Оценка бизнеса предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 05:30, дипломная работа

Описание работы

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – исследовать основные теоретические и практические аспекты оценки стоимости предприятия (бизнеса).
В соответствии с определенной целью в представленной дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
проанализировать деятельность и перспективы развития предприятия;
оценить стоимость предприятия (бизнеса) на примере ОАО «Туймаада-Даймонд»;
обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.

Файлы: 1 файл

дипломная работа с корр от 04.06.docx

— 111.22 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Актуальность темы дипломной  работы «Оценка бизнеса предприятия» обусловлена тем, что в соответствии с действующим законодательством возникает необходимость в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав – акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций и т.д. Так Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена обязательная оценка акций для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций (ст. 77). В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций /1,2/.

В условиях рынка  невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих решений и прежде всего при принятии собственником решения о продаже предприятия целиком или его доли.

Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Любой  бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия /3/.

Объектом исследования представленной дипломной работы является оценка бизнеса предприятия ОАО «Туймаада Даймонд». Предметом исследования работы - определение рыночной стоимости бизнеса в рамках применение подходов к оценке.

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей  цели – исследовать основные теоретические  и практические аспекты оценки стоимости  предприятия (бизнеса).

 В соответствии с  определенной целью в представленной дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
  • проанализировать деятельность и перспективы развития предприятия;
  • оценить стоимость предприятия (бизнеса) на примере ОАО «Туймаада-Даймонд»;
  • обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.

Исследование выбранной  темы осуществлялось при помощи следующих  методов познания: метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, метод обобщения полученных сведений и материалов в данной работе.

Структура  дипломного проекта: введение, 2 главы, состоящие из 6 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.

В первой главе проанализирована существующая методика оценки бизнеса  предприятия, этапы и подходы, применяемые  в оценке.

Во второй главе дана организационно – управленческая характеристика оцениваемого предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, произведена оценка стоимости предприятия в рамках затратного и доходного подхода методом корректировки стоимости чистых активов и методом дисконтированных денежных потоков.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

 

 

    1. Основные понятия и цели оценки бизнеса.

 

 

 

Термины «предприятие» и  «бизнес» фактически совпадают, когда  речь идет о купле-продаже, хотя в  действующем законодательстве такое  явление, как бизнес, отсутствует, а  предприятие трактуется крайне односторонне. Гражданский кодекс использует понятие  предприятие в двух разных смыслах: как субъект права (государственные  и муниципальные предприятия) и  как его объект.

Статья 132 Гражданского кодекса посвящена исключительно правовой природе предприятия как объекта права. В этом качестве оно представляет собой используемый для осуществления предпринимательской деятельности имущественный комплекс, который включает все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия. Предприятие может принадлежать на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления) различным субъектам права, которые занимаются предпринимательской деятельностью.

Термин «бизнес», несмотря на свое широкое распространение, не является законодательно определенным. Хотя в законодательстве этот термин употребляется, однако он используется лишь как вспомогательный, не имеющий самостоятельного значения, а скорее указывающий на определенную сферу экономики, отрасль, подотрасль или вид деятельности. Основное значение этого термина — предпринимательская деятельность, которая согласно определению, данному в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, представляет собой деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке /4/.

В данной работе под «бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, использующая набор инструментов (ресурсы), располагающая активами и обеспечивающая стабильный денежный оборот /5/.

Предприятие, как имущественный  комплекс может включать в себя все  виды имущества, предназначенные для  его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное  наименование, товарные знаки, знаки  обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором /6/.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ рассматривает предприятие, прежде всего как объект, состоящий из имущества, т. е. материальных активов, а также нематериальных активов, права на которые могут быть подтверждены. Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает для сделок с предприятиями такой же порядок регистрации, что и для недвижимости. Статья 131 Гражданский кодекс РФ содержит правила государственной регистрации недвижимости, которые распространяются на любую недвижимость независимо от того, идет ли речь о недвижимом имуществе по природе или о таком, которое отнесено к недвижимости самим Гражданским кодексом или иными законами. Гражданский кодекс РФ при трактовке предприятия исходит из примата недвижимого имущества. В ст. 130 Гражданского кодекса РФ, а именно п. 1, разграничены три вида недвижимости. Первый — земля и все, что прочно связано с нею, т. е. объекты, пространственное перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно ( ч. 1 п. 1 ); второй — подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (первое предложение ч. 2 п.1); третий — любое иное имущество, отнесенное к недвижимости законом (второе предложение ч. 2 п. 1).

Подход к предприятию как к имущественному комплексу не учитывает тот практически важный момент, что никто не будет покупать без значительного дисконта бизнес с неукомплектованным штатом или при отсутствии ключевых топ-менеджеров. Таким образом, при купле-продаже предприятия принципиальное значение имеет наличие кадров и менеджмента, что служит своего рода показателем того, что бизнес управляется и все бизнес- процессы хорошо организованы. Данный вопрос является одним из наиболее сложных, так как купля-продажа бизнеса происходит в институциональной среде, которая не предполагает закрепления работника за рабочим местом на определенный срок без его согласия /6/

Приобретение действующего бизнеса может быть описано как  совокупность действий по передаче субъекта предпринимательской деятельности вместе с правами на ведение деятельности (в основном юридического лица), видов деятельности, активов и обязательств. Передача всех элементов бизнеса преемнику позволяет ему продолжать заниматься данной предпринимательской деятельностью.

Однако важно иметь  в виду, что процессу передачи бизнеса  должна предшествовать его оценка.

Оценку бизнеса проводят в целях:

•повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

•определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

•определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;

•реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных  предприятий из состава холдинга;

•разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

• страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь; налогообложения;

• принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками;

• осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса /3,5/.

Примерная классификация  целей оценки бизнеса представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация целей оценки бизнеса

Субъект оценки

Цели оценки

Предприятие как юридическое  лицо

Обеспечение экономической  безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций Оценка эффективности менеджмента

Собственник

Выбор варианта распоряжения собственностью

Составление объединительных и разделительных

балансов при реструктуризации

Обоснование цены купли-продажи  предприятия или его доли

Установление размера  выручки при упорядоченной ликвидации предприятия

Кредитные учреждения

Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховые предприятия

Установление размера  страхового взноса

Определение суммы страховых  выплат

Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных  характеристик

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы

Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Определение допустимой цены покупки предприятия с целью  включения его в инвестиционный проект

Государственные органы

Подготовка предприятия  к приватизации

Определение облагаемой базы для различных видов

налогов

Установление выручки  от принудительной ликвидации через  процедуру банкротства

Оценка для судебных целей


 

Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:

•продажи некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;

• оформления залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;

• страхования движимого имущества;

• передачи машин и оборудования в аренду;

• организации лизинга машин и оборудования;

• определения налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;

• оформления машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;

• оценки машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:

•при их перекупке, приобретении другой фирмой;

•при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

•при установлении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

•при использовании их в качестве вклада в уставный капитал; при определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки стоимости предприятия /6/.

 

 

1.2 Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия.

 

 

 

Понятие стоимости объекта  недвижимости имеет множество различных  аспектов. Это и рыночная стоимость, и стоимость замещения, и стоимость  воспроизводства и т.д. /7/.

В настоящее время, когда  в России появляется нормативная  база купли-продажи объектов недвижимости и формируется механизм банкротств предприятий, все чаще возникает необходимость в определении стоимости предприятий и объектов недвижимости при купле и продаже имущества, получении кредита под залог имущества, определении базы налогообложения,

в страховании имущества, выделении доли участников предприятий, реорганизации и ликвидации их.

Оценка стоимости предприятия  – процесс оценки последнего как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль. Этот процесс включает в себя обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, материальных и нематериальных активов, текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени. В зависимости от целей и функций оценки различают отдельные виды оценочной стоимости предприятий /6/.

Информация о работе Оценка бизнеса предприятия