Форма собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Право собственности подразделяется на три основные формы в зависимости от субъектов права - правообладателей. Выделяют государственную, муниципальную и частную собственность на земельные участки. При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер.1
Объектом исследования являются земельные отношения и формы собственности на землю.
Предметом исследования является анализ российского земельного законодательства, а также проблемы его практической реализации.

Содержание работы

Введение 3 стр.

1. Государственная форма собственности на землю . 4 стр.

2. Муниципальная форма собственности на землю. 7 стр.

3. Частная форма собственности на землю. 9 стр.

4. Права и обязанности собственников земельных участков 13 стр.

Заключение 20 стр.

Список используемой литературы 22 стр.

Файлы: 1 файл

Земельное реферат.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

                   

                                                              РЕФЕРАТ

 

                                                                                      

                                    по дисциплине : «Земельное право»

                                          

                              тема:  «Форма собственности на землю»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент(ка)                                                                                               Темишева А.И.

 

2 курса , группы10/1

 

 

 

 

 

Проверил  преподаватель                Попов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012 г.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                         3 стр.

 

1. Государственная форма собственности на землю .                                 4 стр.

 

2. Муниципальная форма собственности на землю.                                 7 стр.

 

3. Частная форма собственности на землю.                                              9 стр.

 

4. Права и обязанности собственников земельных участков                   13 стр.

 

Заключение                                                                                                    20 стр.

 

Список используемой литературы                                                             22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   За последнее десятилетие в Российской Федерации проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были мало эффективны и приемлемы для нашей страны, несмотря на громкие политические лозунги различных политических движений, предлагающие свое эффективное решение проблем стране. Зачастую воплощение этих идей на практики приводили в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, в худшем поворачивало реформирование вспять.

Исторический опыт России представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Россия прошла сложный путь реформирования земельного права и у нас есть свой опыт, на который мы можем опираться. К тому же не ставится под сомнение и дальнейшее продолжение реформ земельного законодательства, мы только начали проведение этих реформ, но уже на первых этапах возникает масса противоречий, коллизий в праве, которые надо решать и решать их надо, опираясь на опыт прошлых лет.

До 1990г. в условиях существования  исключительно государственной  собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование.

Современная система  прав на земельные участки основывается на едином первичном праве - праве  собственности.

Право собственности  подразделяется на три основные формы в зависимости от субъектов права - правообладателей. Выделяют государственную, муниципальную и частную собственность на земельные участки. При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер.1 

       Объектом исследования являются земельные отношения и формы собственности на землю.

         Предметом исследования является анализ российского земельного законодательства, а также проблемы его практической реализации.

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

1 стр. 25 Учебник Земельное право под редакцией Улюкаева, Чуркина

 

 

 

 

 

1. Государственная форма собственности на землю.

 

К государственной собственности  относятся земли, не находящиеся  в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.2 Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность  на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

  На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация  обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ "Об обороне", ФЗ "О государственной границе" и др. Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

Подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к не разграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.3

Статья 18 ЗК РФ закрепило к собственности субъектов Российской Федерации следующие земельные участки:

- которые признаны  таковыми федеральными законами;

- право собственности  субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

_________________________________________________________________

            2- ст. 16 Земельный Кодекс РФ

          3 - стр. 28 Учебник Земельное право под редакцией Улюкаева, Чуркина

 

 

- которые приобретены  субъектами Российской Федерации  по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством.

Использование земель, находящихся  в государственной собственности, осуществляется, как правило, путем  создания государственных унитарных предприятий либо путем передачи земель частным землепользователям на вторичных правах, например в аренду.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).4

Таким образом, субъектами права государственной собственности  являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами  любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее  время серьезные трудности связаны  с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная  процедура разграничения публичной  собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.5

Целями разграничения  публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого  земельного участка и отнесение  к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 - 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта.

 

 

 


4- ст.214 Гражданского Кодекса РФ

5- стр. 28 Учебник Земельное право под редакцией Улюкаева, Чуркина

 

 

 

 

Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с  чем было принято решение об отмене разграничения государственной  собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время  разграничение государственной  собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

1) закреплено, что акты  об утверждении перечней земельных  участков, на которые соответственно  у Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований возникает право  собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три  признака, позволяющие отнести земельный  участок к собственности одного  из публичных образований (Российская  Федерация, субъект Российской  Федерации или муниципальное  образование):

- нахождение на земельном  участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;

- если земельный участок  был предоставлен органам власти  соответствующего уровня, их территориальным  органам (в отношении федеральных  органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

- прямое указание федерального  закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной  собственности, - прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

6- ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации

 

 

2. Муниципальная форма собственности на землю.

 

Правом муниципальной  собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то что данная форма собственности  была провозглашена еще в 1992 г. Законом "О местном самоуправлении", долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект - орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".8

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления. В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

         Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность  включает в себя земельные участки:

- которые признаны  таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

- право муниципальной  собственности на которые возникло  при разграничении государственной  собственности на землю;

- которые приобретены  по основаниям, установленным гражданским законодательством.9

Информация о работе Форма собственности на землю