Участие прокурора в судебном разбирательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве исследование их структуры и содержания.
Исходя из этого, в данной работе поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
показать роль, функции, полномочия прокурора в уголовном процессе.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
1.Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса -----5
1.1 Прокурор на стадии возбуждения уголовного дела --------------------------13
2. Участие прокурора в судебном разбирательстве -------------------------------15
3. Участие прокурора в подготовительной части судебного
разбирательства ------------------------------------------------------------------------ 19
4.Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства -------------------------------------------------------------------------- 22
5. Участие прокурора в судебном следствии -------------------------------------- 27
6. Участие прокурора в судебных прениях ----------------------------------------- 32
Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3

1.Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса -----5

1.1 Прокурор на стадии возбуждения  уголовного дела --------------------------13

2. Участие прокурора в судебном разбирательстве -------------------------------15

3. Участие прокурора в подготовительной части судебного

  разбирательства ------------------------------------------------------------------------ 19

4.Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства -------------------------------------------------------------------------- 22

5. Участие прокурора в судебном следствии --------------------------------------  27

6. Участие прокурора в судебных прениях ----------------------------------------- 32

Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 34

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Участие прокурора  в судебном разбирательстве уголовных дел. Данная  тема актуальна на сегодняшнее время. В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т.е. всемерное укрепление законности. В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры, призванной осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

В более сжатом виде, целями прокурорской деятельности, в том числе и  в уголовном судопроизводстве, являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и гражданина; 4) защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из общих целей  прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1ст. 37 УПК РФ)1.

Осуществляя уголовное  преследование от имени государства, прокурор тем самым является его  полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Правовое государство должно обеспечивать такой порядок регламентации  складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал защиту человека, общества, государства от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной ответственности виновному за совершенное преступление. Достижение этих целей возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном преследовании и при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Из всего выше сказанного вытекает необходимость написания курсовой работы на тему: «Прокурор в уголовном процессе».

Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора  в уголовном судопроизводстве исследование их структуры и содержания.

Исходя из этого, в  данной работе поставлены следующие задачи:

раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;

показать роль, функции, полномочия прокурора в уголовном процессе.

1. Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" существенно изменил наши представления о роли и значении прокурора в уголовном процессе. В ходе происшедшей реформы прокурор потерял большую часть полномочий, содержавшихся в ч. 2 ст. 37 УПК РФ и других статьях этого Кодекса, которые носили ярко выраженный властно-распорядительный характер.

 Прокурор утратил  руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органами предварительного следствия. В частности, были кардинально преобразованы или упразднены такие его полномочия, как: дача следователю обязательных для исполнения письменных указаний (в новых условиях правового регулирования в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ указания, пределы которых также были ограничены, могут даваться только после возвращения следователю дела на стадии утверждения обвинительного заключения); соединение, выделение уголовных дел, выделение материалов; дача согласия на производство наиболее значимых следственных и иных процессуальных действий (после проведенных преобразований данное право передано руководителю следственного органа, за исключением возбуждения уголовного дела, которое по общему правилу более не требует согласования); право участвовать в производстве следственного действия; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования в связи с допущенными им нарушениями закона; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и др.

 Были существенно  сокращены полномочия прокурора  по осуществлению уголовного  преследования. В частности, из компетенции прокурора изъяты такие полномочия, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования в полном объеме или в части производства отдельных следственных и иных процессуальных действий. По сути, единственным полномочием по осуществлению уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства является направление уголовного дела в суд в порядке ст. 222 УПК РФ. Несмотря на то, что в ст. ст. 21, 37 УПК РФ прокурор все еще определяется как должностное лицо, уполномоченное от имени государства осуществлять помимо надзора также и уголовное преследование, процессуальный механизм осуществления им данной функции на досудебных стадиях уголовного судопроизводства практически отсутствует.

Фактически в самостоятельное  ведомство был выделен следственный аппарат органов прокуратуры.

 Значительно сократился  объем надзорных полномочий прокурора,  большая часть из которых была передана руководителю следственного органа.

Таким образом, в новых  условиях правового регулирования  на досудебных стадиях уголовного судопроизводства из ранее существующих за прокурором сохранены лишь функция процессуального  руководства дознанием, а также в сокращенном виде функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания.

На сегодня в отношении  следователя у прокурора, по существу, осталось лишь четыре полномочия: требовать  устранения нарушений законодательства; утверждать обвинительное заключение; возвращать уголовное дело для дополнительного расследования и устранения недостатков; отменять незаконное постановление о возбуждении уголовного дела (п. п. 3, 14, 15 ч. 2 ст. 37 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

В действующем УПК  РФ четкого определения функций  прокурора нет. Однако до недавних пор  считалось, что прокурор в уголовном  процессе выполняет следующие функции: 1) надзора за законностью; 2) уголовного преследования; 3) руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений; 4) борьбы с преступностью; 5) правозащитную; 6) установления объективной истины по делу.

Функция надзора за исполнением  законов прямо закреплена в законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установила: "В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет... надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие". В ч. 1 ст. 37 УПК РФ говорится о том, что прокурор осуществляет "...надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия".2

Оба упомянутых закона говорят  лишь о двух функциях прокурора: надзора  за законностью и уголовного преследования. Причем если Закон о прокуратуре  РФ на первое место ставит надзор, то УПК РФ - уголовное преследование.

Совершенно очевидно, что в связи с принятием  Закона от 5 июня 2007 г. функция надзора  за законностью становится главной, а по нашему мнению, и единственной на досудебных стадиях уголовного процесса.

Реализуя эту функцию, прокурор следит за законностью на стадии возбуждения уголовного дела, обеспечением прав подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, законностью принятия органами расследования процессуальных решений, требующих разрешения суда, соблюдением сроков предварительного следствия и дознания, законностью прекращения уголовного дела и приостановления предварительного следствия, законностью решения по делу, поступившему к прокурору с обвинительным заключением или обвинительным актом и т.д.

С целью обеспечения законности в перечисленных сферах законодатель наряду с прокурорским надзором учредил целый ряд других контрольных институтов: контроль со стороны руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, судебный контроль и контроль со стороны защитника, а также иных субъектов уголовного процесса. При этом прокурорский надзор не только должен оставаться главным контрольным институтом, но его значение существенно возрастает, что обусловлено целым рядом обстоятельств.

Это связано, прежде всего, с тем, что законодатель значительно  расширил полномочия руководителей  следственного аппарата и органов  дознания. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного  органа уполномочен: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю; отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных и процессуальных действий; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, и т.д.

Начальник подразделения  дознания вправе: поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания; давать дознавателю указания о направлении расследования по делу и т.д.

Круг контрольных полномочий, которыми законодатель наделил руководителя следственного органа, значительно  шире круга полномочий прокурора, суда и других участников процесса. Да и  полномочия начальника подразделения  дознания конкурируют с полномочиями прокурора. Однако при этом контроль этих руководителей остается внутриведомственным. Защищая ведомственные интересы, они могут скрывать нарушения, а в ряде случаев в целях улучшения раскрываемости и других показателей статистической отчетности и инициировать такие нарушения, используя при этом свои значительно возросшие полномочия и пользуясь происшедшим ослаблением прокурорской власти.

Особенно осложняется  ситуация в органах внутренних дел  на районном уровне, где начальники следственных подразделений и ранее немалые усилия направляли на создание так называемой круговой поруки в руководимых ими отделах и отделениях, на противодействие прокурорскому вмешательству в процедуру расследования дел.

К тому же следователи  прокуратуры, в отношении которых руководитель прокуратуры района, города, субъекта РФ осуществлял непосредственное руководство, теперь перешли по существу в другое ведомство, т.е. в Следственный комитет при прокуратуре РФ.

С учетом этого практические работники все чаще говорят об актуальности именно надзорной деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса.

Анализируя вновь принятое законодательство на страницах журнала "Законность", профессор Г. Королев  утверждает, что "среди органов, призванных от имени государства осуществлять уголовное преследование, прокуратура занимает (и впредь должна занимать) ключевое ведущее положение... Именно на прокурора в уголовном процессе возложена основная обязанность по процессуальной подготовке и обоснованию материально-правовых притязаний к обвиняемому в совершении преступления от имени государства".3 Однако такая позиция, в свете происшедших изменений в законе, является весьма спорной.

Понятие уголовного преследования  дано в п. 55 ст. 5 УПК РФ: это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Авторы работы "Настольная книга прокурора" под уголовным  преследованием в досудебных стадиях  уголовного процесса понимают деятельность специально уполномоченных на то законом должностных лиц в пределах их компетенции, направленную на обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление. В научной литературе к действиям, обеспечивающим уголовное преследование, обычно относят: собирание доказательств, уличающих обвиняемого, отягчающих наказание, задержание лица в качестве подозреваемого, применение мер процессуального принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, составление обвинительного заключения или обвинительного акта и др.4

Информация о работе Участие прокурора в судебном разбирательстве