В данной работе описываются основные этапы формирования, осуществления и функционирования уголовного судопроизводства ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

Германский тип процесса, так же как и французский, принадлежит к романо-германской правовой семье. Долгое время развитие германского судопроизводства, как в древнем "саксонском зерцале", отражало этапы развития своих французских и англосаксонских сородичей. Примерно до XII-XIII вв. здесь применялся обвинительный вид состязательного процесса, которому свойственно применение ордалий, очистительной присяги, соприсяжничества, судебных поединков.

Содержание работы

Исторический очерк развития уголовного процесса ФРГ.
Источники и принципы уголовного судопроизводства ФРГ.
Органы, которые занимаются уголовно-процессуальной деятельностью в ФРГ.
Этапы уголовного судопроизводства в ФРГ.
Библиография.

Файлы: 1 файл

УПП ФРГ1.docx

— 55.13 Кб (Скачать файл)

    Начиная с середины 70-х гг. в ФРГ была принята целая серия законов, имевших своей целью ускорение уголовного судопроизводства и усиление борьбы с терроризмом. Как показывает анализ этих законов, достижение поставленных целей связывается с ограничением прав обвиняемого, ухудшением его процессуального положения («О реформе уголовно-процессуального права» 1974г., «Об изменении УПК 1978г, «О всеобщем полицейском розыске 1986г.»)

    03.10.1990 вступил в силу «Договор между ГДР и ФРГ о восстановлении единства Германии». Дальнейшее развитие германского уголовно-процессуального законодательства связано с его действием на всей территории Германии.

    С этого момента на территорию объединенной Германии распространяется действие Основного закона ФРГ и соответственно всей правовой системы., на новые восточные земли объединенной Германии распространено и действие германского УПК 1877

    В последующие годы, как и прежде, в УПК вносились отдельные, главным образом, дополнения. Так, Закон "О борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности" от 15 июля 1992 г. дополнил УПК параграфами, регулирующими производство негласных оперативно-розыскных мероприятий, в частности, оперативное внедрение официальных сотрудников полиции в качестве секретных агентов в преступные организации; негласное фотографирование; негласное наружное наблюдение; негласное использование соответствующих технических средств. Закон "О разгрузке уголовного судопроизводства" от 11 января 1993 г. расширил перечень оснований прекращения уголовных дел; ограничил в тех же целях обжалование в апелляционном порядке приговоров с назначением наказаний в виде незначительных денежных штрафов; усилил карательную власть участкового суда, предоставив ему полномочие назначать наказание лишением свободы до 4-х лет, а единоличному судье — до 2-х лет. Этот же закон предусмотрел дополнительные меры защиты здоровья и жизни свидетелей.

    Во второй половине 90-х гг. в УПК также вносились отдельные дополнения. В 1997 г., например, был несколько расширен круг оснований негласного прослушивания телефонных и иных переговоров граждан. В том же году приняты законы от 17 марта 1997 г., от 17 июля 1997 г., от 14 ноября 1997 г., которыми внесены локальные изменения в УПК. В последующие два года обращают на себя внимание законы от 4 мая 1998 г. (посвященный борьбе с организованной преступностью), от 20 декабря 1999 г. (связан с укреплением прав потерпевшего) и от 22 декабря 1999 г (содержащий меры, направленные на повышение независимости судей и судов).

    Совершенствование германского уголовно-процессуального законодательства продолжилось и в 2000 — 2001 гг. Так, многочисленные "частные" изменения в УПК были внесены Законом, некоторые положения которого вступили в силу 3 августа 2000 г., а другие — 1 ноября 2000 г. Немного позднее был принят Закон от 16 февраля 2001 г., расширивший используемое в УПК понятие "супруг" в связи с соответствующей реформой в семейном праве Германии.

    Под принципами уголовного процесса ФРГ понимаются руководящие политико-государственные идеи, закрепленные в законе и определяющие построение (организацию) уголовного судопроизводства.

    Из всех принципов УПК прямо закрепляет только принципы официальности (ч. 1 § 152), обвинения (§ 151, 155, 264), законности (ч. 2 § 152), обязанности исследования всех обстоятельств уголовного дела (ч. 2 § 155, 244).

    Принцип официальности (публичности) состоит в том, что уголовное преследование осуществляется соответствующими государственными органами по долгу службы (ex officio) независимо от воли потерпевшего. Исключением из этого принципа являются дела частного обвинения, которые возбуждаются по жалобе потерпевшего. Действие принципа официальности ограничено также в отношении ряда государственных преступлений. Для уголовного преследования по этим делам требуется специальное разрешение соответствующего органа, который решает по собственному усмотрению, исходя из политического значения дела, следует ли вообще возбуждать уголовное преследование или лучше от него отказаться.

    В соответствии с принципом обвинения судебное рассмотрение уголовного дела может быть начато только на основании возбужденного публичного обвинения. Исходя из этого расследование и решение по делу могут касаться только деяний и лиц, указанных в обвинении. Возможность дополнительного обвинения в отношении других деяний и лиц при соблюдении определенных требований закона не противоречит этому принципу.

    Принцип законности (легальности — legalitdtsprinzip) гласит, что прокуратура обязана принять меры в отношении всех преследуемых в уголовном порядке деяний, поскольку имеются достаточные фактические основания. Однако, как признается в германской процессуальной литературе, указанный принцип нарушается за счет многочисленных исключений и практически действует не принцип законности, а принцип целесообразности (opportunitatsprinzip).

    Восьмой закон "Об изменении уголовного права" от 26 июня 1968 г. ввел принцип целесообразности в отношении государственных преступлений (т. н. дела о "защите государства") и предусмотрел довольно неопределенные основания прекращения дел этой категории. Так, Генеральный прокурор ФРГ вправе отказаться от уголовного преследования государственных преступлений, если проведение судебного процесса вызывало бы опасность серьезного ущерба Федеративной Республике Германии и если преследование противоречило бы другим высшим публичным интересам.

    Принцип обязанности исследования всех обстоятельств уголовного дела означает, что суд по долгу службы обязан исследовать все обстоятельства дела и при этом не связан ходатайствами и объяснениями участников процесса. В уголовно-процессуальном законе ФРГ прямо говорится, что расследование и рассмотрение дела распространяются на указанные в обвинении деяния и указанных в нем лиц и что в этих пределах суд вправе и обязан осуществлять самостоятельное исследование фактических обстоятельств дела. Закон также подчеркивает, что суд в целях установления истины обязан по долгу службы исследовать все факты и доказательства, которые имеют значение для разрешения дела (ч. 2 § 244 УПК).

    Другие принципы, прямо не указанные в УПК, выводятся из анализа соответствующих норм уголовно-процессуального закона.

    Так, принцип непосредственности сформулирован, исходя из требований § 250 УПК, который гласит: "Если доказывание факта основано на восприятии лица, то это лицо должно быть допрошено в судебном заседании. Допрос не может быть заменен оглашением протокола ранее произведенного допроса или письменных объяснений этого лица".

    Принцип устности означает, что только устное, как правило, на немецком языке исследование собранного по делу доказательственного материала может быть положено в основу приговора. Этот принцип выводится из двух предусмотренных законом положений — принципа свободной оценки доказательств и предмета приговора. О результатах исследования доказательств, указывает § 261 УПК, суд принимает решение по своему свободному убеждению, основанному на рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. А предметом приговора, согласно § 264 УПК, является уголовно наказуемое деяние, как оно установлено в результате рассмотрения дела.

    При определении принципа толкования сомнения в пользу подсудимого принимается во внимание, во-первых, требование свободной оценки доказательств о том, что если для осуждения подсудимого необходимо убеждение суда в виновности, то сомнение в этом должно препятствовать решению вопроса о наказании, и, во-вторых, — презумпция невиновности. Такого принципа УПК ФРГ специально не предусматривает. Но он сформулирован в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной ФРГ в 1952 г. Согласно ч. 2 ст. 6 этой Конвенции обвиняемый считается невиновным в совершении уголовно наказуемого деяния, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке. В качестве самостоятельного принципа презумпция невиновности не рассматривается и в доктрине уголовного процесса ФРГ.

    Принцип быстрого производства по уголовному делу вытекает из анализа ряда норм УПК, требующих, например, незамедлительной доставки задержанных к компетентному судье на допрос (§ 115, 128), ограничения содержания под стражей обвиняемого в порядке применения следственного ареста 6 месяцами (§ 121), обязательной явки обвиняемого, свидетелей, экспертов по вызову прокурора (§ 228, 229) и др.

    Принцип гласности урегулирован в Законе о судоустройстве ФРГ 1877 г. Согласно § 169 этого Закона рассмотрение дела в судебном заседании, включая провозглашение приговора, производится гласно. Радио, телевизионные передачи, киносъемка в зале суда в целях публичного освещения судебного процесса не допускаются. Использование судом звукозаписи показаний подсудимых, свидетелей, киносъемка судейских осмотров допускаются под контролем председательствующего. Участники процесса, а также корреспонденты газет, радио, телевидения вправе вести записи о ходе судебного процесса, а фотографирование — только по разрешению председательствующего.

    Гласность судебного разбирательства может быть исключена по предусмотренным законом основаниям: если возникает опасность государственной безопасности, публичному порядку или нравственности, если речь идет о разглашении сведений о личной жизни подсудимых или свидетелей, сведений, составляющих коммерческую, производственную, изобретательскую, налоговую тайну, если неправомочное разглашение тайны может повлечь наказание в уголовном порядке свидетелей и экспертов, если допрашиваются лица, не достигшие 16-летнего возраста. На основании § 48 Закона о судах по делам несовершеннолетних 1974 г. все дела этой категории рассматриваются в закрытых судебных заседаниях, включая провозглашение приговора.

    Два принципа возведены в ранг конституционных. Эти принципы являются общими для осуществления правосудия и относятся не только к уголовному процессу.

    Согласно ч. 1 ст. 103 Конституции ФРГ каждый имеет право требовать, чтобы он был заслушан судом. Из этого следует, что в основу приговора могут быть положены только факты, к которым участники процесса выразили свое отношение. Другой принцип гласит, что в соответствии с ч. 1 ст. 101 Конституции ФРГ никто не может быть изъят из подсудности своего законного судьи, т. е. лишен права на законного судью. Под изъятием понимается передача уголовного дела на рассмотрение другому судье, который по закону не имеет на это права.

 

 

Органы, которые занимаются уголовно-процессуальной деятельностью  в ФРГ.

    В ФРГ действует следующая судебная система, предусмотренная Законом о судоустройстве 1877 г. в редакции от 9 мая 1975 г.

    Участковый суд, в котором рассмотрение уголовных дел может осуществляться единолично судьей или судьей с участием двух шеффенов (судом шеффенов).

    Единолично судья рассматривает дела частного обвинения, дела о проступках, влекущих наказание до 6 месяцев лишения свободы, а в отдельных случаях и до 1 года лишения свободы. Суд шеффенов рассматривает дела о проступках, представляющих повышенную общественную опасность, и дела о преступлениях, влекущих наказание до 3 лет лишения свободы.

    Все дела о правонарушениях несовершеннолетних рассматривает специально уполномоченный единоличный судья либо специализированный суд по делам несовершеннолетних.

    Земельный   суд, в котором уголовные дела могут рассматриваться в составе больших или малых палат.

    Большая палата (3 судьи и 2 шеффена) рассматривает по первой инстанции дела о тяжких преступлениях — убийствах, телесных повреждениях, дела о защите государства, т. е. государственные преступления. В земельных судах образуется палата по делам несовершеннолетних (3 судьи и 2 шеффена), которая рассматривает по первой инстанции наиболее важные дела этой категории и в качестве второй инстанции в апелляционном порядке — жалобы на приговоры единоличного судьи и суда шеффенов по делам несовершеннолетних. Большая палата как суд второй инстанции рассматривает в апелляционном порядке жалобы на приговоры судов шеффенов.

    Малая палата (1 судья и 2 шеффена) выступает в качестве суда второй инстанции и рассматривает в апелляционном порядке жалобы на приговоры единоличного участкового судьи.

    Высший    земельный    суд. Входящий в его состав сенат по уголовным делам (5 судей) рассматривает по первой инстанции все наиболее тяжкие государственные преступления.

    В качестве суда второй инстанции сенат (3 судьи) рассматривает в ревизионном порядке жалобы на приговоры апелляционных судов — малой и большой палат земельного суда. Также в ревизионном порядке сенат рассматривает жалобы на приговоры большой палаты по уголовным делам земельного суда.

    Верховный   суд   ФРГ. Его сенат по уголовным делам (5 судей) выступает только в качестве суда второй инстанции и рассматривает в ревизионном порядке жалобы на приговоры большой палаты по уголовным делам земельного суда, если это не относится к компетенции высшего земельного суда, и также в ревизионном порядке жалобы на приговоры высшего земельного суда, постановленные по первой инстанции.

    Полицейская служба

    Органы и чиновники полицейской службы должны расследовать обстоятельства уголовно наказуемого деяния и безотлагательно принять меры к тому, чтобы не допустить противодействия выяснению этих обстоятельств.

    Органы и чиновники полицейской службы без промедления пересылают в прокуратуру материалы своего расследования. Если требуется быстрое проведение судьёй следственный действий, то материалы пересылаются непосредственно в  участковый суд.8

    Прокуратура

    Как только прокуратуре из заявлений или другим путём стало известно о подозрении в совершении уголовно наказуемого деяния, она обязана исследовать обстоятельства дела для решения вопроса о возбуждении публичного обвинения.

    Прокуратура обязана расследовать не только уличающие, но и оправдывающие обстоятельства, принять меры к сохранению доказательств, которые могут быть утрачены.

    Прокуратура обязана также расследовать и обстоятельства, которые имеют значение для определения правовых последствий деяния. Для этого прокуратура может прибегнуть к помощи специальных социальных служб.9 

 

Этапы уголовного судопроизводства в ФРГ.

    Для германского уголовного процесса характерно отсутствие стадии возбуждения уголовного дела. Началом производства по делу служит производство первых следственных действий.

    Досудебное производство

    Как было отмечено выше, германский уголовный процесс имеет значительное сходство с французским. Более того, до 1975 года предварительное расследование в нем производилось по французской модели в форме полицейского дознания и предварительного следствия, осуществляемого судебным следователем. Однако для большей рационализации производства предварительное следствие было отменено в связи с дублированием на нем расследования полиции и прокурора.10 В настоящее время расследование осуществляет полиция под руководством прокурора, а судебный следователь (участковый судья-дознаватель) принимает в нем лишь эпизодическое участие, связанное с принятием важнейших решений по делу и легализацией доказательств.

Информация о работе В данной работе описываются основные этапы формирования, осуществления и функционирования уголовного судопроизводства ФРГ