Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Данная тема важна в экономике страны , что знание форм собственности на землю является базой для совершения сделок с землей, учета и регистрации. Невозможно оценивать экономическое положение страны, не зная сколько земельных ресурсов находится в государственной, муниципальной и частной собственностях.
В Российской Федерации идет тенденция к увеличению многообразия форм собственности на землю. До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. Сейчас идет процесс ликвидации государственной монополии на землю и утверждения многообразия форм собственности. Частная собственность на землю признается наряду с государственной. В России должны существовать все возможные варианты форм собственности на землю.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Земля как недвижимое имущество…………………………………………...4
Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

контроль. зем.право.docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Земля как недвижимое имущество…………………………………………...4
  2. Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Собственность на землю – совокупность отношений, регулирующих и создающих право владеть, пользоваться и распоряжаться землей.

     С древних времен до наших дней собственность была и остается центром, ядром экономического мироздания любого гражданского общества. Концентрируя главные, сущностные имущественные интересы владельцев материальных благ, собственность предопределяет экономический порядок их присвоения, перераспределения и потребления.

     Данная тема важна в экономике  страны , что знание форм собственности на землю является базой для совершения сделок с землей, учета и регистрации. Невозможно оценивать экономическое положение страны, не зная сколько земельных ресурсов находится в государственной, муниципальной и частной собственностях.

     В Российской Федерации идет тенденция к увеличению многообразия форм собственности на землю. До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. Сейчас идет процесс ликвидации государственной монополии на землю и утверждения многообразия форм собственности. Частная собственность на землю признается наряду с государственной. В России должны существовать все возможные варианты форм собственности на землю.

     С началом образования нового независимого государства — Российской Федерации — изменились формы собственности на землю, а значит и содержание земельных отношений. Появилось многообразие форм — частная, коллективно-долевая, совместная, государственная и муниципальная формы собственности. И каждая из этих форм собственности должна соответствовать своим методам ведения хозяйства. Например, личные подсобные хозяйства, садоводства, крестьянские (фермерские) хозяйства основываются на частной собственности на землю. Коллективные хозяйства используют коллективно-долевую форму собственности на землю.

     Многообразие форм собственности на землю должно стать одним из основных инструментов проведения экономических преобразований в РФ. Такой подход расширяет права субъектов земельных отношений, дает гарантии собственникам земли, способствует эффективности использования земель.

 

  1. Земля как недвижимое имущество

 

    Виды объектов собственности названы в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.128). В нем, правда, говорится об объектах гражданских прав. Но это не меняет сущности вопроса, поскольку право собственности выступает основополагающим, фундаментальным правом гражданина и юридического лица. Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п.2 ст.35 Конституции РФ).

     Среди объектов гражданских прав различаются движимое и недвижимое имущество. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Среди этих объектов земля (земельные участки) является особым видом недвижимости, поскольку, как и все иные природные объекты, она не рукотворный капитал, а объект естественного, природного происхождения. Поэтому земля может именоваться земельной недвижимостью, быть объектом земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц и принадлежать им на праве собственности.

     Говоря об особом правовом режиме недвижимости (недвижимого имущества), в юридической литературе, называют следующие его признаки:  
• это вещь, предмет материального мира. Из данного признака недвижимости можно выделить еще такой как: «имущество недвижимое является более важным, нежели движимое», обладающее большей ценностью, это «имущество имеющее господство над движимым», «соотносящееся с движимым как главное»;

• индивидуально-определенное имущество;

• незаменимое имущество;

• обладающее прочной связью с землей, перемещение, которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, либо отнесенное к таковым законодательным актом.

     К недвижимости в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся:

• объекты естественного происхождения - участки земли, участки недр. Земельный участок представляет собой часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ).

     Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ).

 

  1. Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации

 
     Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

     Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения.

     Рассмотрим содержание каждой формы земельной собственности как самостоятельной правовой категории.

А) Государственная собственность на землю. Ее удельный вес в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная земельная  собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации. Разграничение между двумя этими видами земельной собственности еще не закончено, но уже выяснены основные принципы такого размежевания. Они названы, прежде всего, в Земельном кодексе РФ. В нем сказано: разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ). Названный закон принят 17 июля 2001 г., вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

     Основаниями внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение их в состав:

     1) земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными 
объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны 
и безопасности;

     2) земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных 
пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель водного фонда, если на этих земельных участках 
располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности: эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

     3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, 
находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

     Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Подготовленные и согласованные с названными органами перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в названные перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

     Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые у названных субъектов возникло право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

     Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае не достижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде. Вступившие в законную силу судебные решения являются основанием государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.

     Помимо земельных участков, получивших статус федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю, федеральной собственностью является также те, которые признаны таковыми федеральными законами. Российская Федерация вправе также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации за нею признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе. Его правовой режим определен Федеральным законом Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации». Он принят Государственной Думой 25 октября 1995 г.

     Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Этой окраиной признается продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

     Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

     Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права. С учетом этого правила внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

     Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки континентального шельфа и 
    разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия 
    Российской Федерации;
  2. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы 
    на континентальном шельфе для любых целей;
  3. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, 
    установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, 
    касающихся безопасности;
  4. юрисдикцию в отношении морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслов живых ресурсов, захоронением отходов и 
    других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Информация о работе Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации