Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля в досудебном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 06:09, доклад

Описание работы

В настоящее время законодатель обязывает прокурора при осуществлении надзора за органами предварительного расследования вместо представления, содержащего требование об отмене незаконного решения следователя, использовать в качестве надзорного средства само требование.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 16.63 Кб (Скачать файл)

Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля в досудебном производстве.

 

До 5 июня 2007 г. полномочия руководителя следственного органа были направлены на выявление процессуальных ошибок, совершенных следователем при расследовании уголовного дела, то после вступления Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в законную силу ему были предоставлены полномочия по устранению выявленных процессуальных ошибок.

Место права отмены незаконных решений органов предварительного расследования около столетия находилось в статусе прокурора среди надзорных полномочий. В течение всего советского и постсоветского периода законодатель не отдавал надзорное право прокурора отмены незаконных решений следователя и дознавателя начальнику следственного отдела, руководителю следственного органа, органу дознания, начальнику подразделения дознания и даже суду. Место этого права всегда находилось в прокурорском надзоре. Это право имело надзорную юридическую природу.

После передачи Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ надзорного права отмены незаконных решений руководителю следственного органа в науке уголовного процесса остро возникла теоретическая проблема определения его юридической природы.

Осталось ли право отмены незаконных решений следователя надзорным либо после передачи его руководителю следственного органа оно стало контрольным. Где его место? В прокурорском надзоре или ведомственном контроле? В процессуальном статусе прокурора или в статусе руководителя следственного органа?

Проецируя задачи судебного контроля и методы их решения на задачи современного ведомственного контроля, осуществляемого в досудебном производстве за деятельностью органов предварительного расследования, можно увидеть, что выявление и устранение следственных ошибок путем отмены незаконных решений следователя руководителем следственного органа или вышестоящим руководителем следственного органа охватывается понятием ведомственного контроля.

Если в рамках одного судебного ведомства законодателем допускается отмена незаконных решений нижестоящего суда вышестоящим судом, то в рамках другого ведомства, при котором функционирует орган предварительного следствия или орган дознания, также могут сосредоточиваться полномочия, например, у руководителя следственного органа по обнаружению ошибок предварительного расследования и отмене незаконных решений следователя. Как в судебном контроле вышестоящий суд вправе отменять незаконные решения нижестоящего суда, так и в ведомственном контроле руководитель следственного органа или вышестоящий руководитель следственного органа должен иметь право отменять незаконные решения следователя или нижестоящего руководителя следственного органа.

В настоящее время законодатель обязывает прокурора при осуществлении надзора за органами предварительного расследования вместо представления, содержащего требование об отмене незаконного решения следователя, использовать в качестве надзорного средства само требование (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК). С позиции философских категорий содержания и формы каждое требование прокурора к руководителю следственного органа об отмене незаконного решения следователя должно быть помещено в уголовно-процессуальную форму. Вместе с тем процессуальная форма требования прокурора об устранении нарушения закона действующим УПК не определена.

Прокурору для обнаружения и устранения следственных ошибок ФЗ 0т 28 декабря 2010 №404года было предоставлены

1. Право истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК.(п5.1.ч2 ст37)

2. Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п12 ч2 ст37)

3. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;(п15 ч2 ст37)

ФЗ №404 были также внесены изменения в ст 39 , регулирующую статус Руководителя следственно орган путем введения п 2.1.ч1, в котором говорится, что руководитель следственного органа уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.

Не исключено, что в развивающейся концепции ведомственного контроля за органами предварительного расследования, возникшей с принятием ФЗ от 5 июня 2007 г., законодатель может изъять у прокурора полномочия по отмене незаконных решений, принятых дознавателем по уголовному делу, и передать их начальнику органа дознания или начальнику подразделения дознания. Право отмены незаконных решений дознавателя может занять достойное место среди полномочий в статусе органа дознания либо статусе начальника подразделения дознания. Пределы прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания будут состоять из права прокурора выявлять ошибки следователя, дознавателя и права требовать от руководителя следственного органа, органа дознания или начальника подразделения дознания их устранения. Такая правовая модель реагирования прокурора на выявленные нарушения действующего закона используется в общих отраслях прокурорского надзора. В ст. ст. 24 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на прокурора возлагается обязанность при осуществлении надзора за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлять нарушения действующего законодательства и реагировать на них путем внесения в соответствующий компетентный орган представления об их устранении.

В заключении хотелось бы сказать, что прокурору необходимо все таки вернуть полномочия такие как:

  1. Возбуждение уголовного дела.
  2. Возможность участия в следственных действиях
  3. В ходе расследования давать указания о проведении следственных действий.

Данный предлагаемый перечень полномочий позволит более эффективнее осуществлять прокурорский надзор, так как он позволяет существенно влиять на ход превдварительного следствия. 

 


Информация о работе Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля в досудебном производстве