Историческая справка нормативного закрепления права пожизненного наследуемого владения в законодательстве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Земельные участки необходимо выделить в отдельную категорию, так как в отличие от домов, дач и иных объектов недвижимости, они могут принадлежать гражданам, как на праве собственности, так и на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. В настоящее время в связи с установлением упрощенного порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества особую актуальность приобретает переоформление в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ, сохраняется.

Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" гласит, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается. Так же сохранилась возможность передавать земельные участки по наследству.

Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности.

4. Право землевладельца на переоформление права пожизненного наследуемого владения в собственность.

Конституцией Российской Федерации (ст. 9)  закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, в круг объектов права частной собственности входят и земельные участки.

По действующему гражданскому и земельному законодательству Российской Федерации граждане имеют возможность приобрести в собственность земельные участки, например, путем совершения сделки купли-продажи земельного участка с другим лицом (ст. 34, 37 Земельного кодекса РФ); путем выкупа земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 28, 36 ЗК РФ); путем переоформления права пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 — 267 ГК РФ, ст. 21 ЗК РФ), а также по наследству (ст. 1181 ГК РФ). В настоящее время в связи с установлением упрощенного порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества особую актуальность приобретает переоформление в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения.

Для уяснения природы права пожизненного наследуемого владения земельным участком следует подробнее остановиться на особенностях образования и развития данного института в российском законодательстве, а точнее — в законодательстве РСФСР. Право пожизненного наследуемого владения представляет собой вещное право граждан владеть и пользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном законом порядке и с определенной хозяйственной или потребительской целью.7 Оно восходит к временам Древнего Рима, когда земля предоставлялась из-за желания государства найти плательщиков для обработки завоеванных неиспользованных земель.

Появление в России в начале 90-х годов права пожизненного наследуемого владения земельными участками было вызвано скорее политическими, чем экономическими причинами. Наше общество не было готово к появлению и становлению частной собственности на землю, однако было очевидно, что земле необходим хозяин. Указанное право, с одной стороны, закрепляло земельный участок за конкретным лицом, наделяя его широкими полномочиями в отношении такого земельного участка, а с другой — было формально правом частной собственности на землю. Такое положение дел являлось своего рода компромиссом. Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства и гражданам для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. 
Право пожизненного наследуемого владения впервые введено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.. В дальнейшем это право было воспроизведено ЗК РСФСР 1991 г., по которому граждане наделялись правом на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду (ст. 7). Однако последующее введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав. Поэтому Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения из ЗК РСФСР было исключено. Вместе с тем в других федеральных законах, прежде всего в ГК РФ и ЗК РФ, это право сохранилось (хотя и с определенными ограничениями). По своему содержанию оно представляло собой завуалированную форму ограниченного права частной собственности на землю.

Вместе с тем пожизненное наследуемое владение к тому времени было уже предусмотрено рядом иных законов и нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и ее субъектов. Полностью не удалось отказаться от пожизненного наследуемого владения в 90-х годах, что повлияло на включение его в перечень видов прав на землю в новом ЗК РФ 2001 г. В то же время законодателем сделан новый существенный шаг, который позволил отказаться от этого института, — предоставление земельных участков на указанном праве вновь после введения в действие ЗК РФ не производится, и главное — содержание права пожизненного наследуемого владения существенно сужено.8 Представляется, что с течением времени физические лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, переоформят его на право частной собственности на землю, предоставляющее наиболее широкие возможности по распоряжению земельными участками. По ныне действующему земельному законодательству (ст. 21 ЗК РФ) распоряжение земельным участком, предоставленным на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Введенное ограничение на распоряжение земельным участком означает невозможность передачи такого участка в аренду или безвозмездное срочное пользование, как это было предусмотрено ст. 267 ГК РФ. Но с недавнего времени указанное противоречие норм ЗК РФ (ст. 21) и ГК РФ (ст. 267) устранено. Ст. 267 ГК РФ в настоящее время действует в следующей редакции: «распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству»

Для того чтобы получить право распоряжения участком в полном объеме, его необходимо переоформить в собственность бесплатно (ст. 25.2 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ ранее — п. 3 ст. 21 ЗК РФ Необходимо подчеркнуть, что перерегистрация является правом, а не обязанностью лиц, владеющих участками на праве пожизненного наследуемого владения. Указанное положение ЗК РФ было принято в развитие ранее действовавшего земельного законодательства, направленного на поддержание стабильности прав на землю. Так, Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» было установлено, что находящиеся в пожизненном наследуемом владении граждан земельные участки сохраняются за ними в полном размере и что запрещается обязывать указанных граждан выкупать эти участки либо брать в аренду.

Анализируя содержание такого вещного права, как пожизненное наследуемое владение земельным участком, важно отметить следующие моменты. Изменение правового регулирования права пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренного ст. 265 — 267 ГК РФ, было вызвано прежде всего тем, что право бесплатного «вечного» пользования земельным участком нехарактерно для рыночной экономики и дальнейшее его использование при существовании в правовой системе РФ вещного права собственности, обязательственных прав аренды и безвозмездного пользования было бы нецелесообразным, ибо при помощи данных прав можно описать все возможные модели отношений лиц и публично-правовых образований к земельным участкам, востребованные в гражданском обороте. Такое понимание логики законодателя подтверждается и тем, что закрепленное в ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком — еще одно наследие прошлой системы хозяйствования — также не воспринято как имеющее перспективы применения, но лишь как остаточное явление. Его регулирование сходно с регулированием права постоянного пользования: уже существовавшее на момент введения в действие ЗК РФ право сохраняется, в дальнейшем же предоставление гражданам земельных участков на подобном праве запрещается, распоряжение участком также не допускается (в данных обстоятельствах — за исключением случаев перехода права по наследству)

С момента введения в действие ЗК РФ 2001 г. земельные участки в пожизненное наследуемое владение не предоставляются, но приобретенные ранее участки на том или ином праве сохраняются.9 Если ГК РФ допускал ограниченное распоряжение земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения  то ЗК РФ полностью исключил всякое распоряжение указанными участками. Одновременно было предоставлено гражданам право на однократную бесплатную приватизацию таких участков, причем без ограничения каким-либо сроком, а также независимо от их размера, нахождения в собственности гражданина иных земельных участков и взимания дополнительных денежных сумм, помимо установленных федеральными законами сборов (ст. 20, 21 ЗК РФ

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г., а также Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки позволил гражданам, владеющим земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, приобрести их в собственность, после чего распорядиться ими по своему усмотрению в полной мере: продать, подарить и конечно же передать по наследству. Последний способ перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком другому лицу до внесения изменений в гражданское и земельное законодательство Российской Федерации был единственным, что естественно, ограничивало возможности гражданского оборота земельных участков.

Задача

Прокурор Пензенской области обратился в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права собственности Пензенской области на земельные участки, которое было зарегистрировано регистрационной палатой Пензенской области на основании Постановления Правительства Пензенской области об отнесении ряда земельных участков к собственности Пензенской области.

Каким должно быть решение суда?

Каков порядок разрешения земельных споров при разграничении государственной собственности на землю?

Решение задачи

Согласно ст. 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 404.

В соответствии с п. 21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской федерации» предметом надзора прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 22 указанного закона Прокуратура опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст. 23. прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 251 Гражданского кодекса РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Рассмотрение заявления об оспаривании нормативных правовых актов проходит в порядке, предусмотренным ст. 252 Гражданского кодекса РФ

Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта выносится в порядке и с последствиями, предусмотренными ст. 253 Гражданского кодекса РФ, в частности суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 Гражданского кодекса РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Информация о работе Историческая справка нормативного закрепления права пожизненного наследуемого владения в законодательстве России