Становление и развитие прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
– рассмотреть образование прокуратуры, как государственного органа;
– исследовать процесс централизации прокуратуры;
– проанализировать развитие органов прокуратуры в послевоенные годы;
– изучить процесс становления органов прокуратуры Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Образование прокуратуры, как государственного органа
ГЛАВА 2 Начало централизации прокуратуры
ГЛАВА 3 Развитие органов прокуратуры в послевоенные годы
ГЛАВА 4 Становление органов прокуратуры Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Образование прокуратуры, как государственного органа

ГЛАВА 2 Начало централизации  прокуратуры

ГЛАВА 3 Развитие органов  прокуратуры в послевоенные годы

ГЛАВА 4 Становление органов  прокуратуры Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образование и развитие прокуратуры  проходило в тесной взаимосвязи  с историей нашего государства. Вместе со всей страной она переживала периоды  становления, развития, несла тяготы военного времени и послевоенной разрухи, укрепляла законность и  правопорядок в последующие годы.

26 июня 1922 г. третьей сессией  ЦИК БССР с целью осуществления  надзора за соблюдением законов  было принято Положение о прокурорском  надзоре и учреждена Государственная  прокуратура в составе Народного  Комиссариата Юстиции. Именно  с этого момента органы прокуратуры  современной Беларуси ведут отсчет  свой истории. Указом Президента  Республики Беларусь от 26 июня 1995 года был установлен профессиональный  праздник – День работников  прокуратуры.1 В настоящее время этот указ утратил силу, и профессиональный праздник работников прокуратуры регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 № 157.2

В годы Великой Отечественной войны  деятельность органов прокуратуры  была подчинена общей задаче –  победе советского народа над немецким фашизмом. Прокурорские работники сыграли  заметную роль в организации партизанского  движения и подполья на оккупированной территории. Многие из них погибли  в борьбе с врагом.

В послевоенные годы в результате предпринятых усилий прокуратура БССР смогла в короткие сроки после  освобождения страны от захватчиков  возобновить свою деятельность в  полном объеме. Работники прокуратуры  провели огромную по своему масштабу работу по  разоблачению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников на оккупированной территории республики.

27 июля 1990 года Верховный Совет  Белорусской ССР принял Декларацию  о государственном суверенитете. С этого дня начался отсчет  новой истории нашей страны. Высший  надзор за точным и единообразным  исполнением законов был возложен  на Генерального прокурора Республики  Беларусь.

В январе 1993 года принят первый Закон  «О прокуратуре Республики Беларусь», а в  целях усиления роли прокуратуры в борьбе с преступностью, укрепления законности и правопорядка 08 мая 2007 года был принят новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь».3

Актуальность темы курсовой работы. Сегодня прокуратура представляет собой уникальное звено в системе государственного механизма.

Конституцией Республики Беларусь на нее возложено осуществление  особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным  исполнением законов.4 Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений и организаций, общественных объединений. Она, не вмешиваясь в практическую деятельность тех или иных органов, осуществляет повсеместный надзор за законностью их действий.

Приоритетом для органов прокуратуры  является обеспечение прав человека и гражданина, как высшей ценности и цели общества и государства.

Благодаря активной позиции  органов прокуратуры удалось  значительно улучшить состояние  законности при реализации прав граждан  в сфере трудовых, жилищных, земельных  правоотношений, устранению административных барьеров во многих отраслях экономической деятельности. 

Органы прокуратуры эффективно влияют на состояние законности и  правопорядка среди детей и молодежи, результативность правозащитной и  профилактической деятельности. При  осуществлении этого надзора  обеспечивается действенное сотрудничество  прокуратуры со всеми государственными структурами и другими институтами гражданского общества, а также международными организациями.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют процесс образования и действия прокуратуры Республики Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы является прокуратура Республики Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

– рассмотреть образование  прокуратуры, как государственного органа;

– исследовать процесс  централизации прокуратуры;

– проанализировать развитие органов прокуратуры в послевоенные годы;

– изучить процесс становления  органов прокуратуры Республики Беларусь.

В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Уголовный  кодекс Республики Беларусь; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература. Значительный вклад в изучение вопросов, связанных  с развитием органов прокуратуры  Республики Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, Кеник А.А., Тиковенко А.Г. и другие. При разрешении поставленных задач  для достижения цели исследования применялись  как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих деятельность прокуратуры в Республике Беларусь. Применялся системно-структурный метод изучения темы. Также использовались формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 25 листах компьютерного текста.

 

ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ  ПРОКУРАТУРЫ, КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

 

В Беларуси до 1922 г. не было специального органа по надзору за точным и единообразным  исполнением законов. До образования  прокуратуры ее функции осуществляли различные органы государственной  власти: Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров (СНК), Народный Комиссариат Юстиции (НКЮ), народные суды и др.

Вопрос об учреждении прокуратуры  в Беларуси встал, когда создались  условия для мирного хозяйственного строительства и осуществления  новой экономической политики (НЭП).

После окончания гражданской  войны первостепенное значение имело  создание специального государственного органа, который мог бы обеспечить проведение в жизнь единой законности, независимо ни от каких местных влияний. В конце 1921 г. по указанию В.И. Ленина в советских республиках началась подготовка проекта закона об учреждении прокуратуры. Проект закона разрабатывался народными комиссариатами юстиции.

Институт прокуратуры  после Октябрьской революции  в Беларуси возник в начале 1922 г. в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии, согласно которым был создан специальный  орган охраны революционной законности. Положением о Народном комиссариате юстиции БССР, утвержденном Президиумом  ЦИК БССР 3 января 1922 г., при судебных органах республики устанавливались  должности прокурора Кассационного  трибунала, прокурора Революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции  надзора за законностью в уездах. Обязанности прокурора Кассационного  трибунала выполнял нарком юстиции, который назначался Президиумом  ЦИК БССР по представлению Совнаркома республики. Нарком юстиции (он же прокурор Кассационного трибунала)5 назначал прокурора Революционного трибунала. Товарищи прокурора по представлению прокурора Революционного трибунала утверждались в должности наркомом юстиции (прокурором Кассационного трибунала).

Положением ЦИК Белоруссии от 3 января 1922 г. “О народном комиссариате юстиции Белоруссии” были определены задачи и структура Наркомюста. В его состав вошли: общий отдел, отдел охраны революционной законности, законодательно-кодификационный отдел, исправительно-трудовой отдел.

Отдел охраны революционной  законности был создан в марте 1922 г. для руководства осуществлением прокурорского надзора в аппарате Наркомата юстиции БССР.  В  его состав входили заведующий отделом  и два товарища прокурора. Основными  функциями этого отдела являлись: организация обвинения, наблюдение за производством дознания и следствия, предварительное рассмотрение и  дача заключений по делам, направленным в Верховный Трибунал (как в  порядке кассационном, так и в  порядке высшего судебного контроля), рассмотрение жалоб о незаконных действиях и возбуждение уголовного преследования, наблюдение за местами  заключения. Прокуроры из штата отдела возглавляли Верховный Трибунал, Революционный Трибунал, Совет народных судей.6

В это же время отделы охраны революционной законности были созданы и на местах — в пяти уездах республики (Борисовском, Бобруйском, Игуменском (ныне Червенском), Мозырском  и Слуцком). Уездные отделы охраны революционной законности состояли из одного–двух народных следователей, секретаря делопроизводителя и  курьера.7

Таким образом, в Белоруссии уже в первые месяцы 1922 г. были заложены организационные основы института  прокурорского надзора. В центре и на местах организационно оформилось создание органов охраны революционной законности, выполнявших прокурорские функции. С момента основания в республике органов охраны революционной законности начали формироваться основные направления прокурорского надзора: надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, надзор за законностью в судебной деятельности, за законностью исполнения приговоров, общий надзор.

Институт прокуратуры  после Октябрьской революции  в Беларуси возник в начале 1922 г. в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии, согласно которым был создан специальный орган охраны революционной законности.

26 июня 1922 г. третья сессия ЦИК Белорусской ССР приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного комиссариата юстиции Государственную прокуратуру.

Прокурором республики являлся  народный комиссар юстиции, который  был подотчетен и ответственен перед  Президиумом ВЦИК БССР. Первым прокурором, наркомом юстиции БССР стал А.Х. Гетнер.8

В непосредственном подчинении прокурора республики находился  входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры. Положение о прокурорском надзоре  БССР было аналогично Положению, принятому  в РСФСР. Однако оно отличалось тем, что в Белоруссии не было губернских прокуроров, поскольку не существовало губерний, а также тем, что белорусское  Положение не касалось военных и  военно-транспортных трибуналов, поскольку  они не входили в систему БССР.

Положение о прокурорском надзоре  закрепляло сложившуюся  систему органов прокуратуры  БССР. Отдел охраны революционной  законности НКЮ БССР был переименован в отдел прокуратуры, а должность  Прокурора Кассационного трибунала  — на должность Прокурора республики. Положением на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий государственных учреждений, общественных организаций, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

Постановлением Президиума ЦИК БССР от 4 августа 1922 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата юстиции БССР «О правах и обязанностях помощников Прокурора республики». В ней указывалось, что для  осуществления возложенных на прокуратуру  обязанностей помощникам Прокурора  республики предоставлено право  присутствовать на заседаниях всех местных  органов власти и знакомиться  с делами любого государственного учреждения и всех общественных и частных  организаций, требовать по любому делу все необходимые сведения как  от органов дознания и следствия, так и от других органов Советской  власти.

30 декабря 1922 г. на 1 съезде  Советов СССР Беларусь была  принята в состав Советского  Союза. На съезде были приняты  Декларация и Договор об объединении  РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР в единое  федеративное государство - СССР. 6 июля 1923 г. на второй сессии  ЦИК СССР была принята и  введена в действие Конституция  СССР.9

7 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление «Об объединении в составе БССР всех территорий Советского Союза с большинством белорусского населения», в связи с чем возникла необходимость организации прокуратур в округах. Прокурор округа был наделен такими же правами, которыми в РСФСР пользовался губернский прокурор. По-прежнему во главе прокуратуры стоял народный комиссар юстиции и при нем два помощника прокурора. В его непосредственном подчинении находился отдел прокуратуры Наркомюста БССР, при котором состояли прокуроры (прокуроры Наркомюста), исполняющие обязанности по государственному политическому управлению. При Верховном Суде БССР (Высшем Суде) также были прокуроры, которые работали на постоянных сессиях Высшего суда. В округах работали окружные прокуроры.

В 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР. 20 июля 1936 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление, согласно которому прокуратуры союзных республик были выведены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно СССР.

15 января 1938 г.  первая  сессия Верховного Совета СССР утвердила постановление ЦИК БССР о ликвидации округов и создании в республике пяти областей: Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской. В этих областях были сформированы областные прокуратуры.

В сентябре 1939 г. с БССР воссоединились западные области Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1939 г. на этой территории были образованы дополнительно Барановичская, Белостокская, Брестская, Виленская и Пинская области, в которых к началу  1940 г. были созданы прокуратуры областей и районов.

С принятием Конституции  СССР 1936 г. и Конституции БССР 1937 г. завершилось законодательное оформление правого статуса прокуратуры.10

Информация о работе Становление и развитие прокуратуры