Значение судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 07:51, реферат

Описание работы

Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Основная форма использования психологических познаний в современном уголовном процессе – это судебно-психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

Файлы: 1 файл

Chelyabinsky_gosudarstvennyy_universitet.docx

— 24.34 Кб (Скачать файл)

Тема: «Значение  судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве»

Изучение следственной и  судебной практики показывает, что  в результате своевременного и обоснованного  применения специальных психологических  познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать  причины и внутренние механизмы  конкретных поступков людей, вовлеченных  в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности  доказывания многих фактов, необходимых  для правильного разрешения уголовных  дел. Основная форма использования  психологических познаний в современном  уголовном процессе – это судебно-психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

Судебно-психологическая  экспертиза является самостоятельным  видом судебной экспертизы, состоящим  в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в  процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные  объекты и методы экспертного  исследования.

В предмет судебно-психологической  экспертизы входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону  совершенного деяния, наличие и пределы  осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных  ситуациях, а также состояния  и свойства личности, значимые для  индивидуализации ответственности  и наказания.

Объектами судебно-психологической  экспертизы служат источники информации о психической деятельности человека - результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в т.ч. протоколы допросов, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение1.

Методы судебно-психологической  экспертизы в большинстве случаев  заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей  экспертизы. Характерным является использование  в рамках конкретной судебно-психологической  экспертизы комплекса методов, так  как будучи взятыми по отдельности  ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом  вопрос. Именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической  деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления судебно-психологической  экспертизы.

Методологическую основу судебно-психологической экспертизы составляют общепсихологические научные  принципы: детерминизма, развития психики  человека в единстве его сознания и деятельности, системности, что  предполагает изучение его психической  деятельности как единого целого. Такой подход исключает изолированное  исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими  психическими особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое  явление, свойство психики изучаются  с учетом воздействия на них, на сознание человека социальной среды.

Методика проведения судебно-психологической  экспертизы в каждом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых правоохранительными  органами, предполагает широкий выбор  различных методов исследования2:

  • изучение материалов дела и документов, имеющих к нему отношение;
  • ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
  • знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
  • беседа с ним и другими участниками уголовного процесса;
  • экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Качество и результативность судебно-психологической  экспертизы во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя3:

1. Сбор материалов, необходимых  для проведения экспертизы - следователь  (суд), предвидя возможность проведения  психологической экспертизы, направляет  свои усилия на получение объективной  информации о личности обвиняемого  (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего  изучения обстоятельств совершенного  преступления.

2. Сбор информации о личности  испытуемого - в ходе изучения  личности собираются сведения  о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные  наследственные факторы, каким  образом и в чем конкретно  проявлялись особенности его  нервной системы, психики, какие  наблюдались у него заболевания,  психические отклонения на разных  этапах развития.

3. В процессе расследования собираются  сведения об индивидуально-психологических  особенностях личности, проявляемых  в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются  отношением субъекта к различным  явлениям окружающей действительности.

4. Сбор информации о ситуации, имеющей значение для всестороннего  изучения особенностей личности  испытуемого. Так, при изучении  конфликтной ситуации выясняются  внешние факторы, воздействовавшие  на субъекта (условия среды обитания; раздражители, связанные с социоусловиями).

В ходе судебно-психологической экспертизы выявляются ситуационно обусловленные  признаки; субъективно воспринимаемая в качестве реальной угрозы жизни  здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное  социальное воздействие, вызывающее чувство  внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом  своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты  с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области  психологии). Чтобы убедиться в  компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности. Этот вопрос является одним из важных в проведении судебно-психологической экспертизы. На это обратил внимание Верховный суд в Постановлении Пленума от 21.12.2010г.: « Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний.

Постановка перед экспертом  правовых вопросов, связанных с оценкой  деяния, разрешение которых относится  к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место - убийство или самоубийство), как  не входящих в его компетенцию, не допускается»4.

Экспертиза должна назначаться  и проводиться как только возникли вопросы, для разрешения которых  требуются специальные познания и собраны материалы, необходимые  для экспертизы. В постановлении  следователя, определении суда о  назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются  те признаки в поведении лица, его  характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются  в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства  защиты о проведении судебно-психологической  экспертизы по делу5.

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и  экспертом-психологом обычно устанавливаются  сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь  вместе с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы дела с постановлением о назначении экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать  психологическую оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квалификации исследованных фактических  данных, либо в аргументированных  суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям. В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования провели  и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, оценивают научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, в каком объеме экспертами использованы предоставленные  материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько  полно описана в заключении проделанная  работа, какие методы исследования применялись6.

В уголовном процессе заключение судебно-психологической  экспертизы используется следователем (судом) в следующих случаях: при  изучении механизма совершенного преступления; при доказывании и квалификации содеянного; для более качественного  проведения других исследований; при  необходимости проверить факт невиновного  причинения вреда, лицом, которое предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в  результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям; для установления обстоятельств, смягчающих наказание; в целях применения справедливых мер в отношении виновных в  совершении преступлений; в тактических  целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.

Таким образом, судебно-психологическая  экспертиза является важным средством  получения доказательств - фактических  данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, свидетеля. С помощью  данной экспертизы создаются необходимые  условия для более полного  исследования субъективной стороны  преступления, объективной оценки показаний  свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих  его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений

1 Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 2005. –с.259

2 Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология: учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – с.351

3 Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Просвещение, 2004. – с.247

4 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 г. Москва

"О судебной  экспертизе по уголовным делам"

5 Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2003. – с. 365

6 Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.156


Информация о работе Значение судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве