Прокурор в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры;
- показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.

Файлы: 1 файл

Прокурор в уголовном судопроизводстве.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

3. Надзорная функция прокурора

Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей  компетенции осуществлять от имени  государства уголовное преследование  в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствияУголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ - ч. 1 ст. 37// Правовая система КонсультантПлюс от 17.05.2010 г.. Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает процессуальную деятельность по уголовному преследованию и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст.37 УПК, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании  проявляется там, где он руководствуется  исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя  ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Уголовное  преследование реализуется в  тех прокурорских полномочиях, которые  нацелены на максимально эффективное  и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих видов  деятельности еще проще, то функция  надзора следует лишь началу законности, в то время как уголовное преследование, кроме того, - и началу целесообразности.

Прокурор в российском уголовном  процессе в настоящее время полностью  освобожден от ответственности за руководство  предварительным следствием. Полномочия по руководству расследованием остались у прокурора только в отношении  упрощенной и ускоренной формы предварительного расследования - дознания. Теперь функция  уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии  в основном лишь постольку, поскольку  он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения  в суде. Эта функция проявляет  себя здесь главным образом на завершающем этапе расследования - в полномочиях прокурора при  рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным  заключением (гл.31 УПК). Важно подчеркнуть - только с этого момента прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре  придется в дальнейшем поддерживать в суде. Таким образом, теоретически, прокурор свободен для осуществления  более объективного надзора в  стадии возбуждения уголовного дела и на ранних этапах предварительного следствия.

В результате этих нововведений строй  российского уголовного процесса изменился. Теперь, вплоть до момента утверждения  им обвинительного заключения, прокурор еще не является в полном смысле слова уголовным преследователем  и потому до некоторой степени  призван исполнять роль арбитра  между сторонами обвинения и  защиты, принимая меры по устранению допущенных следователями нарушений закона. Тем самым объективно создаются  предпосылки для некоторого усиления состязательности на предварительном  следствии И.В. Велиев. "Особенности правового статуса прокурора как субъекта уголовно-процессуальных правоотношений в законодательстве Российской Федерации" // "Современное право" - 2006 - N 2 - С. 38.

Однако следует заметить, что  названное разделение функций в  российском уголовном процессе имеет  пока не вполне последовательный характер. Прокуратуре, которая исторически  сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, всегда будут  значительно ближе интересы обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра  в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного  процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского  надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего  состязательного "треугольника", естественным образом образуемого  функциями обвинения, защиты (в его  основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, "прямоугольный  треугольник". В нем функции  обвинения и прокурорского надзора  связаны между собой по кратчайшему  расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более  удалена от вершины (прокурорского  надзора) - на расстояние гипотенузы. В  истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда  между уголовным преследователем  и стороной защиты на предварительном  следствии будет поставлен независимый  и беспристрастный судебный орган - следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по нашему убеждению, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и  защиты - следственные действия по легализации  в качестве судебных доказательств  собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному  допросу с участием сторон представленных ими свидетелей и т.д.) К. Амирбеков "Статус прокурора в координационной деятельности" // "Законность" - 2005 - N 10 - С.7.. Он, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах Англии, США, Испании, Италии и до некоторой степени Германии, Франции и др. Надзорная функция прокурора конкретизируется в его полномочиях.

4. Полномочия прокурора

Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел:

1. Проверять исполнение требований  федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений  о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37).

2. Получать от органов предварительного  расследования уведомления о  возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146) и об отказе в возбуждении  уголовного дела (ч.4 ст.148).

3. Отменять постановление о возбуждении  уголовного дела, если он признает  постановление о возбуждении  уголовного дела незаконным или  необоснованным (ч.4ст.146). Прокурор при  осуществлении этого полномочия  вправе истребовать от органа  предварительного расследования  материалы доследственной проверки.

4. Продлевать срок проверки дознавателем  сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения  документальных проверок или  ревизий (ч.3 ст.144).

5. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).

Полномочия прокурора по обеспечению надлежащего субъекта предварительного расследования:

1. Определять подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).

2. Передавать уголовное дело  от одного органа предварительного  расследования другому в соответствии  с правилами подследственности, установленными ст.151 (п.12 ч.2 ст.37).

3. Разрешать отводы, заявленные  участниками процесса дознавателю,  а также его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37).

4. Отстранять дознавателя от  дальнейшего производства расследования,  если им допущено нарушение  требований УПК (п.10 ч.2 ст.37).

5. Давать письменные указания  о передаче уголовных дел, обычно  подследственных органам дознания (п.1 ч.3 ст.150), для производства предварительного  следствия (ч.4 ст.150).

6. Давать письменные указания  органам дознания о производстве  дознания по уголовным делам  об иных (помимо тех, что указанны в п.1 ч.3 ст.150 в качестве обычной подследственности для дознания) преступлениях небольшой и средней тяжести (п.2 ч.3 ст.150), которые иначе были бы подследственны следователю.

Прокурор не наделен правом, давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора  следователю предусмотрены законом  только для трех случаев:

а) когда он требует от органов  дознания и следственных органов  устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37);

б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с  целью устранения выявленных недостатков  проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);

в) при разрешении прокурором спора  о подследственности (ч.8 ст.151).

Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков  здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно:

1) при вынесении прокурором мотивированного  постановления о направлении  материалов в орган дознания  для решения вопроса об уголовном  преследовании по фактам выявленных  прокурором нарушений уголовного  законодательства (п.2 ч.2 ст.37);

2) по окончании производства  органом дознания неотложных  следственных действий по делам,  по которым производство предварительного  следствия в другом случае  являлось бы обязательным (ст.157). Однако и это невозможно, когда  дознание должно производиться  следователями Следственного комитета  при прокуратуре РФ по уголовным  делам о преступлениях, предусмотренных  всей ч.3 ст.150, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и  "в" п.1 ч.2 ст.151 (п.7 ч.3 ст.151).

7. Изымать любое уголовное дело  у органа предварительного расследования  федерального органа исполнительной  власти (при федеральном органе  исполнительной власти) и передавать  его следователю Следственного  комитета при прокуратуре РФ  с обязательным указанием оснований  такой передачи (п.12 ч.2 ст.37).

Представляется, что с учетом перераспределения  полномочий по руководству предварительным  следствием в пользу руководителей  следственных подразделений основаниями  для такой передачи могут служить  лишь нарушения, подпадающие под  действие прокурорского надзора, предметом  которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как-то: грубые нарушения  следователем правовых норм; отказ  следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений  законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п.

Таким образом, прокурор, в зависимости  от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения  федерального закона - не только, как  отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству  либо не утвердить обвинительное  заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного  расследования (ч.1 ст.221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:

1. Рассматривать жалобы на действия  дознавателя и следователя (ст.124).

2. Требовать от органов дознания  и следственных органов устранения  нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания  или предварительного следствия  (п.3 ч.2 ст.37).

Это полномочие прокурора подкреплено  в УПК нормой о том, что законные требования, поручения и запросы  прокурора обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и  гражданами (ч.4 ст.21).

Кроме того, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а  также граждан для объяснений по поводу нарушений законов Приказ Генерального прокурора РФ от 10.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского  надзора за исполнением законов  при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в  органах дознания и предварительного следствия» - п. 1.2 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч.6 ст.37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч.3 ст.38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч.4 ст.39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Информация о работе Прокурор в уголовном судопроизводстве