Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования прекращения права собственности на земельные участки, отказа собственника от права собственности на земельный участок, отчуждения собственником своего земельного участка в пользу других лиц, принудительного изъятия у собственника его земельного участка, основания прекращения права собственности, проблем применения норм земельного и гражданского законодательства относительно прекращения прав собственности.

Файлы: 1 файл

Курсовая1234.docx

— 61.76 Кб (Скачать файл)

 С 23 октября 2008 г. вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земельный участок, установленный Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений". Ранее при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйного земельного участка. [17]

Бесхозяйный земельный  участок - это земельный участок, который не имеет собственника или собственник, которого неизвестен, либо участок, от права собственности на который собственник отказался. Бесхозяйные земельные участки принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок. Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

При назначении земельного участка  бесхозяйным момент прекращения права собственности конкретно определен не был. Теперь отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. В этом случае, земельный участок от  которого собственник отказался, не влечет признания его бесхозяйной  недвижимой вещью, а право собственности на такой земельный участок переходит  в муниципальную собственность или собственность субъекта РФ. Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

1.2.Принудительное  прекращение права собственности на земельный участок

Согласно статье 49 Земельного Кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, размещением объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, объектов использования атомной энергии, объектов обороны и безопасности, объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов, и  иных обстоятельств в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.  [2, ст. 49]

Согласно выше названной статьи принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Порядок возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также возмещения землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, временным занятием земельных участков, ограничением прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц определяется соглашением о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; актом государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте; актом государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

Возмещение убытков  осуществляется за счет средств соответствующих  бюджетов или лицами, в пользу которых  изымаются земельные участки  или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Все споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке. А определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении  размера убытков, причиненных собственникам  земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам  земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются  убытки, которые они несут в  связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная  выгода, а также расходы, связанные  с временным занятием земельных  участков. При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Согласно статье 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований Федерального закона, такой земельный участок (часть земельного участка) или доля должен быть отчужден собственником. Те же требования применяются в случае, если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения был унаследован иностранным гражданином. [8]

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных  или муниципальных нужд может  быть проведено только при условии  предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Одним из случаев принудительного изъятия земельного участка у собственника является изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Данный вид ответственности применяется в следующих случаях:

- нерациональное использование земель, т.е. когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования;

- использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием

- использование земельного участка  методами, приводящими к существенному  снижению почвенного плодородия  либо к значительному ухудшению  экологической обстановки в данной  местности. [3, ст. 235]

Принудительное изъятие  земельного участка, находящегося на праве  бессрочного (постоянного) пользования, осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ. Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный участок принимается судом. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:

а) в случае использования земельного участка не в соответствии с установленным  целевым назначением и разрешенным  использованием;

б) при использовании земельного участка методами, приводящими к  существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному  ухудшению экологической обстановки в данной местности;

в) в случае неустранения следующих умышленно совершенных

правонарушений: 
- отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;

- нарушение установленного законодательством  режима использования особо охраняемых  природных территорий, особо ценных  земель, других земель с особыми  условиями использования, а также  земель, подвергшихся радиоактивному  заражению; 
- систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- систематическая неуплата земельного  налога;

г) в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного  производства, жилищного или иного  строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования. [2, ст. 45, 54]

Однако собственник земельного участка, подлежащего изъятию для  государственных или муниципальных  нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных  с новым строительством, расширением  и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, с момента  государственной регистрации решения  об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения  о его выкупе. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". [6]

Земельным кодексом РФ предусматривается  возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных  бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий  и при иных обстоятельствах, носящих  чрезвычайный характер. Земельный участок  в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными  исполнительными органами государственной  власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства  от возникающих в связи с этими  чрезвычайными обстоятельствами угроз  с возмещением собственнику земли  причиненных убытков и выдачей  ему документа о реквизиции. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и порядок осуществления прекращения права собственности на земельный участок

2.1. Порядок  осуществления прекращения права  собственности

Гражданским Кодексом РФ предусмотрено право собственника на отказ от права собственности  на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие  о его устранении от владения, пользования  и распоряжения имуществом без намерения  сохранить какие-либо права на это  имущество (ст. 236 ГК РФ). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в заявительном порядке. Поэтому прекращение права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. [3, ст. 236]

Для государственной  регистрации прекращения права  собственности на земельный участок  или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности  заинтересованному лицу необходимо обратиться (лично либо посредством  почтового отправления) в территориальный  отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия по месту нахождения земельного участка, от права собственности на который желает отказаться заявитель, либо по месту нахождения земельного участка, в состав которого входит земельная доля от права собственности, на которую желает отказаться заявитель, с соответствующим заявлением и необходимыми документами.

Информация о работе Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него