Сторона обвинение в российском уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении обвинения, т.е. деятельности, направленной на обоснование необходимости привлечения лица к уголовной ответственности и реализации функции обвинения в суде.
Предметом исследования выступают уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие при осуществлении функции обвинения.
Целью данной дипломной работы является исследование особенностей процессуального понятия "сторона обвинения" в многостороннем аспекте – с точки зрения понятия и содержания функций обвинения, а также участников данного судопроизводства.

Содержание работы

. ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………..3-6

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СТОРОНА ОБВИНЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ………………………………………7


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ.
§1. Понятие, сущность и содержание функции обвинения……………7-17
§2. Реализация уголовно-процессуальных функций в условиях состязательности сторон…………………………………………………………18-31
§3. Уголовное преследование: понятие, правовые средства, структура…………………………………………………………………………..32-43


ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ.
§1. Понятие и состав участников уголовного судопроизводства……44-47
§2. Особенности субъектов уголовного процесса, наделенных властными полномочиями………………………………………………….…………………48-59
§3. Особенности субъектов уголовного процесса, не наделенных властными полномочиями…………………………………………………………………….60-67

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ОБВИНЕНИЯ.
§1. Реализация функции обвинения на стадии возбуждения уголовного дела…………………………………………………………………………….……68-75
§2. Реализация функции обвинения на стадии предварительного следствия…………………………………………………………………………...76-81

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..82-84
IV. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………85-91
V. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….92-94

Файлы: 1 файл

диплом УПП.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

Принятый новый УПК РФ закрепил четкое определение процессуальной функции прокурора в уголовном  процессе. По новому УПК прокурор - это сторона обвинения, должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного преследования, а уголовное преследование, осуществляемое также следователем, органом дознания и дознавателем, рассматривается как деятельность, осуществляемая с целью изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5).

Таким образом, законодатель поставил, наконец, точку в дискуссии  о том, какую функцию осуществляет прокурор в уголовном процессе - обвинения (уголовного преследования) или надзора за соблюдением законов.

Как считает С.Н. Алексеев, наряду с тем, что прокурор является органом надзора за законностью в Российской Федерации, нелепо оспаривать и обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели - обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого.90 Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса - не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это - значит, отрицать очевидное.

Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч. 2 ст. 21 УПК РФ: "В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления". Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: "Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе".

Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе этого давно и широко известного постулата следует признать несомненным достоинством нового Закона. Такая четкая формулировка, из которой  вытекает, что прокурор, следователь  и суд в равной мере обязаны  полно, объективно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, свидетельствует о том, что состязательность и презумпция невиновности перестают быть простыми декларациями и превращаются в реально действующие и законодательно обеспеченные принципы уголовного процесса.91

Ряд важных положений  в новом УПК РФ касается права  прокурора отказаться от продолжения  уголовного преследования. Тем самым  законодатель учел высказывавшиеся  многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением.

Новым для УПК РФ является возможность участвовать в суде в качестве государственного обвинителя не только должностному лицу прокуратуры, но и - по поручению прокурора - представителю органа дознания. В определенной мере это новшество способно снять то напряжение, которое может возникнуть в связи с необходимостью обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях по всем уголовным делам. Практике уже сегодня известны факты поддержания государственного обвинения следователями районных прокуратур, особенно в сельской местности. Однако эта мера решить все проблемы не может, более того, она способна породить новые проблемы, вызванные порой не квалифицированностью государственных обвинителей из представителей органов дознания.92

Начальник следственного отдела - это начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, действующие в пределах своей компетенции.93

Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается старший следователь. Каждый из следователей группы является самостоятельным органом предварительного следствия и расследует принятые к своему производству уголовные дела. Старший следователь - руководитель такой группы - имеет статус начальника следственного отдела.94

Полномочиями начальника следственного отдела не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Этот субъект уголовного процесса обычно обладает статусом руководителя следственной (следственно-оперативной) группы и в определенной степени контролирует входящих в нее следователей.

Начальник следственного  отдела уполномочен:

1) продлять срок проверки  заявления (сообщения) о преступлении  до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

2) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе давать поручения: возбудить (в случае получения на то согласия прокурора) уголовное дело и начать производство предварительного следствия; принять к производству уже возбужденное другим следователем уголовное; приступить к предварительному следствию по уголовному делу, по которому в соответствии со ст. 157 УПК РФ производится дознание;

3) проверять материалы  уголовного дела, заявления (сообщения)  о преступлении и материалы  по исполнению поручений, поступивших из других органов предварительного следствия;

4) давать указания  о направленности расследования,  производстве отдельных следственных  действий, привлечении лица в  качестве обвиняемого, избрании  меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения;

5) отменять необоснованные  постановления следователя о  приостановлении предварительного  следствия;

6) вносить прокурору  ходатайство об отмене иных  незаконных или необоснованных  постановлений следователя.

Начальник следственного отдела должен давать указания в письменном виде. Такие указания обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы прокурору.

Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении  дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела, а также при передаче дела прокурору для направления другому органу предварительного следствия или в орган дознания, начальник следственного подразделения обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.95

Таким образом, процессуальное положение начальника следственного отдела схоже с положением прокурора при производстве предварительного расследования.

Следователь как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности.96 Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России, так как, согласно ст. 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурорами и следователями могут быть только российские граждане.

Постановления, требования, поручения и запросы следователя  по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для всех без исключения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Статус следователя  отличается от правового положения  дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом применять оперативно-розыскные меры (ст. 40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем, следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.97

Подробно процессуальные функции следователя как субъекта уголовного процесса проанализированы в монографии А.П. Гуляева98 и в работе С.А. Шейфер99, в работах А.Р. Ратинова, П.С. Элькинд, А.М. Ларина, Н.Я. Якубович и других ученых. Рассмотрим некоторые теоретические подходы к вопросам о функциях следователя как субъекта, наделенного властными полномочиями.

По мнению А.П. Гуляева, следователь осуществляет следующие  процессуальные функции: 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении; 2) исследование обстоятельств дела; 3) обвинение в совершении преступления; 4) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления; 5) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества; 6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления; 7) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно; 8) разрешение уголовных дел.100

Существуют разные взгляды  относительно системы функций следователя. Своеобразна, в частности, позиция Н. А. Якубович. Она считает, что следователь осуществляет следующие функции: раскрытия преступлений, уголовного преследования и предупреждения преступлений. Причем основное  содержание первых двух функций состоит, по ее мнению, в  выявлении   данных   о   готовящихся   или   совершенных   преступлениях,

розыске лиц, совершивших  их, привлечении этих лиц к уголовной  ответственности и доказывании  их виновности путем всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, в обеспечении возмещения причиненного преступлением вреда.101

Содержание же функции  уголовного преследования составляет, по мнению Н.Я. Якубович, деятельность, осуществляемая путем применения мер  процессуального принуждения и  направленная на доказывание виновности лиц, в отношении которых имеется достаточно данных для предъявления обвинения. Таким образом, деятельность следователя с момента привлечения им лица в качестве обвиняемого представляется односторонне направленной на доказывание его виновности, причем путем применения мер процессуального принуждения. Такая трактовка функций следователя представляется А.П. Гуляеву спорной.102

Одной из форм реализации следователем функции обвинения является официально выраженное подозрение лица в совершении преступления.

Второй и наиболее характерной формой реализации следователем функции обвинения является привлечение лица в качестве обвиняемого. Следователь не привлекает и не вправе привлекать к уголовной ответственности. Он обвиняет, привлекая лицо в качестве обвиняемого и предъявляя ему обвинение, - считает А.П. Гуляев.103

В.П. Нажимов, указывая на опасность обвинительного уклона следователя, высказал следующее предположение: "Чтобы отодвинуть момент окончательного выбора следователем позиции по делу и тем самым избежать его психологической приверженности к обвинению, было бы правильно установить, что, вынося постановление о привлечении в качестве обвиняемого, следователь не предрешает вопроса о виновности, а высказывает лишь предположение, основанное на имеющихся материалах дела".104

Третьей и весьма специфичной формой реализации функции обвинения в стадии расследования является формулирование и обоснование вывода о виновности лица в совершении преступления в постановлении о прекращении дела по нереабилитирующему основанию. Специфичность этой формы реализации обвинения заключается в том, что в данном случае обвинение совпадает с осуществлением следователем функции разрешения дела и служит основным элементом разрешения дела.105

Рассматривая соотношение  обвинительной деятельности и обвинения в материально-правовом смысле, Ф.Н. Фаткуллин правильно, на наш взгляд, показывает их соотношение в том, что обвинение в материально-правовом смысле служит предметом обвинительной функции, эти категории не могут существовать в отрыве друг от друга, обвинительная функция без формулы обвинения беспредметна, а формула обвинения без обвинительной деятельности мертва.106

Орган дознания – это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность обеспечить расследование путем уголовно-процессуальной и иной деятельности в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления. Под иной здесь понимается любая не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.107

Виды органов дознания и пределы их подведомственности перечислены в ст. 40, 157 УПК РФ. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение, а в другом – руководителя учреждения.

Спецификой органов  дознания является то, что расследование  преступлений не является единственной (или даже основной) функцией, а определяется характером осуществляемой деятельности.108 В силу этого дознание по общему правилу направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторым категориям дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью преступлений, заменяет собой предварительное следствие. Исходя из изложенного, полномочия органов дознания можно разделить на две группы: а) связанные с производством предварительного расследования в форме дознания (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ); б) связанные с производством неотложных следственных действий по тем уголовным делам, по которым предварительное расследование должно производиться в форме предварительного следствия (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

Информация о работе Сторона обвинение в российском уголовном судопроизводстве