Теория спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:05, доклад

Описание работы

По своей цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По своим средствам подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие также разнообразные некорректные приемы.
Таким образом, мы получаем четыре их разновидности, которые можно назвать дискуссией, полемикой, эклектикой и софистикой.

Файлы: 1 файл

теория спораMicrosoft Office Word.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Одна из сильнейших и обычнейших уловок в споре — это внушение. Особенно огромна роль его в устном споре. Кто обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчетливо, самоуверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, тот обладает, при прочих равных условиях, огромным преимуществом в устном споре. Он невольно “импонирует”, в большинстве  случаев, и противнику. Кто глубоко  и твердо убежден в том, за что  спорит, и умеет выразить эту непоколебимую  твердость убежденным тоном, манерой  говорить и выражением лица, тот  обладает тоже большою внушающей  силой и тоже “действует” даже на противника, особенно такого, у которого этой убежденности нет. Особенно действует  внушение на слушателей спора. Мы уже  касались “психологии типичного  слушателя”. Если спор мало-мальски  отвлеченный или выходит за пределы  того, что слушатель “знает насквозь”, “как свои пять пальцев”, обычный слушатель  не вникает в доводы, не напрягает  достаточно внимание, чтобы схватить суть того, что говорится,— особенно, если возражение или ответ длинны. Когда у слушателя уже есть определенное убеждение по разбираемому вопросу, он обычно не слушает даже как следует “чужих”, противоположных  доводов. Если у него нет определенного  убеждения и спор не задевает очень  близких к нему интересов —  слушатель руководится более  или менее внешними признаками, чтобы  судить, на чьей стороне победа. И  вот такого-то рода слушатели —  наиболее подходящий материал для внушения в споре.

 

Цели спора

Цели ведения спора, в  зависимости от того, направлены они  на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать  дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные. Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

обсудить все возможные  варианты решения проблемы;

выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;

привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;

опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению  проблемы, разоблачить ложные слухи;

привлечь на свою сторону  как можно больше лиц, готовых  к сотрудничеству;

оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые  могут быть целями отдельных групп  и участников спора:

расколоть участников спора  на две непримиримые группы;

завести решение проблемы в тупик;

опорочить идею и ее авторов;

превратить дискуссию  в схоластический спор;

используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному  пути;

и прочее.

Этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, может быть значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых  разных сочетаниях.

 


Информация о работе Теория спора