юридическим лицам земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения, находящихся в государственной  или муниципальной собственности.

Учитывая социально-политическую важность принятия федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения», вкратце остановимся  на его основных положениях.

Участниками отношений

в области оборота земельных  участков сельскохозяйственного назначения будут физические и юридические  лица, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления.

Субъектами отношений в области  оборота земельных участков сельскохозяйственного  назначения могут стать физические лица, юридические лица, органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления.

Установлены требования, в соответствии с которыми предельные размеры земельных  участков и их местоположение должны соответствовать требованиям землеустройства.

Механизмы регулирования, заложенные в проект федерального закона «Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения», ориентированы на введение в России цивилизованного рынка  земельных участков сельскохозяйственного  назначения с учетом интересов государства  в целом, агропромышленного сектора  экономики и сельхозтоваропроизводителей.

Без вовлечения земли в рыночный оборот нельзя сформировать полноценный  институт частной собственности  на землю, а без него - развитую систему  рыночных отношений в агропродовольственной  экономике.

Законодательство, создающее нормальное функционирование рынка земли, в  том числе рынка сельскохозяйственных земель, является крайне необходимым  для создания частной инициативы в России13.

 

Заключение

 

В качестве вывода к работе можно  сказать, что правовое регулирование  отношений в области оборота  долей и участков земель сельскохозяйственного  назначения требует решения многих вопросов, в частности, определения  процедуры выдела земельных участков в счет долей в праве общей  собственности на земли сельскохозяйственного  назначения и требований землеустройства  при установлении на местности границ участков земель сельскохозяйственного  назначения, находящихся в общей  собственности.

В законодательных актах, регулирующих земельный рынок, вопросы ценообразования  на земли сельскохозяйственного  назначения отражены не в полной мере, несмотря на то, что базовая цена на землю является основным экономическим  регулятором купли-продажи, аренды, залога и других сделок с земельными участками.

Практическое применение федерального законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, носящего рамочный характер, может  потребовать разработки региональных нормативно-правовых актов, в том  числе закона об аренде, закона о  залоге земельных участков.

Анализ динамики площади и количества сделок аренды, купли-продажи, залога, дарения, наследования участков земель сельскохозяйственного назначения по регионам и в целом по России позволит установить закономерности развития земельного рынка в Российской Федерации  и правильно определить направления  совершенствования федерального земельного законодательства.

В случае применения в российских регионах проверенных на практике методик регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения следует ожидать значительного увеличения размеров земельного рынка за счет роста количества сделок и возрастания площади оборота земельных участков в сегменте сельскохозяйственных земель. Должны открыться и возможности проникновения на рынок пользователей, владельцев и собственников долей и участков земель сельскохозяйственного назначения. Ожидаемое повышение темпов роста сделок земельного рынка в сегменте сельскохозяйственных земель будет способствовать переходу таких земель пользователям и владельцам, способным организовать эффективное сельскохозяйственное производство. Быстро растущий рынок сельскохозяйственных земель будет привлекательным для инвесторов.

Поэтому можно ожидать восстановления сельскохозяйственного производства, обновления его фондов и финансового  оздоровления сельскохозяйственных предприятий, что повлечет за собой изменение  социальной ситуации и, в частности, увеличение занятости и повышение  доходов сельского населения  за счет создания новых рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях.

 

Список источников

 

Земельный кодекс Российской Федерации  от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147. Вступил в силу 30 октября 2001 года.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  в России»

Постановление Правительства РФ № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей  и имущественных паев» от 1 февраля 1995 года.

Указ Президента РФ № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года.

«Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения», Федеральный закон  от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ

Земельный Кодекс Российской Федерации  от 25.10.2001 № 136-ФЗ1

Указ президента «О неотложных мерах  по осуществлению земельной реформы  в РСФСР»

Закон «О собственности в СССР»

Законы РСФСР «О земельной реформе»

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Закон «О плате за землю»

ст. 20 декрета «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г.

Антуфьев И.В. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК С ЗЕМЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. / «Недвижимость без риска». Информационный портал. Режим доступа: riskam-net/part/zeml/

Информация о работе Правовое регулирование оборота земельных участков