Мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Мониторинг земель как самостоятельное направление научно-производственной деятельности земельных органов был впервые законодательно выделен из состава государственного земельного кадастра и получил самостоятельный юридический статус в 1991 г. в связи с принятием Земельного кодекса РСФСР. Ст. 109 документа дает базовое определение его как «системы наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов» (Земельный…, 1991).

Содержание работы

1.Введение
2. Понятие мониторинга земель
2. Совершенствование землепользования на современном этапе
3. Задачи мониторинга земель
4.Виды мониторинга земель
5. Научно-технический прогресс и мониторинг земель
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая-мониторинг земель.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

     4.Задачи мониторинга земель

Задачи государственного мониторинга земель, сформулированные в п. 2 ст. 67 ЗК РФ от 25 октября 2001 года, раскрывают многофункциональность  данного вида мониторинга. В п. 3 ст. 67 ЗК РФ определены виды государственного мониторинга земель. Соответственно им наблюдения за состоянием земель осуществляются на основании указанных здесь целевых программ. Меры, связанные с осуществлением мониторинга земель, могут предусматриваться федеральными программами, реализация которых призвана обеспечить как частные, так и наиболее общие аспекты улучшения состояния земель. Мероприятия по осуществлению государственного мониторинга земель, предусмотренные федеральными программами, получают конкретизацию в соответствующих региональных и местных программах. Материалы, собранные в процессе мониторинга, являются основанием принятия уполномоченными федеральными, региональными и муниципальными органами необходимых юридически значимых решений. Речь идет, в частности, об органах, осуществляющих ведение земельного кадастра, землеустройство, контроль за использованием земель.

       При проведении мониторинга решаются  следующие задачи: а) своевременное  выявление изменений состояния  земель, оценка этих изменений,  прогноз и выработка рекомендаций  по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Мониторинг включает в себя: а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение; б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В соответствии с п. 5 и 6 Положения мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

       Получение информации при осуществлении  мониторинга может производиться  с использованием: а) дистанционного  зондирования (съемки и наблюдения  с космических аппаратов, самолетов,  с помощью средств малой авиации  и других летательных аппаратов); б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.; в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных); г) соответствующих фондов данных. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на: а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга); б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в три года и более); в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент). Мониторинг осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федеральной службы земельного кадастра России (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) по согласованию c заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. 

     5. Виды мониторинга  земель 
 

Выделяют  несколько оснований для классификации  систем мониторинга: 

1.        По областям применения (в экологии  и биологии, медицине, экономике  и бизнесе, в промышленности и образовании).  

2.        По средствам проведения (бывает  мониторинг педагогический, психологический,  социологический, медицинский, демографический).  

3.        По способам сбора информации:  

  • первая  группа включает те его виды, при  которых возможно непосредственное описание объектов без каких-либо измерений;
 
  • вторая  группа - виды, требующие непосредственного  физического измерения параметров объектов;
 
  • третья  группа - виды мониторинга, в ходе которого измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов;
 
  • четвертая группа включает виды, при которых  измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, использованием особо  оговоренных систем критериев и показателей.
 

Другими источниками для классификаций  могут стать данные о потенциальных  пользователях, способах распространения  информации, времени реализации, широте охвата. 
 
 

 Виды  мониторинга  

Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. 

Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.  

Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач: 
 

Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов. 
 
 

-Виды  мониторинга по основаниям экспертизы 
 
 

  • Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного  объекта, явления или показателя.
 
  • Конкурентный: выбираются результаты идентичного  обследования других образовательных систем.
 
  • Сравнительный: в качестве основания выступают  результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
 
  • Комплексный: используется несколько оснований  для экспертизы.
 
  • Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.
 
 

     6. Научно-технический прогресс и мониторинг земель 

     Научно-технический  прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства» и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете - повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны. Осваивая природные ресурсы, общество использует землю и географическое пространство как территориальный базис для своего развития. Его естественные свойства оцениваются в соответствии с экономическими критериями, характеризующими отдельные природные комплексы как условие и предмет труда, а также средство производства. Земельные ресурсы, являясь базисом развития производительных сил и главным фактором создания материальных ценностей в сельском хозяйстве, непосредственно испытывают как позитивные, так и негативные стороны процесса производства и как основной компонент природной среды, они во многом определяют ее качественное состояние. Вовлеченные в хозяйственное использование они представляют собой структурные единицы хозяйства - землепользования, в рамках которых и происходит взаимодействие общества и природной среды. Ведущее место в общей системе мер, обеспечивающих организацию наиболее полного, рационального и эффективного использования земельных ресурсов, повышение их качества и производительных свойств, принадлежит системе землеустройства, которое является не только правовой основой самостоятельного хозяйствования на земле, ее рационального использования и охраны, но и исходной базой для ведения земельного кадастра, мониторинга земель и их оценки. В процессе эволюции человечество прошло путь от простого приспособления к природным условиям до необходимости организации их рационального использования, прогнозирования и преодоления стихийных сил природы. Неуклонно возрастает интенсивность производства, развиваются новые формы производственной деятельности, в хозяйственный оборот все шире вовлекаются ранее неиспользованные ресурсы. Наряду с этим происходит интенсивное изменение окружающей среды. Преобразуя физические свойства природной среды в нужном направлении, общество в процессе производственной деятельности вносит дисгармонию в исторически сложившиеся связи между отдельными ее компонентами, нарушает динамическое равновесие природных комплексов. Это приводит к изменению вещественного состава поверхностного слоя геолого-геоморфологической основы, которое может вызвать необратимые последствия в качественном состоянии окружающей человека среды. Наиболее значимым для жизни общества природным ресурсом и одним из важнейших элементов национального богатства страны является земля с ее естественно-историческим ландшафтом и почвенным покровом. Главное ее отличие от других природных ресурсов - это невосполнимость и пространственная ограниченность. Организация рационального использования земли – понятие широкое и многогранное. Однако из всего комплекса мероприятий по решению данной проблемы приходится выбирать наиболее приемлемые и реальные для практического осуществления в настоящее время. земля играет в основном роль «производительной силы». Одновременно она используется как «фундамент», как место, как «пространственный операционный базис». Земля как средство производства при правильном её использовании обладает способностью постоянно улучшаться. Все другие средства производства в процессе использования изнашиваются и по мере развития машинной техники стареют, утрачивая свои полезные свойства, а затем вовсе выбывают из сферы производства как ненужные обществу предметы. Почва в значительной степени поддается целенаправленному изменению её состава и свойств путем хорошей обработки, внесения удобрений, мелиорации, а также благодаря другим культурно-техническим мероприятиям. Следовательно, плодородие сельскохозяйственных угодий зависит не только от естественных качеств почвы, но и от того, как она используется непосредственно в хозяйствах. В соответствии с этим различают естественное и искусственное (экономическое) плодородие почвы. Естественное плодородие образовалось в результате длительного процесса почвообразования, без прямого воздействия человека на природу. Искусственное плодородие, наоборот , создается трудом и существует помимо него. Оно – результат хозяйственной деятельности человека и поэтому называется экономическим плодородием. На современном этапе в условиях интенсивного ведения земледелия

     возникают новые своеобразные проблемы в использовании  земли среди них особенно тревожным  фактором стало снижение содержания гумуса в почве –основы её плодородия. Опыт мирового земледелия также подтверждает, что одним из показателей оценки различных систем земледелия является уровень содержания гумуса в почве. Почвы с высоким содержанием гумуса имеют более благоприятные вводно-физические и другие свойства. Они менее восприимчивы к побочным действиям ядохимикатов, на них более эффективно используются минеральные удобрения. В связи с этим уровень содержания гумуса в почве

     одного  из важнейших показателей рационального использования земли, воспроизводства почвенного плодородия. Постоянное увеличение производительной силы земли – проблема огромного государственного значения, от успешного решения которой зависят темпы развития других отраслей народного хозяйства, дальнейший рост благосостояния нашего населения, укрепление экономики страны.

     Таким образом, земельный вопрос в России – это стратегически важная проблема в сфере земельных отношений, повышения их эффективности. Для  его разрешения необходима концентрация земли в руках собственников (пользователей). При этом создание и реализация экономического механизма перехода земли должна строиться на твердой юридической базе – Земельном кодексе».

     Система мероприятий по эффективному использованию  и охране земельных ресурсов. Земельные ресурсы характеризуются пространственной ограниченностью. Однако с экономической точки зрения ограниченность земель – понятие относительное, так как дополнительные вложения в землю позволяют непрерывно увеличивать производство продукции с единицы площади. Производственная сила земли, по существу, беспредельна, каждый новый этап в развитии производительных сил общества обеспечивает дальнейшее повышение продуктивности земледелия. Следовательно, главный путь повышения экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве на современном этапе – последовательная интенсификация. Необходимая необходимость ее определяется постоянным ростом проса на продукцию сельского хозяйства и снижением обеспеченности землей в расчете на душу населения.

     Система земледелия направлена на повышение  эффективности использования земли, постоянный рост ее плодородия и включает следующие основные элементы: введение и освоение севооборотов, приемы борьбы с эрозией почв и их рациональную обработку. Системы машин и удобрений, известкование почв, орошение и осушение, семеноводство, окультуривание естественных сенокосов и пастбищ, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также организационно-экономические и социальные мероприятия. Все это в диалектическом единстве и взаимосвязи образует систему земледелия.

Информация о работе Мониторинг земель