Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель. Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействие направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие, виды, содержание земельного контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ……………………………..………4
2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ…………………..…9
2.1 Виды и содержание земельного контроля…..………………………………9
2.2 Изъятие земельного участка…………………………...……………………12
2.3 Аренда и наследование земельных участков………………………………14
2.4 Контроль……………………...………………………………………………16
3. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере земельных отношений……………………………………………………..…………………20
Заключение………………………………………………………………….……21
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Понятие, виды, содержание земельного контроля.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3

1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ……………………………..………4

2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ…………………..…9

2.1 Виды и содержание земельного  контроля…..………………………………9

2.2 Изъятие земельного участка…………………………...……………………12

2.3 Аренда и наследование земельных участков………………………………14

2.4 Контроль……………………...………………………………………………16

3. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере земельных отношений……………………………………………………..…………………20

Заключение………………………………………………………………….……21

Библиографический список……………………………………………………..22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим  влияние и на другие природные  объекты.

Охрана  земель представляет собой систему  правовых, организационных, экономических  и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного  оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение  плодородия почв.

По сравнению  с иными природными ресурсами  земля выполняет наиболее широкие  и значимые функции в системе  общественных отношений нарушение  земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются  на использовании и охране земель. Важнейшим элементом обеспечения  рационального использования и  охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействие  направленных на устранение нарушения  земельного законодательства и прекращение  его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение  виновных в нарушении к ответственности.

Цель  курсовой работы – раскрыть понятие, виды, содержание земельного контроля.

 

  1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

Земельное законодательство в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных  законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения  могут регулироваться также указами  Президента Российской Федерации.

Исключительная  по важности роль природоресурсных отношений закреплена ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории.

Согласно  статье 3 Земельного кодекса РФ земельное  законодательство регулирует отношения  по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию  и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с  ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством  о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно  статье 5 Земельного кодекса РФ участниками  земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования.

Понятия и определения:

  1. собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  2. землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  3. землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  4. арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  5. обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объекты земельных отношений:

1) земля  как природный объект и природный  ресурс;

2) земельные  участки;

3) части  земельных участков.

Земельный участок как объект земельных  отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и  неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Состав  земель в Российской Федерации:

По целевому назначению:

1) земли  сельскохозяйственного назначения;

2) земли  населенных пунктов;

3) земли  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли  иного специального назначения;

4) земли  особо охраняемых территорий  и объектов;

5) земли  лесного фонда;

6) земли  водного фонда;

7) земли  запаса.

Земельный кодекс Российской Федерации преимущественно  содержит положения о судебной форме  защиты прав, в главе IX предусмотрены  следующие способы защиты прав на землю: признание права на земельный  участок; восстановление положения, существовавшего  до нарушения права на земельный  участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или  создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков. Новый Земельный кодекс РФ предусматривает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3). Поэтому способы защиты гражданских прав, закрепленные в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, могут быть применены и для защиты прав на землю с учетом особенностей объекта правоотношений. Таким образом, субъект земельных отношений вправе воспользоваться вещно-правовыми способами защиты, обязательственно-правовыми и вытекающими из иных институтов гражданского права, например, путем признания недействительной сделки незаконного отчуждения земельного участка или расторжения договора, предъявления иска о неосновательном обогащении и т.д.

В ст. 59 Земельного кодекса РФ закреплено, что признание  прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Материальным основанием заявленного иска выступает предположение  наличия у лица права на земельный  участок при отсутствии средств, обеспечивающих законность нахождения этого участка у лица. Иск о признании права собственности (иного вещного права) как разновидность установленного притязания обеспечивает защиту не субъективного права, а охраняемого законом интереса в определенности правового положения лица и не всегда предполагает наличие спора с определенным лицом о принадлежности вещи.

Анализ  ст. 60 Земельного кодекса позволяет  сделать вывод, что защита законных прав титульных владельцев земельного участка может быть осуществлена следующими способами: во-первых, признание  судом недействительным акта исполнительного  органа государственной власти или  акта органа местного самоуправления; во-вторых, посредством подачи в  суд виндикационного иска об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; в-третьих, путем предъявления в суд негаторного иска об устранении препятствий в использовании земельного участка, причем перечень способов защиты носит открытый характер.

Земельный кодекс содержит положения не только о способах защиты земельных прав, но и гарантии защиты прав, в частности  такие, как: 1) гарантии при выкупе земельных  участков для государственных или  муниципальных нужд; 2) гарантии по возмещению убытков, вызванных ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, временным занятием земельных  участков, ограничением права собственности; 3) гарантии возмещения убытков, причиненных нарушением прав. Гарантии защиты земельных прав могут быть предусмотрены и в иных федеральных законах. В частности, ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ содержит положение, согласно которому взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на принадлежащие гражданину-должнику на праве собственности земельные участки, на которых расположено жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем ему помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности. При наличии указанных обстоятельств, при включении судебным приставом-исполнителем земельного участка в опись имущества, принадлежащего должнику, у собственника земельного участка существует возможность воспользоваться таким способом защиты, как исключение имущества из описи (освобождение от ареста), который в силу своих процессуально- и материально-правовых особенностей не относится к традиционным способам защиты: признание права, виндикационный и негаторный иск .

В юридической  литературе при анализе Земельного кодекса выделяют следующие виды земельных споров, которые подлежат рассмотрению в судебном порядке: споры  о земельном участке при переходе права собственности на здания, строения, сооружения при продаже его с  торгов и признании права на землю; иски о признании права на землю при разрушении здания, строения, сооружения при условии начала восстановления их в течение трех лет; споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка на праве собственности при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования; споры при рассмотрении дел о принудительном изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; иски о возмещении убытков субъектам земельных правоотношений и ряд других.

 

 

право 2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ сер

 

2.1 Виды и  содержание земельного контроля

витут арендатор

Согласно  статья 262 Гражданского кодекса РФ Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных  участках, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в  пределах, допускаемых законом и  иными правовыми актами, а также  собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок  не огорожен либо его собственник  иным способом ясно не обозначил, что  вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может  пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или  беспокойства собственнику.

Собственник земельного участка может возводить  на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать  строительство на своем участке  другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных  и строительных норм и правил, а  также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Если  иное не предусмотрено законом или  договором, собственник земельного участка приобретает право собственности  на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное  им для себя на принадлежащем ему  участке (статья 263).

Последствия самовольной постройки, произведенной  собственником на принадлежащем  ему земельном участке, определяются статьей 222 Гражданского Кодекса.

Владелец  земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным  участком, находящимся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному  предприятию, органу государственной  власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного  предоставлять земельные участки  в такое пользование.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее  ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

Информация о работе Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере земельных отношений