Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования прекращения права собственности на земельные участки, отказа собственника от права собственности на земельный участок, отчуждения собственником своего земельного участка в пользу других лиц, принудительного изъятия у собственника его земельного участка, основания прекращения права собственности, проблем применения норм земельного и гражданского законодательства относительно прекращения прав собственности.

Файлы: 1 файл

Курсовая1234.docx

— 61.76 Кб (Скачать файл)

-сведения о порядке прекращения прав правообладателя на земельный участок и расположенные на нем иные недвижимые объекты; поручения соответствующим органам (службам) о государственной регистрации перехода недвижимости в публичную собственность.

Следует согласиться  с данной точкой зрения, поскольку  перечисленные выше сведения и данные, которые должны быть указаны в  решении об изъятии земельного участка, имеют огромное практическое значение. В частности, решение, содержащее такие  данные, в полной мере обосновывает необходимость изъятия земельного участка и в полной мере отражает волеизъявление уполномоченных органов  власти на принятие подобных решений.

Статья 279 ГК РФ определяет, что собственник земельного участка  должен быть не позднее, чем за год  до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен  об этом органом, принявшим решение  об изъятии. ЗК РФ расширяет круг лиц, которые должны быть уведомлены об изъятии земельного участка. Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ не только собственники, но и землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены об изъятии земли, в  том числе путем выкупа, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия. Но законодатель не определяет порядок уведомления в случае смены правообладателя, например, в  связи с наследованием, реорганизацией юридического лица либо в случае изъятия  земельного участка, обремененного  рентой, когда затрагиваются права  третьих лиц. Следовательно, имеется  пробел в законодательстве по этому  вопросу. Для устранения пробела  целесообразно, в качестве дополнительного  источника информации о предстоящем  изъятии установить, чтобы решение  об изъятии в течение конкретного  непродолжительного срока с момента  принятия (например, в течение пяти или семи дней) в соответствии с  законом опубликовывалось в определенном официальном издании. [3, ст. 279] [2, ст. 63]

Форма уведомления  правообладателя об изъятии земельного участка не регламентирована действующим  законодательством, в связи с  чем закономерно возникает вопрос о том, что может служить в  качестве доказательства уведомления.

В литературе высказано  мнение, что надлежащим является уведомление, врученное правообладателю лично  под расписку либо направленное заказным письмом с уведомлением о вручении, а также опубликование соответствующего объявления в печатном издании, являющемся источником официального опубликования  нормативных правовых актов, если такой  способ уведомления установлен законом. Подобная точка зрения является вполне целесообразной, поскольку такое уведомление правообладателя земельного участка на практике в случае спора с органом власти могло бы послужить неопровержимым доказательством того или иного обстоятельства.

На основании  принятого уполномоченным органом  решения об изъятии земельного участка  для государственных или муниципальных  нужд с собственником заключается  соглашение о выкупе у него земельного участка. При этом следует отметить, что действующее законодательство не устанавливает специальных правил относительно формы заключения подобного  соглашения, что нельзя рассматривать  как наличие пробела в гражданском  законодательстве. Соглашение является разновидностью договора купли-продажи с учетом определенных требований, а также положений федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления, затрагивающих вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. [3, ст. 279-282] [2, ст. 55, 63]

Форма соглашения о выкупе земельного участка для  государственных и муниципальных  нужд является аналогичной форме  договора купли-продажи недвижимости. Таким образом, данное соглашение заключается  в простой письменной форме, путем составления одного документа, подписанного сторонами. Соглашение о выкупе земельного участка и расположенных на нем иных недвижимых объектов, являющееся гражданско-правовой сделкой, должно содержать все существенные условия, характерные для такого вида сделок, в противном случае оно может считаться незаключенным.

Как одно из существенных условий, предмет соглашения включает два рода объектов: во-первых, продаваемое  недвижимое имущество; во-вторых, действия продавца и покупателя соответственно по передаче недвижимости, ее принятию и оплате. Соглашение о выкупе земельного участка для публичных нужд должно включать сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок как объект данной сделки. Существенным условием соглашения также является выкупная цена, которая включает в себя рыночную стоимость изымаемого земельного участка, а также недвижимого имущества, на нем расположенного, все убытки, причиненные изъятием, включая убытки, которые несет собственник в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами и упущенную выгоду

Существенными условиями  соглашения являются срок исполнения продавцом обязанности по передаче недвижимости покупателю и срок исполнения покупателем обязанности по оплате выкупной цены, предоставления взамен изымаемого земельного участка и  жилого дома равноценного земельного участка или равноценного жилого помещения. Сторонами соглашения о выкупе являются собственник, выступающий в роли продавца, и Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - покупатель, действующие в лице уполномоченного органа исполнительной власти. Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Такой иск может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления уведомления о принятии решения об изъятии. Судебным решением устанавливается обязанность собственника заключить соглашение о выкупе земельного участка для публичных нужд на условиях, определенных решением суда. В связи с этим, принудительное на основании решения суда изъятие земельного участка и иной недвижимости согласно п. 2 ст. 55 ЗК РФ возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка и иной недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственная регистрация прекращения  права собственности на земельный  участок вследствие отказа от права  собственности на него

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения» отказ от права собственности на земельный участок осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права; одновременно возникает право собственности на данный земельный участок у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения данного участка, от права собственности на который осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

Соответствующие изменения  были также внесены в Федеральный  закон  от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 30.2 Закона о регистрации:

государственная регистрация прекращения  права собственности на земельный участок вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка;

к заявлению прилагается документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок (предоставление такого документа не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке); 
при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности муниципального образования, к собственности которого будет отнесен такой земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права;

в течение пяти дней с даты государственной  регистрации права собственности  муниципального образования на земельный участок орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.

Таким образом, для прекращения  права собственности на земельный участок собственнику необходимо обратиться с заявлением в соответствующее Управление Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества, приложив к заявлению документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок. В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе была исследована процедура государственной регистрации прекращения права собственности на земельные участки, изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а также по возможности были обозначены проблемы и вопросы, связанные с этими понятиями. Была сделана попытка определить сущность изъятия (выкупа) земельного участка, отказа от права собственности, отчуждения от права собственности в пользу других лиц. Под изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и муниципальных нужд понимается процесс, стадиями которого являются принятие решения уполномоченным на то органом об изъятии участка, уведомление об этом правообладателя участка, заключение соглашения с собственником земельного участка. Суть изъятия (выкупа) заключается в том, что государство отчуждает земельный участок у собственника для своих нужд. Выкупом же, как формой изъятия земельного участка, признается соглашение, т.е. гражданско-правовая сделка.

В ходе работы исследовался вопрос об основаниях изъятия (выкупа) земельного участка. Основаниями являются государственные и муниципальные  нужды и предварительное и  равноценное возмещение земельных  участков и убытков. Нет однозначного ответа на вопрос, что следует понимать под государственными и муниципальными нуждами в данном случае, поскольку  не существует легального определения  этого понятия. Однако большинство  авторов полагают, что целесообразней было бы использовать термин «общественные  интересы», а не «государственные и  муниципальные нужды».

В работе затронут вопрос о порядке изъятия (выкупа) земельного участка для публичных  нужд. Прежде всего, уполномоченным на то органом принимается решение  об изъятии того или иного земельного участка. Такое решение должно быть обоснованным, мотивированным и должно содержать сведения, необходимые для его государственной регистрации. Далее, собственник изымаемого участка должен быть надлежащим образом извещен о принятии соответствующего решения уполномоченным органом. После этого между собственником изымаемого участка и органом государственной власти либо местного самоуправления заключается соглашение о выкупе данного земельного участка и возмещении убытков, причиненных изъятием. Далее следует прекращение прав собственника изъятого земельного участка.

Тема «Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных  и муниципальных нужд» является актуальной. Она включает множество  проблем и вопросов, связанных  с понятием изъятия земельного участка, соотношением государственных и  муниципальных нужд с общественными  интересами, порядком изъятия земельного участка, которые до сих пор не разрешены не только теорией, но и  законодательством. Прекращение прав на земельный участок является одним из наиболее значимых земельно-правовых институтов для защиты прав собственников и иных титульных владельцев земельных участков. Поэтому законодательством установлен четкий перечень оснований прекращения прав на землю, не допускающий двусмысленного толкования.

Глава 7 Земельного кодекса РФ определяет основания, условия  и порядок прекращения прав на землю.

В ст. 44 ЗК РФ указаны основания  прекращения права собственности  на земельные участки, а именно:

- при отчуждении собственником  своего земельного участка другим  лицам;

- при отказе собственника  от права собственности на  земельный участок;

- в силу принудительного  изъятия у собственника его  земельного участка в порядке,  установленном гражданским законодательством. [3, ст. 235, 237 - 239, 242, 243; п. 2 ст. 272; ст. ст. 278 - 282, 284 - 286]

Указанный в ст. 44 ЗК РФ перечень соответствует основаниям прекращения  права собственности в целом, закрепленным в ст. 235 ГК РФ, за исключением лишь такого основания, как гибель или утрата имущества, которое не может быть применено к земельному участку вследствие невозможности его полной утраты даже в результате ненадлежащего использования, в силу наличия особых свойств земли, являющейся одновременно и объектом недвижимости, и природным объектом. В отличие от ст. 235 ГК РФ ст. 44 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, являющийся исчерпывающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Конституция РФ
  2. Земельный Кодекс РФ
  3. Гражданский Кодекс РФ
  4. ФЗ № 141 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений»
  5. ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ от 25.10.2001»
  6. ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ»
  7. ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  8. ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
  9. ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
  10. Гончарова Е.А. Проблемы правоприменения норм земельно-правовой ответственности // Правовые вопросы недвижимости. 2008. N 2. – С. 56.
  11. Ершов В.А. Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009.
  12. Лукьяненко В.Е., Пудлина Е.И. Основания прекращения прав на земельные участки // Нотариус. 2009. N 1. – С. 43-47.
  13. Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. – С. 95.
  14. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. 2-е издание. "Питер Пресс", 2007.
  15. Управление Росреестра по Рязанской области [http://to62.rosreestr.ru/news/media/2289486/]
  16. Управление Росреестра по Ростовской области [http://www.to61.rosreestr.ru/news/oficial_public/1574245/]
  17. Главное управление сельского хозяйства Алтайского края [http://www.agro.altai.ru/management/departaments/dep-yuridicheskiy_otdel_9/dep-doc-886.html]
  18. Государственное юридическое бюро по Самарской области [http://www.urburo63.ru/bureu/bureau_articles/408/]
  19. Правовая консультационная служба «Закон прост» [http://www.zakonprost.ru/zakony/o-gos-reg-prav/statja-30-2/]
  20. Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна [http://www.ya-advokat.ru/ziemlia-i-stroitiel-stvo/otkaz-ot-ziemiel-nogho-uchastka-novyie-pravila]
  21. Управление Росреестра по Краснодарскому краю.[http://www.frskuban.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16067:2012-02-29-13-04-44&catid=68:2009-10-07-07-22-24&Itemid=153]
  22. Субсчет.ru [http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/C3257427001FF632C3257571003E6E97.html]

Информация о работе Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него