Уголовно-правовая характеристика контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Одним из направлений успешного решения обозначенной проблемы является дальнейшая разработка научно обоснованных рекомендаций по построению и проверке версий применительно к обстоятельствам о контрабанде.
Целесообразность более глубокой разработки теоретических положений, способов и приемов версионной работы сотрудников правоохранительных органов применительно к контрабанде обусловлена в современных условиях ростом и степенью общественной опасности этого вида преступлений. Динамику, тенденции роста контрабанды и ее общественной опасности можно проследить по статистическим данным об этом преступлении на протяжении нескольких последних лет.

Содержание работы

Введение 3 стр.

1. История формирования института борьбы с
контрабандой. 5 стр.

2.Уголовно-правовая характеристика контрабанды. 8 стр.

Заключение 19 стр.

Список использованной литературы 22 стр.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Как следует из сказанного, граница между уголовно-наказуемой контрабандой и контрабандой, влекущей административную ответственность в соответствии со статьями 1936-1939 КоАП, определена законодателем посредством четкого указания на размер предмета этого правонарушения. Учитывая данное обстоятельство, Пленум Верховного Суда республики в пункте 13 постановления № 4 «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях» от 17 июня 1994 г. (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 4) указал на необходимость тщательного всестороннего исследования всех материалов об административных таможенных правонарушениях, акцентируя внимание суда на правильность правовой оценки действий, совершенных правонарушителем. Такой подход гарантирует суду недопустимость случаев привлечения к административной ответственности лиц, совершивших уголовно наказуемую контрабанду.[16,с.60.]

Предметом контрабанды, ответственность за совершение которой наступает по части 2 статьи 228 УК, являются независимо от их размера: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

В соответствии с Инструкцией  о порядке выдачи разовых разрешений на перемещение (ввоз, вывоз, транзит) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 30 мая 1997 г. № 120 (в ред. приказов Министерства здравоохранения от 12 апреля и 24 сентября 1999 г. № 116 и 300) под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, лекарственные средства, их содержащие, растения, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях, а также иные вещества и растения, в силу их действия или злоупотребления ими включенные в Перечни наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся под контролем в Республике Беларусь.

Психотропные вещества — это вещества синтетического или  естественного происхождения, лекарственные  средства, их содержащие. классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях, а также иные вещества или любые природные материалы, в силу их действия или злоупотребления ими включенные в Перечни наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся под контролем в Республике Беларусь.

В законодательстве республики отсутствуют определения понятий сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ. Имеется, правда, перечень ядовитых, отравляющих и сильнодействующих веществ, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, который приведен в приложение 3 к приказу Председателя Государственного таможенного комитета «Об утверждении номенклатуры вещей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь» от 30 мая 1997 г. № 174-ОД (в ред. приказов Председателя Государственного таможенного комитета от 29 августа и 15 декабря 1997 г. № 274-ОД и 422-ОД, 9 сентября 1999 г. № 398-ОД). Поэтому решение вопроса об отнесении тех или иных веществ к указанным категориям должно осуществляться путем получения экспертного заключения.

К ядерному, химическому, биологическому или другим видам  оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения относятся запрещенные средства ведения войны, материалы и оборудование, используемые для их создания, предусмотренные международными договорами Республики Беларусь (см., например, Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., вступившую в силу для Республики Беларусь 29 апреля 1997 г., Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., вступившую в силу для Республики Беларусь 26 марта 1975 г.). Закон от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле» относит к оружию массового поражения химическое, бактериологическое (биологическое), радиологическое и ядерное оружие.

Радиоактивные материалы — это источники ионизирующего излучения естественного или искусственного происхождения, представляющие собой устройство или радиоактивное вещество, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение (см. Закон от 5 января 1998 г. «О радиационной безопасности»).

Под вооружением понимают боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты и т.п. средства ведения военных действий.[16,с.62.]

Термины «взрывчатые вещества», «взрывные  устройства» в нормативном порядке не определены. Обычно под взрывчатыми веществами принято понимать химические вещества и смеси, обладающие способностью к взрыву без доступа кислорода воздуха. Взрывное устройство включает в себя взрывчатое вещество и механизм, приводящий его в действие. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. «Об оружии» огнестрельным считается оружие, в котором для метания поражающего элемента используется энергия газов, образующихся при горении метательного заряда. Боевые припасы (боеприпасы) — это устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели, выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряды либо их сочетание.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 228 УК контрабанда — это перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ценностей, веществ и предметов, указанных в этой статье, совершенное с использование следующих способов, являющихся обязательными альтернативными признаками объективной стороны данного преступления:

1) помимо таможенного  контроля;

2) с сокрытием от таможенного  контроля;

3) с обманным использованием  документов или средств идентификации;

4) недекларирование товаров, ценностей,  веществ и предметов;

5) заведомо недостоверное декларирование товаров, ценностей, веществ и предметов.

Под перемещением товаров, ценностей, веществ и предметов  через таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля понимается пересечение такой границы вне определенных мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, а с сокрытием от таможенного контроля — с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, ценностей, веществ и предметов или придание одним товарам, ценностям, веществам и предметам вида других (см. ст.193 КоАП — перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля и ст. 1937 КоАП — сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу

Республики Беларусь).

Обманным использованием документов или средств идентификации признается перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предмета контрабанды с представлением таможенному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем или содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам, ценностям, веществам и предметам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам, ценностям, веществам и предметам (см. ст.1938 КоАП — перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием документов или средств идентификации).

Недекларирование товаров, ценностей, веществ и предметов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь,— это незаявление в установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений об указанных товарах,, ценностях, веществах и предметах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для принятия таможенными органами решения о даче разрешения о перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь или помещении их под запрашиваемый таможенный режим (см. ст.1939 КоАП — недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств).

Заведомо недостоверное декларирование товаров, ценностей, веществ и предметов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, имеет место в том случае, когда виновный, достоверно зная о том, что указанные выше сведения, сообщаемые им таможенным органам, не соответствуют действительности, заявляет их этим органам в установленной письменной, устной или иной форме (см. ч.14 ст.4 УК и ст. 1939 КоАП).

Контрабанда считается  оконченным преступлением с момента  фактического перемещения предмета контрабанды через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить предмет контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, пресеченные таможенными органами или в иных случаях не доведенные до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, надлежит квалифицировать как покушение на контрабанду по статьям 14 и 228 УК.

Указанное правило определения  момента окончания преступления применяется с учетом особенностей перемещения предмета преступления через таможенную границу Республики Беларусь. Так, анализ статьи 3 Таможенного кодекса и статьи 1 Закона от 4 ноября 1992 г. «О Государственной границе Республики БелаРусь» (в ред. законов от 6 января 1999 г. и 19 мая 2000 г.) показывает, что таможенная граница Республики Беларусь проходит по Государственной границе Республики Беларусь, а также по периметру свободных таможенных зон и свободных складов. С учетом этого, а также принимая во внимание положения, изложенные в пункте 10 статьи 18 Таможенного кодекса, под перемещением через таможенную границу Республики Беларусь необходимо понимать совершение следующих действий с применением указанных способов по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозу с этой территории предмета преступления:

• при ввозе предмета преступления на таможенную территорию Республики Беларусь и при ввозе его с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории — фактическое пересечение таможенной границы Республики Беларусь;

• при вывозе предмета преступления с таможенной территории Республики Беларусь и при его ввозе с остальной части таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — представление таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти предмет преступления.

Данное обстоятельство имеет большое значение при определении момента окончания анализируемого преступления. Так, в частности, действия лица, ввезшего на таможенную территорию республики (сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над ними — см. ст. 3 Таможенного кодекса) товары, ценности, вещества или предметы, указанные в частях 1 и 2 статьи 228 УК, пресеченные при таможенном досмотре таможенными органами, следует квалифицировать как оконченную контрабанду. Напротив, аналогичные действия лица, вывозящего названные товары, ценности, вещества или предметы с таможенной территории Республики Беларусь на территорию сопредельного государства либо ввозящего их с остальной части таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады, пресеченные при таможенном досмотре таможенными органами Республики Беларусь, образуют состав покушения на контрабанду.

Свободная таможенная зона — территория, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 75 Таможенного кодекса). Она включает в себя территорию свободной экономической зоны, отдельные территории и объекты, входящие в состав свободной экономической зоны (см. Положение о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории, утвержденное приказом Председателя Государственного таможенного комитета от 3 сентября 1998 г. № 314-ОД).

В соответствии со статьей 1 Закона от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» (в ред. Закона от 9 июля 1999 г.) свободной экономической зоной (СЭЗ) является часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. На территории республики созданы СЭЗ «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» (см. указы Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114, от 2 марта 1998 г. № 93 и от 4 августа 1999 г. № 458).

Под свободным складом  понимается помещение или иное место, где действует таможенный режим  свободного склада (см. ст. 77 Таможенного кодекса).

С субъективной стороны  контрабанда — умышленное преступление, совершаемое с прямым умыслом. На это обстоятельство обращено особое внимание в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 28 марта 1996 г. № 2, от 29 марта 2001 г. № 4). Лицо, совершающее контрабанду, сознает, что перемещает через таможенную границу Республики Беларусь товары, ценности, вещества или предметы, указанные в частях 1 и 2 статьи 228 УК с использованием одного или нескольких способов, перечисленных в этих частях данной статьи, и желает совершить такое незаконное действие.

Субъектом контрабанды  является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда республики действия лиц, которые непосредственно не перемещали предметы контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, а лишь организовали или оказали помощь в совершении этого преступления, надлежит квалифицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть статьи 16 УК.

Совершение контрабанды  группой лиц по предварительному сговору влечет ответственность по части 3 статьи 228 УК в том случае, когда ее исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления (см. ст. 17 УК).

В соответствии с частью 3 статьи 228 повышенная ответственность за анализируемое преступление предусмотрена также для лица, ранее судимого за контрабанду. Им признается лицо, которое осуждено по статье 228 УК по приговору, вступившему в законную силу, при условии, что судимость за это преступление не погашена или не снята в установленном порядке (см. ст.ст. 45, 97—99, 121 УК).

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика контрабанды