Понятие земельного права, как самостоятельная отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Земельное право – это отрасль права, объектом регулирования которой являются земельные отношения. Задачи земельного права раскрываются через определение сферы действия регулируемой данной отраслью права общественных отношений. Данные отношения определены в статье 3 Земельного кодекса РФ «Отношения, регулируемые земельным законодательством»:
Земельное законодательство регулирует отношения

Содержание работы

ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА…………………………………………………….2
ЗАДАЧА 1……………………………………………………………..11
ЗАДАЧА 2……………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО (Автосохраненный).docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при  которых предварительное согласование места размещения объекта не проводится (п. 11 ст. 30 Земельного кодекса и аналогичная  норма в п. 2 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ):

1) при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий);

2) в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Отсюда  следует, что во всех иных случаях  предоставление земельных участков для строительства осуществляется с использованием процедуры предварительного согласования места размещения объекта.

Установление  необходимости или отсутствия необходимости  проведения предварительного согласования места размещения объекта имеет  принципиально важное значение, поскольку  законодательство связывает с этим различные правовые последствия. Прежде всего, существенным образом отличается порядок предоставления земельных  участков для строительства, о чем  свидетельствует данная таблица, составленная на основе ст.ст. 30-32 Земельного кодекса  РФ:

Порядок предоставления земельных участков для строительства

-с предварительным  согласованием

-места  размещения объекта

-без  предварительного согласования

-места  размещения объекта

Выбор земельного участка и принятие решения о  предварительном согласовании места  размещения объекта

-проведение работ по формированию земельного участка

-государственный кадастровый учет земельного участка

Принятие  решения о предоставлении земельного участка для строительства в  соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка  или продаже права на заключение договора аренды земельного участка  или предоставление земельного участка  в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка

Подписание  договора аренды земельного участка  Подписание протокола о результатах  торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка  без проведения торгов

Как следует  из таблицы, в обоих случаях требуется  проведение работ по формированию земельного участка и его государственный  кадастровый учет. Однако, на этом сходство заканчивается, в остальном между  предоставлением земельных участков с предварительным согласованием  места размещения объекта и без  такового имеются только отличия.

Во-первых, при предварительном согласовании места размещения объекта инициатором  предоставления земельного участка  является гражданин или юридическое  лицо, заинтересованное в этом и  обратившееся в уполномоченный орган  государственной власти или местного самоуправления с соответствующим  заявлением (п.1 ст. 31 Земельного кодекса  РФ).

Напротив, процедура предоставления без предварительного согласования места размещения объекта  предполагает инициативу уполномоченного  органа власти по формированию земельного участка и проведению торгов. Граждане и юридические лица соглашаются  лишь принять участие в торгах, организованных органами власти в отношении  уже сформированных земельных участков.

Во-вторых, предоставление земельных участков для строительства с предварительным  согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а ограниченному  кругу лиц - в постоянное (бессрочное) пользование (п. 3 ст. 30 Земельного кодекса  РФ).

Без предварительного согласования земельные участки  предоставляются как в собственность, так и в аренду (п. 2, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ).

В-третьих, отличается способ предоставления земельных  участков. В случае предварительного согласования места размещения объекта  принимается решение уполномоченного  органа государственной власти или  местного самоуправления о предоставлении земельного участка (например, постановление  или распоряжение администрации  города). При этом в ст. 32 Земельного кодекса РФ ничего не говорится о  проведении торгов или протоколах о  результате торгов.

Напротив, если предварительное согласование места размещения объекта не производится, то земельный участок предоставляется, как правило, только на торгах (передача земельных участков в аренду (но не в собственность) без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается  при условии предварительной  и заблаговременной публикации сообщения  о наличии предлагаемых для такой  передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка).

Отмеченные  различия разумны и справедливы. С одной стороны, органы власти, затратившие  немалые средства на разработку градостроительной  документации о застройке и правил землепользования и застройки, имеют возможность возместить эти расходы путем проведения торгов. С другой стороны, гражданин или юридическое лицо, "нашедший" этот земельный участок, а также затратившее значительные время и средства на его выбор информирование, предварительное согласование размещение объекта, имеет полное право на то, чтобы этот участок был предоставлен ему и никому иному.

Из приведенных  положений с очевидностью следует, что предоставление земельных участков с предварительным согласованием  места размещения объекта и без  такового представляют собой две  различные независимые процедуры, регулирующиеся различными нормами  Земельного кодекса. Уполномоченные органы власти не могут трансформировать эти  процедуры друг в друга или  использовать элементы разных процедур по своему усмотрению. Например, нельзя предоставить земельный участок  на праве постоянного (бессрочного) пользования на торгах, равно как  нельзя передать земельный участок  в аренду на торгах после его выбора и предварительного согласования места  размещения объекта.

На практике весьма часто также возникают  вопросы в связи с толкованием  п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ, согласно которому, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, т.е. путем проведения торгов.

Однако  это не означает, что в случае, когда земельный участок выбран и сформирован по заявлению конкретного  лица, но ни за кем не закреплен, он должен выставляться на торги. В этом случае предусмотренный ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ порядок выбора земельных участков для строительства и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства оказывается излишним. В действительности в п. 6 ст. 30 Земельного кодекса имеется в виду ситуация, возникающая, например, при принудительном прекращении прав на земельный участок, отказе лица от права на земельный участок, либо приобретении публичным образованием земельного участка в результате гражданско-правовой сделки (ст. 45, 52, 53 Земельного кодекса РФ). Именно в этих случаях в распоряжении уполномоченного органа оказывается сформированный и не закрепленный за конкретным гражданином или юридическим лицом земельный участок, который может быть предоставлен заинтересованным лицам для строительства на торгах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ)

от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)

2.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006)

3.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

4.Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

5.Болтанова Е.С. Земельное право – М.: Инфра-М, 2005

6.Краснов И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2005

7.Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2005. № 4. С. 33.

9.Электронный источник правовая система “Консультант плюс”

 

 


Информация о работе Понятие земельного права, как самостоятельная отрасли права