Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, подразделяются на определенные группы - звенья. Под звеном судебной системы Российской Федерации понимается совокупность судов, обладающих равной компетенцией.
К судам второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции относятся областные, краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.1

Файлы: 1 файл

контрольная правоохранительные органы.docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

При обсуждении проектов судебной реформы 1864 г. Государственный совет признал необходимым создание организованной адвокатуры, без которой, по его мнению, «невозможно будет ведение состязания в гражданских и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и представления полной защиты тяжущимся и обвиняемых пред судом».

Присяжные стряпчие в коммерческих судах полностью зависели от суда: по его усмотрению они могли быть допущены к практике или исключены из списка без каких-либо веских причин. В целом говорить об адвокатуре дореформенной России в классическом ее понимании (правозащитная юридическая помощь) нельзя. Лишь наличие у адвоката возможности оказывать помощь своему доверителю, подзащитному на всех стадиях юридической процессуальной деятельности свидетельствует о существовании полноценного института адвокатуры.

Можно считать, что история классической русской адвокатуры начинается после судебной реформы 1864 г., когда законодателем были введены состязательные начала в процессе, уравнены права сторон и судебная власть была отделена от административной, когда был изменен организационно-правовой и функциональный статус прокуратуры в России, изменен порядок дознания и следствия.

В целом можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры основывалась на следующих принципах:

1) совмещение правозаступничества  с судебным представительством;

2) относительная свобода  профессии;

3) формальное отсутствие  связи с магистратурой;

4) сословная организация  и отчасти дисциплинарная подчиненность  судам;

5) договорное определение  суммы гонорара.

В целом организационно-правовые и функциональные основы деятельности адвокатуры оставались неизменными до осени 1917 г., когда в результате политических событий были уничтожены и судебная система, и присяжная адвокатура.

22 ноября 1917 г. Декретом № 1 пришедшее к власти правительство В.И. Ленина (Ульянова) упразднило институты частной и присяжной адвокатуры без какой-либо замены. Была создана инструкция для временных судов, в соответствии с которой основным звеном судебной системы становились временные суды.

В годы революции было много юристов-практиков, не имевших соответствующего университетского диплома, но являвшихся активными деятелями советского правосудия. В ходе доклада по проекту Положения об адвокатуре на сессии ВЦИК докладчик сообщил, что предложение о приеме в коллегию только лиц, имеющих университетский диплом, не встретило поддержки. Коллективы защитников создавались в районах и городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников. Деятельность коллегий осуществлялась под общим руководством и надзором областных судов и охватывала как непосредственно судебную работу, так и консультационную, ведение правовой пропаганды, повышение политических и профессиональных знаний. Все поручения по оказанию юридической помощи принимались только через коллектив, в кассу которого вносилось вознаграждение за помощь.

В Положении нашло подтверждение одно из важнейших условий обеспечения права на защиту: каждый обращающийся мог сам выбирать защитника из числа членов коллегии по своему усмотрению. Труд защитника оплачивался в зависимости от его квалификации, общественно-правовой работы и нагрузки.

Вопрос об организации адвокатуры и повышении ее роли в реализации права па защиту стал предметом оживленной дискуссии, возникшей в связи с обсуждением проекта повой Конституции СССР в 1936 г. После принятия Конституции важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. Оно разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами. Положение вернуло гражданское звание «адвокат», одно время замененное термином «член коллегии защитников».

На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, по и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям путем дачи советов, справок, разъяснений, составления жалоб, заявлений и других документов.

В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия». Лишь в начале 60-х годов в результате известной либерализации политической жизни в СССР стало возможным попытаться вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, сделать ее относительно независимой.

Именно эту цель преследовало принятие в 1962 г. нового Положения об адвокатуре РСФСР, которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

В целом, несмотря на определенные подвижки, адвокатская профессия в 60-е годы по-прежнему не соответствовала своему истинному предназначению - обеспечивать правовую защиту общества от нарушений со стороны государства, поскольку в советский период общество и государство воспринимались как единое целое.

Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. Положение об адвокатуре устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Положение допускало непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с принципом независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.

Закон об адвокатуре в СССР внес существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об адвокатуре. С учетом предыдущего историко-правового опыта в нем сформулирован ряд новых положений. Так, наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений (ст. 5). В Законе было предусмотрено внесение изменений в действовавшее уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения защиты в процессе.

Основополагающие принципы деятельности адвокатуры – это полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях, самоуправляемость адвокатских объединений, добровольное вступление в адвокатуру, право па создание ассоциаций, присоединение к международным сообществам адвокатов и участие в их работе, соблюдение норм профессиональной этики, справедливости и гуманизма. Именно эти принципы были положены в основу Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

 

Задача №1.

Во время патрулирования городских улиц лейтенант полиции  Сидоров и прапорщик полиции Артемов были оскорблены группой молодых людей, стоящих около детской площадки. Оскорбление выражалось в нецензурной брани, адресованной патрулирующим полицейским. Лейтенант полиции Сидоров потребовал от группы молодых людей, чтобы те прекратили выражаться в их адрес нецензурной речью, на что последние еще интенсивнее стали выкрикивать нецензурные выражения, при этом кто-то из группы молодых людей (в ходе следствия личность не установлена) запустил камень в сторону полицейских, который попал в голову прапорщику полиции  Артемову, причинив тем самым тяжкий вред здоровью. Лейтенант полиции Сидоров в ответ открыл огонь на поражение, ранив при этом гражданина Сидоренко.

Оцените сложившуюся ситуацию. Правомерны ли действия сотрудников полиции?

Перечислите случаи применения оружия сотрудниками полиции.

Ответ.

В сложившейся ситуации действия лейтенанта Сидорова были правомерны.  После оскорбления сотрудников полиции и отказом от прекращения выкрикиваний нецензурных выражений в их сторону, а далее причинённый тяжкий вред здоровью прапорщику Артемову,  Сидоров в соответствии с гл.5 ст. 19 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О полиции» правомочен был применить огнестрельное оружие: «Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия».

Однако ущерб должен быть минимизирован. На основании ст. 19 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О полиции»: «Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок».

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства, применение огнестрельного оружия, во всех случаях, разрешенных Федеральным Законом «О полиции».

Перечень случаев применения огнестрельного оружия закреплен в ст. 21 и 23 ФЗ «О полиции»:

1. Для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2. Для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции;

3. Для освобождения заложников;

4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5. Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6. Для отражения группового  или вооруженного нападения на  здания, помещения, сооружения и  иные объекты государственных  и муниципальных органов, общественных  объединений, организаций и граждан;

7. Для пресечения побега  из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

8. Иные случаи, закрепленные законом.

 

Задача № 2.

Студент Иванов, отвечая на семинарском занятии по предмету «Правоохранительные органы» отметил, что международно-правовые акты не могут являться источниками курса «Правоохранительные органы РФ».

Оцените правильность ответа студента Иванова.

Ответ.

 

Ответ студента Иванова о том, что международно-правовые акты не могут являться источниками курса «Правоохранительные органы РФ» следует расценивать как правильное.

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов ,прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности, правоохранительных организаций или, иначе говоря, формы выражения их прав , издаваемые компетентными органами государства.

С учетом юридической силы их можно разделить на несколько групп:

  1. Конституция РФ определяет правовые основы всех других законодательных актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Законы и другие нормативно правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
  2. Федеральные конституционные законы, т.е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют более высокую юридическую силу по отношению к федеральным законам.
  3. Федеральные и иные законы составляют значительную группу актов, принятых в порядке текущей законодательной деятельности Парламента РФ и законодательных органов субъектов РФ.
  4. Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов,  о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов РФ, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.
  5. Указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
  6. Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ.
  7. Ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов.
  8. Официальными источниками опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ являются «Собрание законодательства РФ» и «Российская газета».

Правоохранительные органы РФ относятся к исполнительной ветви власти РФ, а соответственно, организация их деятельности, а так же контроль за исполнением законов лежит на правоохранительных органах в рамках российского законодательства.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Информация о работе Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции