Акты Конституционного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – закрепление и улучшение знаний в области решений, принимаемых Конституционным Судом стран постсоветского пространства.
Задачи работы:
 Изучение Актов Конституционного Суда и их видов;
 Исследование порядка принятия актов Конституционного Суда.
 Рассмотрение актов Конституционного Суда в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ИХ ВИДЫ……………..5
1.1 Заключение как вид акта Конституционного Суда…………………………5
1.2 Решение – акт Конституционного Суда……………………………………...7
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА..10
2.1 Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде…………………….10
2.2 Порядок принятия решения в Конституционном Суде………...…………11
ГЛАВА 3 АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...14
3.1 Постановления и Заключения Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………………………14
3.2 Решение, как один из актов Конституционного Суда Российской федерации…………………………….……………………………………………15
3.3 Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел и вынесение решений по данным делам…..…….17
ГЛАВА 4 АКТЫ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………….20
4.1 Акты Конституционного Суда Украины……………………………………..20
4.2 Акты Конституционного Суда Латвийской Республики, Республики Литвы……………………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ИХ ВИДЫ……………..5

    1. Заключение как вид акта Конституционного Суда…………………………5
    2. Решение – акт Конституционного Суда……………………………………...7

 

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА..10

2.1 Порядок рассмотрения  дел в Конституционном Суде…………………….10

2.2 Порядок принятия решения  в Конституционном Суде………...…………11

 

ГЛАВА 3 АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...14

3.1 Постановления и Заключения Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………………………14

3.2 Решение, как один из актов Конституционного Суда Российской федерации…………………………….……………………………………………15

3.3 Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел и вынесение решений по данным делам…..…….17

ГЛАВА 4 АКТЫ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………….20

4.1 Акты Конституционного Суда Украины……………………………………..20

4.2 Акты Конституционного Суда Латвийской Республики, Республики Литвы……………………………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Конституции  Республики Беларусь, Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Национального Собрания, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь может решать вопросы, относящиеся к компетенции данного органа. Решение вопросов Конституционный суд оформляет в виде актов. В Законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь определяется деление актов на заключения и решения.

Актуальность данной темы в том, что в современных условиях проблемы эффективности исполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь приобретают особую значимость. Это связано с особым местом и ролью Конституционного Суда Республики Беларусь в формировании правовой системы, его деятельностью по осуществлению контроля за соответствием нормативно-правовых актов Конституции Республики Беларусь. В немалой степени от Конституционного Суда Республики Беларусь зависит качество действующего законодательства, а также то, насколько последовательно и полно будут воплощаться в жизнь конституционные принципы.

Актуальность исследования курсовой работы обуславливается ролью решений Конституционного Суда Республики Беларусь, их воздействием на процесс по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан, созданию непротиворечивой системы законодательства на основе конституционных требований.

Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере принятия актов Конституционного Суда и влияние решений на развитие Конституционного права.

Предмет – правовые нормы, закрепляющие и регулирующие акты Конституционного Суда и источник развития Конституционного права.

Цель работы – закрепление  и улучшение знаний в области  решений, принимаемых Конституционным  Судом стран постсоветского пространства.

Задачи работы:

  • Изучение Актов Конституционного Суда и их видов;
  • Исследование порядка принятия актов Конституционного Суда.
  • Рассмотрение актов Конституционного Суда в Российской Федерации.
  • Ознакомиться с Актами органов Конституционного контроля в странах СНГ.

В качестве методологической базы работы,  выступают такие методы как анализ (расчленение явления или процесса на составные части), синтез (соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта  в единое целое), описательный метод (система процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик). Также был предпринят метод обобщения (позволяет сделать выводы по результатам каждого этапа исследования и работе в целом).

В процессе написания курсовой работы были изучены законодательные  источники: Конституция Республики Беларусь, Закон «О Конституционном  Суде Республики Беларусь», Регламент  Конституционного Суда Республики Беларусь и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

 АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ИХ ВИДЫ.

    1. Заключение, как вид акта Конституционного Суда.

Конституция Республики Беларусь, Закон "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Регламент  Конституционного Суда Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты регулируют деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь (далее –  Конституционный Суд), их правовой статус. Согласно статье 36 Закона "О Конституционном  Суде Республики Беларусь", решением Конституционного Суда является любой  акт, принимаемый в его заседании. Соответственно, акт Конституционного Суда – это любое решение, принятое Конституционным судом на заседании.

 Главным актом Конституционного Суда является заключение. В форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, о толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре. В случаях, предусмотренных статьёй 5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный суд Республики Беларусь по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров может давать заключения по вопросам о:

  • Соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • Соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • Соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
  • Соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В предусмотренных Конституцией Республики Беларусь случаях, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. По итогам рассмотрения таких фактов, Конституционный Суд даёт одно из заключений:

  • Об отсутствии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь;
  • о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Если голоса судей, при  принятии заключения, разделились поровну, то решение считается принятым в пользу отсутствия фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Заключение Конституционного Суда состоит из четырёх частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

В вводной части заключения указываются:

  • Название заключения, дата и место его принятия;
  • Состав Конституционного Суда, который принимает заключение;
  • Стороны и другие участники заседания;
  • Формулировка вопроса, основания для его рассмотрения.

Описательная часть заключения содержит:

  • Нормы Конституции Республики Беларусь, Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и настоящего Регламента, устанавливающие право либо обязанность Конституционного Суда рассмотреть данный вопрос;
  • Полное название акта, конституционность которого проверяется, с указанием источника его опубликования;
  • Краткое содержание норм, конституционность которых проверяется.

В мотивировочной части заключения указываются:

  • Обстоятельства дела, установленные Конституционным Судом и положенные в основу заключения;
  • Нормативные акты, которыми руководствовался Конституционный Суд.

Резолютивная часть заключения содержит в себе вывод о конституционности (неконституционности) акта, порядок вступления решения Конституционного Суда в силу и срок исполнения.

1.2 Решение – акт Конституционного Суда.

Не менее важным актом  Конституционного суда является решение. Решения бывают в форме запроса (требования). Запросы и требования к государственным органам, должностным лицам могут быть направлены Конституционным Судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию, а судьей Конституционного Суда - при подготовке конкретного вопроса.

В запросе (требовании) должны быть указаны:

  • Орган, лицо, которым адресован запрос (требование);
  • Основания направления запроса (требования);
  • Сущность обращенного к органу, лицу запроса (требования);
  • Краткое обоснование необходимости совершения органом или лицом соответствующих действий или воздержания от таковых;
  • Статья Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», на основании которой направляется запрос (требование);
  • Срок исполнения запроса (требования);
  • Последствия неисполнения запроса (требования).

По предложению Президиума Совета Республики Конституционный  Суд принимает решение о наличии  фактов систематического или грубого  нарушения местным Советом депутатов  требований законодательства.

Конституционный Суд, согласно Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь» рассматривает также вопросы о (об):

  • Ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;
  • Толковании решений Конституционного Суда;
  • Реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;
  • Внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;
  • Выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;
  • Ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 указанного Закона;
  • Приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;
  • Внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;
  • Регламенте Конституционного Суда;
  • Структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;
  • Научно-консультационном совете при Конституционном Суде.

Ежегодное послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной  законности в республике готовится  соответствующими подразделениями  Секретариата Конституционного Суда под руководством Начальника Секретариата на основе изученных и рассмотренных Конституционным Судом материалов, после чего текст послания направляется всем судьям. Ежегодное послание должно содержать:

  • Название послания, дату и место его принятия;
  • Состав Конституционного Суда, принявший послание;
  • Нормы Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и настоящего Регламента, устанавливающие право Конституционного Суда принять и направить послание;
  • Анализ изученных и рассмотренных материалов;
  • Обстоятельства, установленные в ходе анализа указанных материалов;
  • Выводы и предложения.

Информация о работе Акты Конституционного суда