Понятие и предмет земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

Содержание работы

1. Понятие и предмет земельного права. Изменение предмета
земельного права на современном этапе………………………………3
2. Разграничение государственной собственности на землю…………...7
3. Задача…………………………………………………………………….9
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по земельному праву ТюмГУ (Вариант 1).doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятие и предмет земельного  права. Изменение предмета

    земельного права на  современном этапе………………………………3

2. Разграничение государственной  собственности на землю…………...7

3. Задача…………………………………………………………………….9

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и предмет  земельного права. Изменение предмета  земельного права на современном  этапе

 

Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

Методы земельного права:

 Для характеристики отрасли  земельного права важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в роли хозяйствующего субъекта, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть".

Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.

Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует, не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — имущество, отношения, по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, к регулированию земельных отношений привлекается метод административного права с его властными предписаниями о порядке проведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной регистрации прав на землю, зонирования земель, ведения государственного земельного контроля.

Три вида норм, регулирующих земельные отношения

Вопрос о разграничении сферы действия норм гражданского, земельного и административного законодательства при регулировании земельных отношений возникает потому, что не ко всем земельным отношениям допустимо применение норм гражданского или административного права.

Поскольку закон допускает сделки с землей, и она становится объектом товарного оборота, постольку возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется.

Далее, правила о купле-продаже земли допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Но существуют и запреты, установленные земельным законодательством. Не подлежат продаже в частную собственность земельные участки, имеющие важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи.

Земельные отношения отрасли земельного права являются сложными отношениями, поскольку они могут регулироваться нормами как земельного, так и гражданского законодательства. И это вполне оправданно, так как земельное право — это комплексная норма права

Понятие отрасли земельного права. Если земельное право в качестве законодательства и науки    отрасли регулирует однородный вид общественных отношений, т. е. земельных отношений, то земельное законодательство может выходить за строгие рамки этих отношений и регулировать также смежные области отношений. Аналогично обстоит дело с законодательством о землеустройстве, а также о юридической ответственности, нормы которой принадлежат к уголовному, административному, трудовому, гражданскому праву.

По поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.

Структуре земельных правоотношений, как и иным правоотношениям, присуще наличие нескольких элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права— индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов Российской Федерации, административно-территориальных образований, отдельные участки;

4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разграничение государственной  собственности на землю

 

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

  • подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
  • сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю:      

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о  разграничении государственной  собственности на землю должны  разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае не достижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задача 

Условие. Областной комитете по природным ресурсам обратился в арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил: а) признать действия фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящегося на фермерском земельном участке.

Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке, и водоем находятся в его частной собственности, и он вправе по своему усмотрению распоряжаться этой недвижимостью.

Какие права и обязанности имеет собственник земельного участка? Какие правомочия имеет собственник земельного участка на природные ресурсы, находящиеся на земельном участке? Какое решение должен принять суд?

Решение.

Действия фермера по ликвидации деревьев на земельном участке могут считаться противоправными, в том случае если в ходе судебной экспертизы будет в действительности выяснено, то или иное ухудшение состояния окружающей природной среды на соседних земельных участках, а также сумма ущерба, вызванная загрязнением водоема, находящегося на фермерском земельном участке.

В противном случае действия фермера не являются противоправными, и иск должен быть отклонен.

 

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт. 2004
  2. Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2004

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Понятие и предмет земельного права