Значение и роль систематизации законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Содержание работы

Введение
Цель работы
1.История систематизации
2. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
3.Виды систематизации
3.1 Инкорпорация
3.2 Консолидация
3.3 Кодификация
4. Значение и роль систематизации законодательства
5. Проблемы систематизации
6. Выводы
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Выводы

 

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима. В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне. Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237. Особенности развития России новейшего периода (начиная с 1990 года) привели к уникальной и весьма сложной ситуации в праве, которую вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Развитие экономических и других отношений в обществе значительно опережало развитие правового регулирования этих отношений: по сути принимаемые в начале 90-х годов законы констатировали сложившуюся к моменту их принятия ситуацию, нисколько не способствуя упорядочению последней. Достаточно вспомнить отмененный в значительной части в связи с принятием первой части Гражданского кодекса полный противоречий Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», или Положение об акционерных обществах, утратившее силу с принятием Федерального закона «Об акционерных обществах», определявшее акцию как ценную бумагу, удостоверяющую право собственности на долю в уставном капитале акционерного общества.

 Принятие первой и второй  частей нового Гражданского кодекса России явилось первым шагом на пути приведения разрозненного и противоречивого экономического законодательства в единую систему. Гражданский кодекс является центром всего экономического законодательства России, однако сам он будет действовать в полной мере после принятия и введения в действие предусмотренных им законов, обеспечивающих его развитие и реализацию. Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.

Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным. Необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.

 

 

 

 

 

 

 

7. Список использованных источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты :

 

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993.

2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2000 г. №53 // Закон. - 2000 - №30.

 

Литература :

 

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.,2003. С. 148.

2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик  В.А. Теория права и государства  в схемах и определениях: Учебное пособие. - М., 2000. С. 27.

3. Баранов В. М., Рахманина Т. Н., Систематизация  нормативно-правовых актов. - Н. Новгород, 2000. С. 11.

4. Братусь С.Н., Самощенко И.С. Теоретические  вопросы систематизации Советского  законодательства. - М, 1992. С. 101.

5. Жилин Г. Соотношение права  и закона //Российская юстиция. - 2000 - №4. С. 13.

6. Иодковский А.Н. Вопросы кодификации  законодательства. М., 1998. С. 7.

7. Казьмин И.Ф., Мицкевич А.В. Кодификация  и систематизация законодательства  на современном этапе // Юрист. - 1999. С. 12.

8. Керимов Д.А. Кодификация и  законодательная техника. - М.2002. С. 67.

9. Коваленко А.И. Общая теория  государства и права (в вопросах  и ответах). - М., 2002. С. 56.

10. Комаров С.А.. Основы государства  и права. Учебное пособие.- М., 2002. С. 152.

11. Лазарев В.В. Общая теория права  и государства. - М., 2000. С. 103.

12. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория  государства и права. - М., 2003. С. 54.

13. Манов Г.Н. Теория права и  государства. - М., 2002. С. 76.

14. Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. - М., 1996. С. 48.

15. Пиголкин А. С. Общая теория  права. - М., 1996. С. 219

16. Протасов В.Н. Проблемы теории  права и государства. - М., 1998. С. 202.

17. Сенякин И. Н. Специализация и  унификация российского законодательства. Саратов, 1993. С. 111-112.

18. Сенякин И.Н. Система законодательства  Российской Федерации. Саратов, 2003. С. 32-33.

19. Спиридонов Л.И. Развитие кодификации  советского законодательства. - М. 2000. С. 48.

20. Тихомиров ЮА. Закон и формирование  гражданского общества // Государство и право. - 2001- № 8. С. 26.

 

 


 



Информация о работе Значение и роль систематизации законодательства