Акты Конституционного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – закрепление и улучшение знаний в области решений, принимаемых Конституционным Судом стран постсоветского пространства.
Задачи работы:
 Изучение Актов Конституционного Суда и их видов;
 Исследование порядка принятия актов Конституционного Суда.
 Рассмотрение актов Конституционного Суда в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ИХ ВИДЫ……………..5
1.1 Заключение как вид акта Конституционного Суда…………………………5
1.2 Решение – акт Конституционного Суда……………………………………...7
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА..10
2.1 Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде…………………….10
2.2 Порядок принятия решения в Конституционном Суде………...…………11
ГЛАВА 3 АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...14
3.1 Постановления и Заключения Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………………………14
3.2 Решение, как один из актов Конституционного Суда Российской федерации…………………………….……………………………………………15
3.3 Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел и вынесение решений по данным делам…..…….17
ГЛАВА 4 АКТЫ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………….20
4.1 Акты Конституционного Суда Украины……………………………………..20
4.2 Акты Конституционного Суда Латвийской Республики, Республики Литвы……………………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд, по собственной  инициативе, по заявлению участников заседания, в котором было принято данное решение, а также органов и лиц, которым оно было направлено, может давать толкование по своим же решениям. Заявление о даче официального толкования передается Председателем Конституционного Суда в соответствующее подразделение Секретариата Конституционного Суда для подготовки справки о возможности принятия заявления к рассмотрению или об отказе в рассмотрении. Заявление о толковании решения, принятое к рассмотрению Конституционным Судом, передается Председателем Конституционного Суда одному из судей для изучения. При этом в ходе подготовки вопроса к рассмотрению могут быть проведены необходимые экспертные исследования, истребованы дополнительные материалы. Судья-докладчик готовит проект соответствующего решения.

Конституционный Суд на основании  статьи 7 Закона «О Конституционном  Суде», вправе вносить предложения  Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь и другим государственным органам о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения рассматриваются органом, получившим такое предложение в сроки, установленные для этих органов.

Таким образом, акт Конституционного Суда – это любое решение, принятое Конституционным судом на заседании. Важнейшими актами Конституционного Суда являются заключения и решения. Заключение даётся по вопросам, предусмотренным статьёй 5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Все остальные акты оформляются в виде решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

2.1 Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта имеют право внести Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров. В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции Республики Беларусь, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией. После вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Конституционный Суд вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Вопрос об отказе в рассмотрении предложения о проверке конституционности  акта рассматривается Конституционным  Судом коллегиально, как правило, без вызова в судебное заседание  сторон и их представителей. Решение об отказе в рассмотрении предложения о конституционности акта принимается в случаях, предусмотренных частью первой статьи 49 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»

Судебное заседание Конституционного Суда назначается по каждому вопросу, относящемуся к его компетенции. Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь, заседание проводится в составе двенадцати судей. Шесть из них назначаются Президентом Республики Беларусь, остальные шесть – избираются Советом Республики.

Заседание созывается Председателем  Конституционного Суда, назначаемого Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Конституционный Суд определяет по предложениям Председателя и судей Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на очередных заседаниях, и утверждает повестку дня. На заседании Конституционного суда могут выдвигаться один или несколько вопросов, по каждому из которых принимается отдельное решение.

Вопросы, вносимые на рассмотрение Конституционного Суда, должны быть предварительно изучены. Председатель поручает их изучение одному или нескольким судьям и устанавливает  срок завершения этой работы, как правило, не более двух месяцев со дня поступления  материалов в Конституционный Суд. Судья, которому поручена подготовка вопроса (судья-докладчик), имеет право требовать необходимые документы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, консультироваться у специалистов, направлять запросы, требовать от инициаторов вопроса устранения недостатков оформления представленных документов, устанавливать сроки исполнения своих поручений. На основании вышеизложенного, член Конституционного Суда формирует доклад, с которым затем выступает перед заседателями.

Рассмотрение каждого  дела начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает сущность вопроса, повод и основания для его  рассмотрения. После выступления докладчика выслушиваются стороны или же её представитель. Сторонам, в процессе выступления, могут задаваться вопросы. Также выслушиваются показания специалистов, свидетелей, экспертов и оглашаются документы, имеющие значение для рассмотрения дела. При рассмотрении вопросов, Конституционный Суд, основываясь на Законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь, обязан проводить объективное, всестороннее и полное исследование дела для принятия объективного решения. По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела.

 

2.2 Порядок принятия  решения в Конституционном Суде

Согласно статье 67 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь и статье 35 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», совещание судей для принятия решения проводится тайно в совещательной комнате. В совещании принимают участие только судьи, участвующие в рассмотрении данного дела в судебном заседании.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием поимённо опрошенных судей. Судьи голосуют «за» или «против» и не имеют права  не участвовать в голосовании. Председательствующий судья всегда голосует последним. Решение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство судей от полного состава.

Во время заседания  обязательно ведётся протокол, в  котором в обязательном порядке  фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протоколы заседаний Конституционного Суда составляются секретарем (секретарями) судебного заседания. Стороны и другие участники заседания вправе ходатайствовать о внесении в протокол сведений о фактах и обстоятельствах, которые они считают существенными для дела. Протокол должен содержать:

    • указание места и даты заседания;
    • перечисление присутствующих и отсутствующих судей;
    • фамилия, имя, отчество и должность председательствующего;
    • повестка дня;
    • данные о сторонах и участниках заседания;
    • действия Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место, их результаты;
    • объяснения и выступления сторон и их представителей, других участников заседания, заданные им вопросы и ответы на них;
    • показания свидетелей и экспертов, заданные им вопросы и ответы на них;
    • указания на факты, которые стороны и участники заседания просили удостоверить в протоколе;
    • упоминание об имевших место нарушениях порядка, иных проявлениях неуважительного отношения к Конституционному Суду, сделанных предупреждениях, наложенных штрафах;
    • вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования;
    • формулировки решений, принятых Конституционным Судом.

Данный протокол подписывается  всеми судьями, участвующими в принятии решения, приобщается к делу и не подлежит оглашению.

Председательствующий предоставляет  слово каждому из судей, желающему  высказаться по рассматриваемому вопросу. Судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию.

Закончив совещание, председательствующий ставит на голосование предложенные судьями формулировки решения.На совещании судей допускается обсуждение проекта решения, подготовленного судьей-докладчиком или другими судьями.

Заключения принимаются  именем Республики Беларусь, оглашаются публично в судебном заседании и подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Принятия решения об отказе в рассмотрении предложения о проверке конституционности акта рассматривается Конституционным Судом коллегиально. Решение об отказе в рассмотрении предложения о проверке конституционности акта даётся в случаях, предусмотренных частью первой статьи 49 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Решение об отказе оформляется в виде отдельного документа или протокольно.

Решения о наложении штрафа на участников судебного заседания или на граждан, присутствующих в заседании Конституционного Суда, за нарушения, перечисленные в абзацах пятом и шестом части второй статьи 46 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», принимается в процессе заседания и излагается, как правило, протокольно.

Решение Конституционного Суда о наложении штрафа в случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим  и четвертым части второй статьи 46 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», излагается в виде отдельного документа. Копия решения вручается  лицу, подвергнутому штрафу.

Таким образом, принятие решения  в Конституционном Суде всегда производится коллегиально, независимо от того, какой вопрос рассматривается на заседании. Ни один судья Конституционного суда не вправе уклоняться от голосования по решению вопроса. Все решения оформляются в виде отдельного документа или протокольно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Постановления и Заключения Конституционного Суда Российской Федерации.

Принятие актов Конституционного Суда Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». В законе «О Конституционном суде Российской Федерации» существует два вида итоговых решений. Итоговым решением Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1 и 4 части первой статьи 3 именуется постановлением. Постановления выносятся по вопросам разрешения дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

А. Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Б. Конституций республик, уставов, и иных законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В. Договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г. Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Постановление выносится  от имени Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления называется заключением. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации дает одно из следующих заключений:

  • О соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
  • О несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации  излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов  их принятия.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации  не позднее чем в двухдневный  срок со дня их подписания направляются:

  • Судьям Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Сторонам, участвовавшим в заседании;
  • Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;
  • Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.
  • Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.

Информация о работе Акты Конституционного суда