Основные виды, ответственность и деятельность по проведению государственного земельного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – общая характеристика теории и практики осуществления ГЗК.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, нормативную базу института ГЗК.
2. Проанализировать нормативное содержание компетенции государственных органов и должностных лиц, управомоченных на осуществление ГЗК.
3. Показать основные направления деятельности отдела Управления Росреестра и их результаты.
4. Выявить основные существующие проблемы и нарушения в осуществлении ГЗК и предложить пути их преодоления

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование ГЗК в РФ……………..
5
1.1. ГЗК, его сущность, цель и принципы ……………………………
5
1.2. Функции и полномочия органов, осуществляющих ГЗК…………
7
1.3. Порядок проведения государственного земельного контроля…...
9
Глава 2. Основные виды, ответственность и деятельность по проведению государственного земельного контроля………………….
11
2.1 Виды земельного контроля………………………………………….
11
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства……………………………………………
14
2.3. Основные проблемы и предлагаемые пути их разрешения………..
17
Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат_земельное_право.docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

Также Управление проводит анализ актов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, на предмет их соответствия земельному законодательству Российской Федерации. Управление направляет в указанные органы предложения о необходимости приведения актов в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации, а также информирует органы прокуратуры.

 

Глава 2. Основные виды, ответственность и  деятельность по проведению государственного земельного контроля

2.1 Виды земельного контроля

 

Статья 71 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие государственного земельного  контроля, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организац-иями независимо от их организационно-правовых форм  и  форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.2

Государственный земельный контроль выполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с государственным контролем осуществляют и другие виды земельного контроля. Один из наиболее  важных – муниципальный земельный контроль.Действия муниципального законодательства закреплены  в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Муниципальный  земельный  контроль за  использованием земель на территории муниципального образования проводится органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль необходимо проводить за использованием всех земель, расположенных в границах муниципального образования независимо от вида собственности на землю. Однако в городах и районах наряду с муниципальным, выполняется и государственный земельный контроль территориальные органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Поэтому два вида земельного контроля и два самостоятельных органа действуют одновременно на одной и той же территории, и успех работ будет зависеть от умелого взаимодействия их друг с другом на основании выполнения соответствующих федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Вместе с тем, муниципальный земельный контроль кроме контроля за использованием земель на территории муниципального образования в соотношении с законами, иными нормативными правовыми актами обязан обеспечивать выполнение требований землеустроительной, градостроительной и иной проектно-технической документации, правил землепользования и застройки территорий городов и других поселений.

Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен еще и общественный контроль за использование земли.3 Традиционно роль общественных организаций в нашей стране определяется как помощь, которую они могут оказать государственным органам земельного контроля. В то же время выявилась нецелесообразность наделения общественных организаций функциями государственной инспектуры, поскольку это приводит лишь к дублированию функций государственных надзорных органов, причем на менее высоком профессиональном уровне.

Таким образом, общественный земельный контроль – это осуществление органами территориального  общественного  самоуправления  (общественными организациями и гражданами) проверок выполнения порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений по предоставле-      нию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и обеспечение соблюдения собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участ-  ков требований земельного законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права.

Главная задача общественного земельного контроля (самоуправления) – защита конституционных прав граждан и юридических лиц на землю и предотвращение нарушений законодательства в области использования и охраны земель.

Еще один вид земельного контроля, который определен статьей 73 Земельного кодекса Российской Федерации – это производственный контроль. .Производственный земельный контроль проводимый  путем проведения проверок за выполнением требований земельного законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы земельного права, непосредственно самими юридическими и физическими лицами, использующими земельные участки на любом праве, в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности на земельном участке. Организацию производственного земельного контроля возлагают на использующий земельный участок на любой форме собственности субъект земель-            ных отношений, но особенно на юридические лица, которые используют землю как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, а также осуществляют трудовые действия, связанные с нарушением почвен-          ного покрова.

Главная задача производственного земельного контроля – проверка соблюдения выполнения субъектами земельных отношений обязательных мероприятий по рациональному  использованию и охране земель, определенных проектно-технической документацией, стандартами, нормативами и правилами. Организацию производственного земельного контроля необходимо урегулировать в учредительных документах юридического лица, в соответствии с которыми определяется полномочи- ями его руководителя, а также специалистов, на которых возлагается непосредственная должностная обязанность по выполнению производственного земельного контроля. Производственный земельный контроль осуществляют на основе констатированных планов, в которых предусматривают проведение обследований состояния земельных участков и проверок соблюдения производственными подразделениями, отдельными работниками установленных требований по использованию земель.

Юридические и физические лица должны вести учет проводимых мероприятий по производственному земельному контролю и предъявлять  сведения об его организации в орган государственного земельного контроля.

 

2.2 Гражданско-правовая  ответственность  за  нарушения земельного законодательства

 

Урон, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.

Урон, причиненный нарушением норм земельного права, – потери, которые несут государство, физические и юридические лица в результа-те умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной законотворческих действий государственных органов. Такой урон выражается в утрате, ухудшению земель, их деградации, вреду здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред преобразуется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, необходимых расходов на очистку или рекультивацию земель, затрат на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты или повреждения земель. Предполагаются два способа возмещения вреда – реальное возмещение  путем восстановления физических и химических параметров земель или возмещение  в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая потери на восстановление земель.

Справедливое возмещение урона означает, что виновный в причинении вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли. На практике такое возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежного возмещения. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта. Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Вычислительным путем определяется стоимость причиненного ущерба, а потом решается вопрос об его полном или частичном возмещении пострадавшей стороне.

Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков.

Метод расчета убытков калькуляционным способом определен положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.

Потери, вызванные качественным ухудшением  земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечива-                            ющих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды –  это недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

В случае получения ущерба землями сельскохозяйственного назначе-ния дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохоз производства, которые проявляются в сокращении площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (плодородия) и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем воссоздания площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери выплачиваются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель. Суммы компенсации вреда здоровью граждан определяются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т.д.

Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в тех случаях, когда ухудшения качества сельскохозяйственных земель  устанавливается в виде нормативов стоимости осваивания новых земель в обмен изымаемых сельскохозяйственных  угодий для несельскохозяйственных нужд.

Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда раз-мер вреда невозможно или трудно определить методом калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего – крупные аварии, охватывающие крупные территории и имеющие существенное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения сре-ды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве (правила землепользования в городах и населенных пунктах). При стечении таких обстоятельств органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Возмещение урона с помощью установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред.4 Вред компенсируется причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, который понес потери, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть ре-шен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК (1).

 

2.3. Основные проблемы и предлагаемые пути их разрешения

 

Анализ ведомственной документации Госреестра, публикаций в юридической периодике позволяет выделить три блока основных проблем, имеющихся в практике государственного земельного контроля. Это:

1. Недостатки федерального  законодательства о земельном  контроле,

2. Нарушение административных  процедур при проведении земельного  контроля,

3. Низкого качества выносимых  постановлений.

Одной из проблем проведения государственного земельного контроля является консолидация всей сферы рассматриваемого вида контроля исключительно на уровне федеральных органов исполнительной влас-                    ти (органы субъектов РФ не наделены полномочиями по осуществле-                 нию государственного земельного контроля), делающая его широкомасштабным, распространяемым на все земельные участ-                               ки независимо от формы собственности на них, сопровождаемым нехват-               кой штата государственных инспекторов. Данное положение следует из постановления Правительства РФ «О государственном земельном контроле», а также подтверждается Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно этим документам государственными инспекторами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и обладающими полномочиями по привлечению виновных лиц к административной ответственности за совершение земельных правонарушений, являются только должностные ли-ца федеральных органов исполнительной власти.

Эту проблему следует учитывать в период проведения реформы системы государственного управления, завершения процессов разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и разграничения государственной собственности на землю. Такое разделение будет способствовать порядку в отношениях между федеральными орга-нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ, что позволит повысить эффективность государственного земельного контроля в целом.

Текущая несовершенность действующего законодательства, регламентирующего порядок осуществления государственного земельного контроля, в том числе вносит свой вклад в достижение поставленных целей по выявлению, прекращению и предупреждению совершения правонарушений в сфере охраны и использования земель, привлече-           ние виновных лиц к ответственности. К тому же статья 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключила возможность проведе-                      ния внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуаль-ных (частных) предпринимателей в области государственного земель-                  ного контроля по такому распространенному основанию, как поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информа-ции от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении земельного законодательства. Положения названного закона в части оснований проведения внеплано-вых проверок государственного земельного контроля нуждаются в изменениях и дополнениях.

Информация о работе Основные виды, ответственность и деятельность по проведению государственного земельного контроля