Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей деятельности ОВД в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Задачи:
-дать понятие и раскрыть сущность правового режима чрезвычайного положения ;
- дать понятие и раскрыть сущность вооруженного конфликта немеждународного характера;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность правового режима чрезвычайного положения …5
2. Понятие и сущность вооруженного конфликта немеждународного характера…………………………………………………………………………9
3. Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов…12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

овдosoft Word (2).doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

- наличие организованных военных действий между противоборствующими силами (этот критерий вытекает из общей для всех Женевских конвенций 1949 года статьи 3);

- участие во враждебных действиях  “вооруженных сил” (в это понятие  включаются и полицейские части); повстанческие силы должны отвечать требованиям понятия “вооруженные силы”;

- достаточно массовый  и устойчивый характер вооруженных  выступлений; отдельные случаи  нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки, отдельные акты насилия) не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера;

- определенный уровень  организованности повстанцев, которые должны иметь органы, ответственные за их поведение;

- повстанцы должны  контролировать часть территории  государства, что позволяло бы  им организовывать и вести  военные действия . Наряду с вышеуказанными, в международно-правовой литературе  называются и другие критерии (временной, пространственный и т.д.), характеризующие внутренний вооруженный конфликт, главным из которых является наличие “политической цели борьбы”10.

Проще говоря, вооруженным  конфликтом немеждународного характера  является вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами - с другой. Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинств или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого различные группировки начинают между собой борьбу за власть. В таком контексте обычно говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая тем не менее может быть отражением международных конфликтов и напряженности.

 

3. Роль ОВД  по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов

 

Согласно положениям статьи 4 МПГПП государства вправе вводить чрезвычайное положение  и могут отступать от своих  обязательств в рамках Пакта «во  время чрезвычайного положения  в государстве, при котором жизнь  нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется». Такое частичное отступление от прав должно соответствовать принципу соразмерности и допускается только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения», при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации. Государство-участник МПГПП должно немедленно информировать другие государства, участвующие в Пакте, через посредство Генерального секретаря ООН. Кроме того, к государству предъявляется требование о регулярном пересмотре подобного отступления и ограничении его по времени. Некоторые права не предусматривают возможности отступления и могут варьироваться в зависимости от соглашения. МПГПП не допускает отступления от:

права на жизнь (статья 6);

запрета на применение пыток (статья 7);

запрета на рабство (статья 8, параграфы 1 и 2);

права не быть признанным виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, которое не являлось уголовным преступлением  ранее (статья 15);

права на признание правосубъектности (статья 16);

права на свободу мысли, совести и религии(статья 18)11.

В общем и целом, законное отступление государства от соблюдения прав человека должно соответствовать  следующим принципам:

Отступление от обязательств должно носить исключительный и временный характер, быть безусловно необходимым, соразмерным угрозе и недискриминационным.

Чрезвычайное положение  должно быть официально провозглашено. Объявление о введении чрезвычайного  положения должно быть продиктовано ситуацией, а принимаемые меры носить соразмерный характер.

Уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Уважение упомянутых выше прав, не допускающих отступления. Кроме того, в любых обстоятельствах  запрещается взятие заложников, похищение или тайное задержание.

Отступление от обязательств требует пересмотра на международном  уровне.

По действующему законодательству чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:  

а) поддержание особого  режима въезда на территорию, на которой  введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;  

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и  функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность  для жизни и здоровья людей, а  также для окружающей природной  среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;  

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных  формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций12.  

Задачи эти военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Статья 4 Протокола № 2 Женевских конвенций содержит основные гарантии или ограничения, которые  должны соблюдаться сторонами в  конфликте в отношении лиц, находящихся  в их власти. Ее цель — защита всего населения в пределах той территории, на которой происходит внутренний вооруженный конфликт. Согласно данной статье, запрещаются:

а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности, убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;

б) коллективные наказания;

в) взятие заложников;

г) акты терроризма;

д) надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;

е) рабство и работорговля во всех их формах;

ж) грабеж;

з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.

Особое внимание уделяется  положению детей в условиях этих конфликтов, которым “обеспечивается необходимая забота и помощь” и, в частности:

а) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание;

б) дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях;

в) особая защита предусматривается в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, если они принимают участие в военных действиях и попадают в плен13.

Важное место в Протоколе  № 2 занимает статья 5, представляющая собой фактически кодекс обращения с людьми, “лишенными свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны”. Анализ норм статьи 5 показывает, что правовой статус лиц, попавших во власть неприятельской стороны, в условиях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера различается. Протокол № 2 не устанавливает особого статуса для участников незаконных вооруженных формирований в случае попадания их в плен. Протокол ограничивается лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, который по каким-либо причинам сложил оружие и перестал принимать участие в военных действиях, т.е. повстанцы не являются военнопленными. Это значит, что в международном гуманитарном праве нет никаких ограничений, которые бы препятствовали органам государственной власти страны привлекать к уголовной ответственности по национальному праву лиц, участвующих в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований. Протокол № 2 запрещает выносить смертный приговор лицам, не достигшим на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста, а также приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей (п.4 ст. 6). Раздел IV Протокола № 2 посвящен защите гражданского населения. Главный принцип, которым должны руководствоваться ОВД  в условиях внутреннего вооруженного конфликта по отношению к гражданскому населению состоит в том, что “гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население”. Кроме того, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий. Поэтому запрещается в этих целях подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 14). Запрещается принудительное перемещение гражданского населения по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, за исключением случаев обеспечения безопасности этих лиц или настоятельными причинами военного характера (ст. 17). Запрещается нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, так как подобное нападение может вызвать потери среди гражданского населения (ст. 15)14.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.  Целями его введения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. 
           Для обеспечения режима чрезвычайного положения  во время вооруженных конфликтов немеждународного характера используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

В заключение необходимо сказать, что закрепление соответствующими правовыми нормами обязанностей участников вооруженных конфликтов немеждународного характера в отношении соблюдения прав человека в этих условиях естественно не означает, что эти права будут повсеместно соблюдаться и защищаться. Право не в силах сделать больше того, что ему разрешат люди, его применяющие и несущие ответственность за свои действия. Но тем не менее назначение любой правовой нормы — это воздействие на поведение людей, и это воздействие имеет место даже в условиях вооруженного конфликта. И это фактически подтверждает необходимость развития и совершенствования специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в условиях внутренних вооруженных конфликтов. Ведь только их применение всеми участниками подобных конфликтов позволит реально защитить права людей, ставших объектом насилия в этих условиях, причем как непосредственных участников вооруженного конфликта.

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) издательство «Осъ-89»М., 2001.
  2. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ (ред. на 30.06.03) // Собрание законодательство РФ.-2001г., №23.,ст.2277.
  3. Основные положения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним. — М.: Международный Комитет Красного Креста, 1999.

 

Литература

 

  1. Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации // Государство и право. – 2006. - №10. – С.13-20.
  2. Емельянов Б.В. Правовые основы охраны общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения. – М.:: Норма, 2000.
  3. Капустин А.Я. Международное гуманитарное право и немеждународный вооруженный конфликт. // Международное гуманитарное право. Актуальные проблемы: Труды / Академия управления МВД России. 2000.
  4. Лезбинев В. Новый Закон «О чрезвычайном положении» требует изменения ряда норм федерального законодательства // Российская юстиция,2002. – №7.- С. 25-27.
  5. Миронов З. Особенности формирования уголовно-правовой политики на Северном Кавказе // Законность, 2002.-№10. - С.33.
  6. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М.: Изд. Группа НОРМА — ИНФРА. М., 2005.
  7. Радченко В.И. Чрезвычайное и военное положение в России (конституционно-правовые проблемы) // Саратовская государственная академия права. Вестник – научно-популярный журнал,  2006. - № 3. –С. 32-33.

Информация о работе Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов