Право собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Право собственности на землю - это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей в пределах, установленных законом.
Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется.[1]

Содержание работы

Понятие, содержание и основные признаки права собственности на землю.
Формы собственности на землю.
Государственная собственность на землю.Разграничение государственной собственности на землю.
Муниципальная собственность на землю.
Частная собственность на землю. Земельные участки,изъятые и ограниченные в обороте.
Понятие и виды приватизации земель.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Вариант № 2.docx

— 43.46 Кб (Скачать файл)

- фонда перераспределения  земель;

- земель  запаса в границах муниципальных  образований, если на этих землях  располагается недвижимое имущество,  находящееся в собственности  субъектов Российской Федерации,  или приватизированное недвижимое  имущество, находившееся до его  приватизации в собственности  субъектов Российской Федерации,  а также земель запаса за  границами муниципальных образований,  за исключением основания, указанного  в абзаце четвертом статьи 3 настоящего  Федерального закона.

Основанием  внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у  муниципальных образований возникает  право собственности, является включение  этих земельных участков в состав:

- земель  особо охраняемых природных территорий  местного значения;

- земель  сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель  промышленности, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики,  энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного  и историко-культурного назначения;   

- земель  водного фонда, если на этих  находящихся в государственной  собственности земельных участках  располагается недвижимое имущество,  находящееся в муниципальной  или частной собственности, за  исключением недвижимого имущества,  указанного в статьях 3 и 4 настоящего  Федерального закона; эти находящиеся  в государственной собственности  земельные участки предоставлены  гражданину, коммерческой организации,  органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному  предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации,  которые созданы органами местного  самоуправления, за исключением  земельных участков, указанных в  статьях 3 и 4 настоящего Федерального  закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

- земель  запаса в границах муниципальных  образований, если на них не  располагается недвижимое имущество,  находящееся в государственной  собственности, или приватизированное  недвижимое имущество, находившееся  до его приватизации в государственной  собственности.[11]

4.Муниципальная  собственность на землю.

Муниципальная собственность — земельные участке  занятые объектами муниципальной  собственности, а так же признанные муниципальной собственностью в  период разделения земель по уровням  собственности. Пример: больницы, дед. сады, мэрия, с/х предприятия, а так же земли общественного пользования (улицы, дороги, скверы, парки).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объектами муниципальной  собственности, а также земли, необходимые  для непосредственного осуществления  коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, города и др.

Указанные земли  проходят государственную регистрацию  в Государственном реестре в  соответствии с Постановлением Правительства  от 18 февраля 1998 № 219.[12]

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное  самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью, к которой относится  все то, что не является федеральной  собственностью субъектов РФ и частной  собственностью.[13]

Распоряжениями  Правительства РФ из федеральной  собственности в муниципальную  собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного  и коммунально-бытового назначения.

В муниципальной  собственности находятся земли  в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также  земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов  местного самоуправления.

 В муниципальную  собственность городов и других  поселений, а также районов  (кроме районов в городах) для  обеспечения их развития могут  дополнительно передаваться земли,  находящиеся в государственной  собственности. 

В муниципальную  собственность могут приобретаться  земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и  на иных законных основаниях.

Основное  целевое назначение земель, находящихся  в муниципальной собственности, - служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения. В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

Управление  и распоряжение муниципальными землями  осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

Земли, находящиеся  в муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и  юридическим лицам на основании  решений органов местного самоуправления в соответствии с их уставами.

В муниципальной  собственности находятся земельные  участки:

- которые  признаны таковыми федеральными  законами и принятыми в соответствии  с ними законами субъектов  РФ;

- право муниципальной  собственности на которые возникло  при разграничении государственной  собственности на землю;

- которые  приобретены по основаниям, установленным  гражданским законодательством.

В муниципальной  собственности могут находиться не предоставленные  в частную  собственность земельные участки  по основаниям, предусмотренным Федеральным законом „О разграничении государственной собственности на землю“.

В собственность  муниципальных образований для  обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в  государственной собственности, в  том числе за пределами границ муниципальных образований.

Основанием  внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у  муниципальных образований возникает  право собственности, является включение  этих земельных участков в состав (ст.5 Федерального закона №101-ФЗ):

- земель  особо охраняемых природных территорий  местного значения, земель водного  фонда, занятых обособленными  водными объектами, находящимися  в муниципальной собственности;

- земель  сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель  промышленности, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики,  энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного  и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если  на этих находящихся в государственной  собственности земельных участках  располагается недвижимое имущество,  находящееся в муниципальной  или частной собственности; эти  находящиеся в государственной  собственности земельные участки  предоставлены гражданину, коммерческой  организации, органу местного  самоуправления, а также муниципальному  унитарному предприятию, муниципальному  учреждению, другой некоммерческой  организации, которые созданы  органами местного самоуправления; под поверхностью этих земельных  участков находятся участки недр  местного значения;

- земель  запаса в границах муниципальных  образований, если на них не  располагается недвижимое имущество,  находящееся в государственной  собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.[14]

Согласно  ст.6 Федерального закона №101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

- специально  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти по имущественным  отношениям совместно с другими  федеральными органами исполнительной  власти в соответствии с указанными  в Законе основаниями подготавливает  перечни земельных участков, на  которые соответственно у Российской  Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований возникает право  собственности. Подготовка указанных  перечней и их согласование  с органами государственной власти  субъектов РФ, органами местного  самоуправления проводятся в  порядке, установленном Правительством  РФ;

- подготовленные  и согласованные перечни утверждаются  Правительством РФ. Сведения о  земельных участках, включенных  в утвержденные перечни, вносятся  в документы государственного  земельного кадастра в соответствии  с законодательством РФ.[15]

5.Частная собственность на землю. Земельные  участки, изъятые и ограниченные в обороте.

В соответствии с п.1 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.[16]

Граждане  и юридические лица имеют право  на равный доступ к приобретению земельных  участков в собственность. Земельные  участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность  граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Так, к примеру, не могут быть переданы в частную  собственность земельные участки, изъятые из оборота, а также зарезервированные  для государственных или муниципальных нужд (п.4 ст.28 ЗК РФ).[17]

Земельные участки  из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах  Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и  юридическим лицам только на праве  аренды без права выкупа (п.6 ст.10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).[18]

Иностранные граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица также  вправе иметь в Российской Федерации  земельные участки на праве собственности. Более того, ограничения их прав на приобретение в собственность  земельных участков, по сути дела, сведены к минимуму.

Иностранные граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица не могут иметь в собственности  следующие земельные участки:

- земельные  участки, находящиеся на приграничных  территориях, перечень которых  устанавливается Президентом РФ  в соответствии с федеральным  законодательством о Государственной  границе РФ, и на иных установленных  особо территориях РФ в соответствии  с федеральными законами;

- земельные  участки из земель сельскохозяйственного  назначения.

Следует иметь  в виду, что в соответствии с (п.5 ст.3 Федерального закона „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“) [19],        до установления Президентом РФ указанного в п.3 ст.15 ЗК РФ перечня приграничных территорий предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не допускается.[20]

Иностранным гражданам, лицам без гражданства  и иностранным юридическим лицам в соответствии с п.5 ст.28 ЗК РФ земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.[21]

В отношении  земельных участков из земель сельскохозяйственного  назначения существует еще одно ограничение  субъектного состава участников земельных правоотношений: не вправе иметь в собственности такие  земельные участки помимо названных  иностранных юридических и физических лиц также юридические лица, в  уставном (складочном) капитале которых  доля иностранных граждан, иностранных  юридических лиц, лиц без гражданства  составляет более чем 50 процентов.

В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.[22]

Собственник земельного участка имеет право:

- использовать  в установленном порядке для  собственных нужд имеющиеся на  земельном участке общераспространенные  полезные ископаемые, пресные подземные  воды, а также закрытые водоемы  в соответствии с действующим  законодательством;

- возводить  жилые, производственные, культурно-бытовые  и иные здания, строения, сооружения  в соответствии с целевым назначением  земельного участка и его разрешенным  использованием с соблюдением  требований закона, правил и нормативов;

- проводить  мелиоративные работы, строить пруды  и иные закрытые водоемы в  соответствии с установленными  законодательством специальными  требованиями;

- осуществлять  другие права на использование  земельного участка, предусмотренные  законодательством.

Собственник земельного участка имеет право  собственности на   посевы и  посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию  и доходы от ее реализации, расположенные  на земельном участке многолетние  насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом.

Право частной  собственности на земельный участок  прекращается по следующим основаниям (ст.44 ЗК РФ):

- при отчуждении  собственником своего земельного  участка другим лицам;

- при отказе  собственника от права собственности  на земельный участок;

- в силу  принудительного изъятия у собственника  его земельного участка в порядке,  установленном гражданским законодательством.[23]

Следует иметь  в виду, что отказ собственника земельного участка от осуществления  принадлежащего ему права на земельный  участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения права  собственности этого лица на участок.

Информация о работе Право собственности на землю