Стадии возбуждения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Главной целью данной контрольной работы является определение наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления необходимых для того что бы возбудить уголовное дело.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела………...4 - 7
2. Система поводов возбуждения уголовного дела……………………………8
2.1 Заявление о преступлении……………………………………………...8 - 12
2.2 Заявление о явке с повинной………………………………………….12 - 14
2.3 Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников………………………………………………...............14 - 17
3. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения заявлений
и сообщений о преступлениях. ………………………………………………..18
3.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях………………..18 - 19
3.2 Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений
о преступлении……………………………………………………………..19 - 25
Заключение………………………………………………………………….26 - 28
Библиографический список………………………………………………..29 - 30

Файлы: 1 файл

УПП -курсовая готовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

5. Граждане имеют право обратиться с заявлением о преступлении, но не обязаны это делать. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление является исключительным поводом, и к нему предъявляются особые требования.

Представляется, что заявление  может являться поводом к возбуждению  дела только при том условии, что  в нем содержатся сведения об источнике информации, которым могут быть сам заявитель или другие названные им лица. По общему смыслу ч. 1 ст. 140, наличие указания на источник сведений — обязательный признак любого повода для возбуждения уголовного дела. При этом под источником понимается лицо, которое либо само воспринимало событие преступления, либо узнало о нем от иного лица. По аналогии с показаниями заявления, основанные на догадке, предположении, слухе или ином неизвестном источнике осведомленности, не могут рассматриваться как допустимые доказательства (п. 1 ч. 2 ст. 75). Следовательно, они не имеют юридической силы, а потому не могут служить и поводом для возбуждения уголовного дела. Например, заявитель сообщает, что некое должностное лицо получает взятки, но в заявлении не указано, откуда ему об этом известно (не назван источник сведений). Такое заявление, подобно анонимному, не должно влечь за собой возникновения уголовно-процессуальных отношений, хотя может служить основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ. Причем данный факт должен быть отражен в протоколе о принятии заявления о преступлении.

 

2.2 Заявление  о явке с повинной

Заявление о  явке с повинной – является добровольное письменное или устное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Явка с повинной в  узком смысле слова — как повод  для возбуждения дела — имеет  значение только тогда, когда она  является первичной информацией о преступлении. Если уже зарегистрирован другой повод для возбуждения дела (заявление о преступлении или рапорт) или, тем более, возбуждено уголовное дело, то явка с повинной собственно поводом не является.

В широком смысле слова явка с  повинной — это не только повод для возбуждения дела. Кроме того, она может рассматриваться как обстоятельство:

а) смягчающее наказание и раскрывает как активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников, розыску имущества, добытого в результате преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ)3. По правилам ст.62 УК РФ, при наличии смягчающего обстоятельства и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ;

 б) освобождающее  от уголовной ответственности в специально предусмотренных уголовным законом случаях (например, явка с повинной взяткодателя — примечание к ст. 291 УК РФ);

в) учитываемое в пользу избрания более легкой меры пресечения (ст. 99 УПК);

г) свидетельствующее о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ; ст. 28 УПК);

д) свидетельствующее  о признании своей вины, т. е. обвинительное  доказательство.

 Характеристика заявления о явке с повинной как повода для возбуждения уголовного дела:

1. Форма заявления  явки с повинной может - быть как письменной, так и устной.

Явка с повинной в устном виде оформляется протоколом по правилам ч. 3 ст. 141 УПК. Причем в данном протоколе должны содержаться сведения о заявителе, о его документах, которые удостоверяют его личность, и этот протокол должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим заявление о явке с повинной. Нередко заявление о явке с повинной делается в ходе соответствующего процессуального действия. В таких случаях оно также должно быть занесено в протокол соответствующего следственного действия или в протокол судебного разбирательства.

2. Особое внимание уделяется установлению личности лица, явившегося с повинной. Заявление о совершенном преступлении, которое оформляется в виде протокола явки с повинной, должно исходить от лица, которое совершил данное преступление. Лицо, явившееся с повинной, имеет такие же процессуальные права, как и заявитель.

3. Как говорилось выше, заявление о явке с повинной будет являться одним из оснований смягчающую уголовную ответственность лица.

4. Особенностью и обязательным условием данного повода возбуждения уголовного дела является добровольность сообщения о преступлении и признания лицом своего участия в преступлении или преступлениях.

5. Лицо, обратившееся  с заявлением о явке с повинной, не будет нести уголовную ответственность  за заведомо ложный донос. Это порождает проблему в институте явки с повинной.  При принятии явки с повинной лицо не предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) и за заведомо ложные показания (ст. 307 УК РФ). Данное условие нигде не прослеживается законодательно. Поэтому заявитель освобожден от любой ответственности за свое заявление, отличии, например, от заявления о преступлении, т.к. ст. 141 УПК РФ предусматривает предупреждение об уголовной ответственности и за заведомо ложный донос, и за заведомо ложные показания. А ведь при заявлении явки с повинной может присутствовать, как и самооговор, так и оговор другого лица, если гражданин сообщает о совершении им преступления в соучастии с кем-либо.

Существует спорное  мнение о том, что явка с повинной является доказательством. Но это не так. Доказательством явка с повинной не может быть, т.к. согласно ч.2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля;  заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы. Можно отметить, что явка с повинной не относится и к иным документам, предусмотренным ч.2 ст.74 УПК РФ, хотя опять таки четкого перечня иных документов в УПК не содержится. Кроме того ч.1 ст.142 УПК РФ четко относит явку с повинной именно к поводам для возбуждения уголовного дела.

 

2.3 Сообщение  о совершенном или готовящемся     преступлении, полученном из иных источников

Третьим поводом, служащим для возбуждения уголовного дела будет являться сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников. Как правило, данное сообщение оформляется в виде рапорта соответствующего должностного лица правоохранительного органа на имя того должностного лица, который имеет право в соответствии с уголовного – процессуальным кодексам возбудить уголовное дело.

Рапорт как повод к возбуждению  дела возникает тогда, когда нет  ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоохранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать виновных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения дела, оформляющим сообщения из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140)

Характеристика сообщения  о совершенном или готовящемся  преступлении, полученное из иных источников, как повода для возбуждения уголовного дела:

1. Во всех случаях сообщение  о совершенном и готовящемся  преступлении должно быть реализовано в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

2. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники правоохранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных подразделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры.

3. Чтобы рапорт мог служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84), он должен отвечать следующим условиям: быть удостоверенным подписью сотрудника правоохранительного органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, — об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75). Содержание рапорта различается в зависимости от источника («иного источника») информации о преступлении. Таким источником может быть:

а) первоначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятельного повода;

б) непосредственное обнаружение признаков  преступления (например, самим лицом, составившим рапорт, либо органом дознания).

Обычно «иным источником» информации о признаках преступления является первоначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятельного повода, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы этот рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо, чтобы первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело признаков заявления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об обнаружении признаков преступления может быть основан на первоначальных сообщениях, полученных:

- от лиц, оказывающих содействие  оперативно-розыскным органам на  конфиденциальной основе;

- от иных подразделений  самих правоохранительных органов (паспортных служб — об утрате паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хищении; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происшествиях и др.)

- правоохранительными  органами по телефону, телетайпу,  телефаксу, телеграфу, интернету от граждан, внешних организаций, должностных лиц и не являющихся заявлениями ввиду отсутствия необходимого для уголовного процесса удостоверения;

- правоохранительными органами от внешних источников, не обладающих признаками заявлений в силу отсутствия информации о явных признаках преступления (например, сообщения администрации предприятий о несчастных случаях с людьми и др.);

- из материалов, специально не направлявшихся в правоохранительные органы, но пришедших другим путем. Это может быть массовая информация: статьи, заметки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, распространенная по телевидению, радио, в Интернете и др.

«Иным источником» может  быть и непосредственное обнаружение  признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. При обнаружении признаков преступления рапорт должен быть составлен и направлен в соответствующий орган расследования немедленно. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок предварительной проверки сообщения о преступлениях (ч. 1 ст. 144). Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя, руководитель следственного органа и подлежит отводу, если есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 61) или это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения

заявлений и  сообщений о преступлениях.

3.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях

По принятому  сообщению о преступлении, которое отражается в виде соответствующего заявления о преступлении, заявления о явке с повинной, рапорте об обнаружении признаков преступления, существует определенный процессуальный порядок.

Дознаватель, орган  дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из принципа публичности, данные участники уголовного судопроизводства обязаны принять  все меры по установлению события  преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления. Поэтому принятие сообщения о преступлении для дознавателя, органа дознания, следователя, руководителем следственного органа является обязательной. В случае если ими не будет принято сообщение о совершенном преступлении, они могут быть подвергнуты соответствующему виду юридической ответственности. Любой отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, либо в суд. О принятии сообщения о преступлении заявителю должен быть выдан соответствующий документ с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Кроме этого, такое сообщение должно в обязательном порядке быть зарегистрировано в соответствующих ведомственных документах. Если данное сообщение о преступлении неподследственно данным органам, то оно должно быть принято и самостоятельно направлено по подведомственности.

В результате проверки не допускается производство каких-либо процессуальных (следственных) действий. Но как исключение можно производить  осмотр места происшествия, освидетельствование и осмотр трупа. Производство данных процессуальных (следственных) действий возможно только для закрепления следов преступления. Как правило, в результате проверки отбираются всевозможные объяснения от очевидцев преступления, могут назначаться ревизии, истребоваться всевозможные справки и т. д.

Информация о работе Стадии возбуждения уголовного дела