Роль потерпевшего в расследовании преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – комплексное исследование показаний потерпевшего как доказательства в рамках уголовного дела.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
определить каков правовой статус потерпевшего, его права и обязанности;
выяснить психологические особенности формирования показаний потерпевшего;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ПОКАЗАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО: ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………6
1.1. Правовой статус потерпевшего в уголовном
процессе……………………………………………………………………………6
1.2. Показания потерпевшего как вид
доказательства………………………..…………………………………………..11
2. ПОЛУЧЕНИЕ, ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ПОКАЗАНИЙ
ПОТЕРПЕВШЕГО………………………………………………………………14
2.1. Допрос потерпевшего как способ получения
доказательств…………………………………………………………………….14
2.2. Проверка и оценка показаний потерпевшего……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Рамазанов.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

До начала допроса несовершеннолетнего следователь, дознаватель, суд разъясняет педагогу его права.

При необходимости для  участия в допросе несовершеннолетних потерпевших вызываются также их законные представители. Допрос потерпевшего, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

Перед допросом потерпевших, не достигших возраста шестнадцати  лет, следователь, дознаватель, суд разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется22.

Законодателем не определена нижняя граница возраста, по достижении которого может быть допрошен несовершеннолетний в качестве потерпевшего. Поэтому  в необходимых случаях, когда  у суда, следователя, дознавателя, с учетом возраста несовершеннолетнего потерпевшего возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них правильные показания, допрос должен быть предварен назначением и проведением психолого-психиатрической экспертизы. При этом необходимо письменное согласие их законных представителей (ст. ст. 195, 196, 198 УПК РФ).

Присутствие педагога при  допросе несовершеннолетнего потерпевшего (возраст от 14 до 18 лет) вызывается необходимостью помощи следователю, дознавателю и суду, которая может выражаться в корректной, с точки зрения педагогики, постановке вопросов и оценке правильности ответов на поставленные вопросы. Поэтому Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает участие педагога в допросе в качестве специфического специалиста (ст. ст. 58, 270 УПК РФ).

Участие педагога в допросе  несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет обязательно.

Если несовершеннолетний потерпевший имеет физические или  психические недостатки, то участие  педагога в допросе обязательно. К несовершеннолетним с физическими  недостатками необходимо отнести лиц  с нарушениями слуха (полная или  частичная глухота), речи (полная немота или заикание), зрения (полная слепота  или частичное нарушение зрения) и другими недостатками, которые  по усмотрению суда могут повлиять на правильность показаний. К несовершеннолетним с психическими недостаткам необходимо отнести лиц, у которых отмечается отставание в психическом развитии либо отмечается психическое расстройство (например, несовершеннолетний является олигофреном в легкой степени  дебильности).

Следователь, дознаватель  или суд , установив личность несовершеннолетнего потерпевшего (ст. ст. 277, 278 УПК РФ), устанавливает личность педагога путем опроса и сличения данных, указанных педагогом, с документами, удостоверяющими личность и его специальность (доверенность управления (отдела) образования, диплом об окончании учебного заведения и т.п.).

Если будет установлено, что педагог с указанными участниками  процесса состоит в отношениях либо иным образом может быть заинтересован  в исходе дела, то он не может участвовать  в допросе несовершеннолетнего  потерпевшего или свидетеля.

Следователь, дознаватель, суд разъясняет педагогу его права: отказаться от участия в производстве допроса, если он не обладает соответствующими специальными познаниями; участвовать в допросе несовершеннолетнего потерпевшего; знать, по существу какого уголовного дела судом производится допрос несовершеннолетнего; оказывать помощь сторонам при допросе в формулировке педагогически корректных вопросов и оценки правильности с позиции педагогики ответов несовершеннолетнего на эти вопросы; с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю; приносить жалобы на действия (бездействие) сторон в судебном разбирательстве и суда, ограничивающие его права; знакомиться по окончании допроса с показаниями, занесенными в протокол судебного заседания, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 58 и ч. 5 ст. 425 УПК РФ). Педагог не предупреждается об уголовной ответственности.

Участие законных представителей в уголовном судопроизводстве при допросе несовершеннолетних потерпевших имеет существенное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов этих лиц23. Законодатель установил обязательное участие в уголовном деле законных представителей для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших (ст. 45 УПК РФ). Законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего имеет те же процессуальные права, что и представляемое им лицо.

Следователь, дознаватель, суд устанавливает личность законного представителя, а так же в каких отношениях находится законный представитель с подсудимым. Например, является ли он родственником подсудимого, сослуживцем, знакомым и т.п. или ранее знакомства не имел. Уполномоченные лица в соответствии со ст. 268 УПК РФ обязаны перед допросом одновременно с разъяснением прав и обязанностей несовершеннолетнему потерпевшему разъяснить и законному представителю его права, обязанности и ответственность, предусмотренные статьей 42 УПК РФ.

С учетом быстрой утомляемости несовершеннолетних их допрос целесообразно  сопровождать перерывами для отдыха и проводить в течение непродолжительного времени по согласованию с участвующим  в допросе педагогом, законными  представителями.

По окончании допроса  составляется протокол по правилам ст. 190 УПК, в котором несовершеннолетний потерпевший, свидетель, а также  присутствовавшие при допросе лица и следователь своими подписями  удостоверяют правильность записи показаний.

 

2.2. Проверка и оценка показаний потерпевшего

 

Проверка  показаний – это деятельность дознавателя, следователя, прокурора и суда по тщательному, всестороннему и объективному определению достоверности показаний и доброкачественности источников их получения для правильного установления обстоятельств уголовного дела. Проверка показаний потерпевшего осуществляется во всех стадиях процесса. Проверке подлежат как фактические данные, так и источники их получения, как каждое доказательство в отдельности, так и в совокупности с другими имеющимися доказательствами24. Проверку  показаний потерпевшего осуществляют государственные органы и должностные лица, от которых зависит принятие процессуальных решений. Показания проверяются путем производства процессуальных действий и логическим путем.  
В соответствии со ст.87 УПК РФ проверка доказательств производится дознавателем, следователем, прокурором и судом путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство25

Сопоставление показаний потерпевшего с иными имеющимися по уголовному делу доказательствами представляет собой ещё один способ проверки и оценки достоверности полученных сведений. Логичность и полнота показаний определяются путем сопоставления излагаемых показаний с иными доказательствами, имеющимися в распоряжении органов, ведущих процесс. Обнаружение пробелов, логических противоречий ориентирует органы судопроизводства на возможную ложь потерпевшего.

Сопоставление прежних показаний  потерпевшего с его новыми показаниями  является ещё одним из способов проверки и оценки достоверности доказательств. Сопоставление доказательственной информации, содержащейся в показаниях потерпевшего, с информацией, которой располагает субъект доказывания, позволяет усмотреть несовпадение, пробелы в показаниях и наметить пути устранения противоречий. В процессе такого сопоставления можно выявить следующее. Во-первых, полное соответствие прежних и новых показаний. Во-вторых, существенные различия между показаниями. В-третьих, различие между показаниями в незначительной степени. В первом случае вывод о достоверности показаний потерпевшего проистекает из установленного отсутствия противоречий его прежних и последующих показаний. Однако при, казалось бы, простом характере проверки их достоверности нельзя всецело полагаться только на выявленную непротиворечивость между показаниями.

Проверка источников получения  доказательств потерпевшим- следующий способ проверки показаний, она позволяет оценить с точки зрения достоверности сведения, сообщаемые им в ходе допроса. Следует отметить, что закон не требует от потерпевшего обязанности сообщать источник своей осведомлённости в отношении сведений об обстоятельствах совершённого преступления. Вместе с тем, некоторые процессуалисты считают, что умолчание об источнике имеет процессуальные последствия. Так, утверждение об определённых фактах при отсутствии сведений о том, откуда они стали известны, должны рассматриваться как доводы, подлежащие обязательной проверке, но не как доказательства26.

Эффективным средством проверки достоверности  и одновременно устранения противоречий в показаниях потерпевшего является получение и использование новых доказательств по уголовному делу. Для осуществления этого способа может потребоваться проведение таких следственных действий, как экспертиза, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, допрос, очная ставка.

Так, например, при наличии различных  показаний по поводу одних и тех же событий и обстоятельств перед экспертом может быть поставлен вопрос об оценке каждого из них с точки зрения специальных познаний: могли ли произойти события таким образом, как об этом говорится в показаниях потерпевшего. По делам об автотранспортных происшествиях, когда каждый из водителей отстаивает свою версию причин аварии, эксперт во многих случаях, если достаточно полно установлены исходные данные, может определить, соответствуют ли объективным техническим данным объяснения каждого из них27.

Под оценкой доказательств в  процессе доказывания, как уже указывалось, следует понимать логический, мыслительный процесс определения роли и значения собранных доказательств для  установления истины. По мнению М.С. Строговича, "оценка доказательства заключается в выводе о достоверности или недостоверности доказательства... и о доказанности или недоказанности факта, сведения о котором содержатся в данном доказательстве"28. Думается, что здесь допускается смешение оценки доказательства с оценкой доказанности факта, т.е. с оценкой результатов доказывания. В.Д. Арсеньев, раскрывая понятие оценки доказательств, делал акцент на определении силы и значения каждого доказательства29, А.И. Трусов - на установлении достоверности сведений, содержащихся в доказательстве30. В ходе данного способа оценки достоверности показаний потерпевшего, важное значение также имеет изучение личности допрашиваемого, его окружения, взаимоотношения с обвиняемым и т.п.

Оценка доказательств имеет  место во всех стадиях процесса.  
Существо оценки доказательств состоит в определении относимости, допустимости, достоверности и их достаточности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. 

Закон устанавливает общие требования к оценке доказательств, единые для  всех стадий уголовного процесса (ст.88 УПК РФ). 

При оценке доказательств должны решаться следующие вопросы:

1) обладают ли показания свойствами относимости и допустимости;

2) достоверны взятые с потерпевшего показания;

3) достаточно ли полна и надежна  совокупность взятых показаний, позволяет ли она вполне категорично и определенно разрешить все вопросы уголовного дела. 

Определение относимости и допустимости доказательств регламентировано УПК  РФ. 

Достоверность показаний означает, что дознаватель, следователь и суд должны оценить полученные показания исходя из их соответствия действительности31. В первую очередь для определения достоверности показаний необходимо проверить доброкачественность источника, из которого они получено, а также сам процесс формирования показаний. Например, проверке подлежат не только показания, которые дает потерпевший, но и правильно ли он воспринимает факты, способен ли их запомнить. Правдиво ли он дает показания.

Доказательства оцениваются по внутреннему убеждению тем, в  чьем производстве находится дело, и никто не вправе требовать от него выводов, не соответствующих его  личному убеждению. Способ оценки доказательств по внутреннему убеждению, прежде всего, означает, что уголовно-процессуальный закон не предусматривает никаких заранее установленных формальных признаков, по которым можно было бы судить о качестве доказательств или о преимуществе одних доказательств перед другими.

Вопросы о достоверности или недостоверности, достаточности или недостаточности, доказанности или недоказанности тех или иных обстоятельств в каждом конкретном случае решают субъекты доказывания, в производстве которых находится уголовное дело. При этом они не связаны чьим-либо мнением, оценка доказательств по внутреннему убеждению представляет собой их исключительную компетенцию. 

Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и  объективном рассмотрении всех фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Оно не может быть бесконтрольным, произвольным мнением субъектов доказывания. Оценка доказательств по внутреннему убеждению должна основываться на материалах дела, строго им соответствовать. Материалы уголовного дела, фиксируя доказательства, позволяют правильно их оценивать, а также осуществлять контроль за этой мыслительной деятельностью. 

При оценке доказательств субъекты доказывания обязаны строго руководствоваться  законом и своим правосознанием. Речь идет, прежде всего, о принципиальных положениях доказательственного права, которые обеспечивают эффективность доказывания и гарантируют обнаружение объективной истины. 

Практический опыт, накопленный  следственными и  судебными  органами по доказыванию,  является  важным  инструментом  проверки  правильности  оценки доказательств  и  внутреннего  убеждения по конкретному делу. Очевидно,  что успешность использования практики для  познания  и  для  проверки  оценочных выводов  зависит  от образования,  личного практического опыта  следователя, судей, их умения использовать данные, накопленный опыт из различных областей знаний в своей деятельности, их общей и правовой культуры.

Информация о работе Роль потерпевшего в расследовании преступлений