Защита прав и свобод человека и гражданина как приоритетное направление деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Российская Федерация в ст.ст.2, 18 Конституции 1993 года провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием. Тем самым на высшем уровне, государством была подтверждена необходимость формирования действенных правовых механизмов по признанию, соблюдению и защите, а также создания необходимых юридических и организационных условий для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Файлы: 1 файл

Реферат Прокурорский надзор.docx

— 31.81 Кб (Скачать файл)

Введение

Российская Федерация в ст.ст.2, 18 Конституции 1993 года провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием. Тем самым на высшем уровне, государством была подтверждена необходимость формирования действенных правовых механизмов по признанию, соблюдению и защите, а также создания необходимых юридических и организационных условий для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Однако выбор, который сделала  страна в пользу развития прогрессивных  ценностей, как показали прошедшие  восемнадцать лет новой российской государственности, явился трудным  испытанием для народа, а деструктивные  процессы ослабили правозащитный потенциал  нашего государства. На фоне незавершенного формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточного правового обеспечения и гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, в указанной сфере правовых отношений не соответствует их возросшему предназначению и предъявляемым требованиям: она декларативна и все еще несовершенна, имеет низкое качество и недостаточную эффективность. Нерешенность этих насущных проблем влечет массовый характер нарушений прав и свобод граждан.

В складывающейся ситуации высоко востребован  уникальный потенциал российской прокуратуры, не только не утратившей свою роль и  значимость в деле утверждения общественного  правопорядка, но, напротив, явившейся  действенным институтом обеспечения  в стране конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина. Не случайно именно надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности прокуратуры России последних лет прочно относится к одному из ведущих, наиболее востребованных функциональных направлений.

Защита прав и  свобод человека и гражданина как  приоритетное направление деятельности прокуратуры

Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в  государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением  законов, иных нормативных актов, а  также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г., прокуратура стала осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на законодательном уровне. Выделение рассматриваемого вида деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации ее правозащитного потенциала, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем следует  отметить, что соблюдение прав и  свобод человека и гражданина определяет содержание предмета не только обозначенного  вида прокурорской деятельности. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

в сферу надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзора за исполнением законов  судебными приставами; надзора за исполнением законов администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу, администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится  в центре внимания прокуроров также  в ходе осуществления уголовного преследования; участия в рассмотрении дел судами; координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; при участии в правотворческой деятельности; осуществлении международного сотрудничества, рассмотрении и разрешении в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений.

Органы прокуратуры РФ играют важную роль в деле укрепления законности и правопорядка на всей территории России. Своей практической деятельностью органы прокуратуры подтверждают присущую им важную роль в деле обеспечения прав российских граждан.

Характеризуя работу прокуроров по надзору за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, следует  констатировать, что в целом вся  многогранная деятельность прокуроров носит правозащитный характер, а  с учетом объявленного приоритета прав личности это особенно актуально.

Надзорная функция прокуратуры  направлена на активное применение прокурорско-надзорных  средств по защите прав и свобод человека и гражданина, а также  охраняемых законом интересов общества и государства.

Деятельность прокурора по обеспечению  прав и свобод граждан зависит  от наличия в конкретном деле нарушенного  интереса как личности, так и охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина отпочковался от общего надзора и в настоящее  время может рассматриваться  в качестве самостоятельной отрасли  прокурорского надзора, поскольку  имеет собственный предмет надзора  и характеризуется свойственными  ему полномочиями прокурора.

Так предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Выделение данного направления  деятельности прокуратуры свидетельствует  о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций  органов прокуратуры в механизме  государственной охраны прав и свобод человека и гражданина.

Надзором охватываются не только органы государственной власти и управления, но и органы контроля и управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Охраняя права и  свободы граждан, прокуратура одновременно защищает общественные и государственные  интересы. И, наоборот, без обеспечения  государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права  и свободы граждан.

Прокурорский надзор выступает  одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном  этапе.

Надзорная практика прокуроров строится на основе принципа непосредственного  действия прав и свобод, предопределяющего  необходимость обеспечения полного  соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной  деятельности.

Осуществляя надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина, прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью прокуратуры  по защите интересов государства  и общества. При этом также необходимо учитывать, что органы прокуратуры  при выполнении своих функций  не подменяют и не дублируют другие государственные органы и должностных  лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, эффективная деятельность прокуратуры - важное условие обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

При реализации правозащитной функции  прокурор наделен широкими полномочиями:

во-первых, Закон «О прокуратуре» предоставляет  прокурору все полномочия имеющиеся при осуществлении надзора за исполнением законов;

во-вторых, специальные полномочия направленные на защиту и восстановление нарушенных прав граждан, такие как:

рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;  

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и  свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;  

принимает меры к тому, чтобы  лица совершившие преступления, были подвергнуты уголовному преследованию  в соответствии с законом. 

в праве возбуждать производство об административном правонарушении или  незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.  

прокурор предъявляет  и поддерживает в суде или арбитражном  суде иск в интересах пострадавших  которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Количество обращений граждан  в прокуратуру в десятки раз  превышает количество аналогичных  обращений за судебной защитой. Подобная ситуация объясняется не только консервативностью  поведения граждан, но в большей  степени - доступностью и оперативностью, по сравнению с судом, прокуратуры. Для обращения в ее органы не требуется  соблюдения каких-либо специальных  процедур, денежных затрат. Рассмотрение обращений осуществляется в жестко регламентированные сроки. Прокурор не связан предметом жалобы. В случае установления при проверке нарушений  законов, не указанных в жалобе, прокурор обязан принять все меры к их устранению. Инициативный характер прокурорского  надзора состоит и в том, что  прокурор обязан пресечь правонарушение и при отсутствии жалобы в тех  случаях, когда оно затрагивает  интересы государства и права  граждан.

В то же время деятельность прокуратуры  при выполнении ею обеспечительных  функций может осуществляться и  во внеправовой (не связанной непосредственно  с правоприменением) форме, направленной на создание надлежащих условий и организации самого процесса осуществления личностью своих прав и свобод, эффективного функционирования в этом процессе социальных и юридических гарантий.

Реализация данного статуса, по мнению автора, не требует возникновения  конкретных правоотношений, поэтому  роль прокурорской власти должна состоять в превентивной деятельности по осуществлению  прав и свобод граждан.

Под профилактикой правонарушений со стороны прокуратуры понимается совокупность государственных мер, имеющих целью устранение и нейтрализацию  причин и условий, способствующих совершению правонарушений. В этом направлении  прокуратура наделена соответствующими правомочиями (например, направление  предостережений о недопустимости нарушения закона) как по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, так и по применению прокурорско-надзорных средств.

Близость задач, решаемых прокуратурой и контролирующими органами, стимулирует  их тесное взаимодействие. Обеспечивая  гармоничное сочетание надзора  с взаимодействием, прокуроры не должны забывать о приоритетной роли прокурорского надзора за исполнением законов контролирующими органами.

Анализ практики прокурорского  надзора позволяет сделать вывод  о том, что в качестве принципов  взаимодействия выступают: самостоятельность  каждого из участников взаимодействия; принцип законности; взаимная ответственность  за выполнение мероприятий, направленных на усиление охраны прав граждан; независимость  участников взаимодействия при осуществлении  деятельности по выявлению и устранению нарушений прав граждан.

Информация о работе Защита прав и свобод человека и гражданина как приоритетное направление деятельности прокуратуры