Система Прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение системы прокуратуры и ее организацию.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
изучить исторический очерк организации и развития прокуратуры в России;
рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;
показать принципы организации и деятельности прокуратуры РФ;
охарактеризовать функции органов прокуратуры;
проанализировать кадры органов и учреждений прокуратуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России 4
Глава 2. Современный правовой статус прокуратуры 6
2.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения 9
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ 13
2.3. Функции органов прокуратуры 15
2.4. Кадры органов и учреждений прокуратуры 16
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Система Прокуратуры в РФ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

2.4. Кадры органов и учреждений  прокуратуры

 

Прокурорами и следователями прокуратуры  могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть уставлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Закон о прокуратуре (ст. 40) содержит запрет на прием на службу в органы и учреждения прокуратуры, а также  нахождение в них лица, если оно  имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им своих служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с кем-либо из работников органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором РФ.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие  стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов  Российской Федерации, приравненных к  ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах  прокуратуры не менее пяти лет.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Генеральным прокурором могут быть присвоены классные чины и другим работникам органов и учреждений прокуратуры. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Для работников органов прокуратуры (кроме военных) установлено одиннадцать классных чинов. Право присвоения классных чинов младшего юриста, юриста третьего, второго, первого класса, младшего советника юстиции, советника и старшего советника юстиции принадлежит Генеральному прокурору РФ. Чины государственного советника юстиции третьего, второго и первого класса, а также действительного государственного советника присваиваются Президентом РФ.

Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором РФ.

Лица, обучавшиеся в образовательных  учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов прокуратуры до истечения указанного срока указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Важным условием обеспечения независимости  прокуроров и следователей прокуратуры  при осуществлении ими своих  служебных обязанностей является наделение  их определенными привилегиями, или служебным иммунитетом. В соответствии с Законом о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного  в отношении прокурора или  следователя уголовного дела они  отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

 

Заключение

 

Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль прокуратуры.

Определяя задачи прокуроров в судопроизводстве на современном этапе, Генеральный  Прокурор России предлагает подчиненным  прокурорам сосредоточить особое внимание на соблюдении правового режима в  промышленности и сельском хозяйстве, защите гарантированных Конституцией РФ и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности.

В судах РФ ежегодно рассматривается свыше двух миллионов гражданских дел. Около девяносто процентов удовлетворяются судами. Это свидетельствует об обоснованности заявленных исков и возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость усиления прокурорского надзора в сфере судопроизводства.

История прокуратуры в 1977 году, т.е. история царской прокуратуры  освещалась исследователями очень  мало. Для этого было, по крайней  мере, две причины: во- первых , советская власть уничтожила прежнюю прокуратуру еще в ноябре 1917 г. в соответствии с Декретом о суде № 1. Советская прокуратура была создана только через 5 лет (в 1922 г.) и поэтому была горда, что она якобы не имеет ничего общего с царской прокуратурой. Вторая причина вытекает из первой. Дело в том, что хотя «красная, рабоче-крестьянская» прокуратура всячески открещивалась от старой дореволюционной прокуратуры, но при более внимательном рассмотрении обнаруживалось, что они имеют много общего и в организации и в методах работы и что самое главное - в своем отношении к закону и законности.

Из проведенных исследований нам  известно, как произошло учреждение прокуратуры 1722 года, которая занимала ключевое место в эпохе реформ Петра 1 в ХVIII веке. В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр 1 был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат.fiscus - государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну  путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства, доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имущества виновного, а холоп, донесший на своего господина, - вдобавок еще и волю. В стране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ о том, чтобы «подметные письма» (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили, опасаясь нередких в таких случаях пыток, подбрасывали анонимки («подметные письма») к дверям государственных учреждений или церквей. Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ об учреждении должности генерал-прокурора («ока государева»), т.е. о создании прокуратуры, как госу-дарственного органа во главе которой стоял генерал-прокурор. Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената. Однако , поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом, и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало «недремлющее око» Тайной канцелярии.

 

Список  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
  2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.
  3. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.
  4. Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.
  5. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 1997.
  6. Звягинцев А.Г.,Орлов Ю.Г.  Око государево. Российские прокуроры.ХУ111 век.-М:РОССПЭН.1994 .С.5-6.
  7. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995.
  8. Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 1993.
  9. Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 1996.
  10. Конституция Российской Федерации. Коментарий /Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994.
  11. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.
  12. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ, 1996.
  13. Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы судебного права. - М., 1983.
  14. Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н.И. Мазутова. - М.: Юрист 1997г.

1 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 100.

2 Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 1996.

3 Указ. соч. С. 112.




Информация о работе Система Прокуратуры в РФ