Производство о применении принудительных мер медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка применения принудительных мер медицинского характера, имеющих фундаментальное значение в реализации принципов законности, справедливости и гуманизма, для повышения эффективности в профилактике общественно опасных деяний и преступности на теоретическом, законодательном и правоприменительном уровнях.
Основной целью курсовой работы является исследование вопросов производства о применении мер медицинского характера.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение истории развитию законодательства, понятию принудительных мер медицинского характера и рассмотреть их виды.
2. Охарактеризовать основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера и обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Содержание работы

Введение…...............................................................................................................3
Глава I. История и понятие принудительных мер медицинского характера
§ 1. Развитие российского законодательства о принудительных мерах медицинского характера…………………………………………………...5
§ 2. Понятие, виды и правовая природа принудительных мер
медицинского характера……………………………………………….......8
Глава II. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера.
§ 1. Цели принудительных мер медицинского характера……………...13
§ 2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию………………………..18
Глава III. Процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера.
§ 1. Производство предварительного расследования…………………..21
§ 2. Рассмотрение дела в судебном заседании………………………….24
§ 3. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера…………………………………………...26
§ 4. Проблемы правового регулирования исполнения принудительных мер медицинского характера……………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки РФ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

§ 4. Проблемы правового регулирования исполнения принудительных мер медицинского характера.

В настоящее время  почти полностью отсутствует  правовое регулирование процесса исполнения принудительных мер медицинского характера.

Их применение складывается из двух составных частей: назначения и исполнения. Процедура назначения регламентирована нормами гл. 51 УПК. Завершается эта процедура вступлением  в силу постановления суда о применении к лицу принудительной меры медицинского характера определенного вида (ст. 443 УПК РФ). Сами виды принудительных медицинских мер, равно как основания и цели их применения, а также контингент лиц, к которым они применяются, определены в гл. 15 УК РФ.

Исполнение принудительных мер медицинского характера начинается с доставки и приема лица в стационарное психиатрическое учреждение (или  с момента начала амбулаторного  наблюдения и лечения), а завершается  вступлением в силу решения суда об их отмене (ст. 102 УК РФ; ст. 445 УПК РФ).

По своему содержанию сфера исполнения принудительного  лечения сложна и разнообразна. Она  охватывает кроме собственно лечебной работы также организацию периодических  врачебных освидетельствований  для постановки перед судом вопроса о продлении назначенной меры или изменении ее вида; организацию системы безопасности психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение; систему документации, необходимой для надлежащего осуществления принудительного лечения, и др.47.

Из всех аспектов рассматриваемой  деятельности более или менее  удовлетворительно урегулирован законом  лишь один - относящийся к основаниям и порядку продления, изменения  и отмены принудительных медицинских  мер (ст. 102 УК РФ и ст. 445 УПК РФ); прочие ее аспекты были и остаются практически без законодательной регламентации48.

Сложившаяся ситуация выглядит тем более странно, что действующий  УК содержит, казалось бы, вполне четкие указания по этому вопросу. Так, согласно ч. 3 ст. 97 УК РФ, «порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами». Союз «и» указывает на то, что регламентация порядка исполнения принудительных медицинских мер именно уголовно-исполнительным законодательством обязательна49.

Иное законодательство, например законодательство о здравоохранении, может регулировать данную сферу правоотношений лишь наряду с уголовно-исполнительным (но никак не вместо него). Таким образом, согласно концепции, изложенной в приведенной норме УК РФ, уголовно-исполнительная деятельность не ограничивается только исполнением обвинительных приговоров, по которым осужденные отбывают наказание. Она включает в себя также исполнение постановлений суда о применении принудительных мер медицинского характера50.

При разработке УК РФ предполагалось, что принудительные медицинские меры должны регламентироваться тремя кодексами - УК РФ, УПК РФ и УИК РФ. При этом Уголовный кодекс содержит понятие принудительных мер медицинского характера, устанавливает их виды, основания назначения и отмены и пр. Уголовно-процессуальный кодекс регулирует порядок (процедуру) производства по применению (продлению, изменению, прекращению) принудительных медицинских мер, определяя особенности предварительного следствия, судебного разбирательства, сроки рассмотрения таких дел и пр. Указанные задачи решаются действующими УК РФ и УПК РФ, в которых есть соответствующие главы: гл. 15 УК РФ («Принудительные меры медицинского характера») и гл. 51 УПК РФ («Производство о применении принудительных мер медицинского характера»). По логике, заложенной в упоминавшейся норме ч. 3 ст. 97 УК РФ, основные вопросы исполнения принудительного лечения следовало урегулировать Уголовно-исполнительным кодексом, где им можно было посвятить самостоятельную главу или раздел.

Немаловажно отметить, что в рамках рассматриваемой концепции регулированию нормами УИК РФ подлежали не только принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания (принудительное лечение «ограниченно вменяемых» осужденных на основании ч. 2 ст. 22 УК РФ), но все принудительные медицинские меры, установленные гл. 15 УК РФ. Включая и те, что применяются к невменяемым (ст. 21 УК РФ) и к лицам, заболевшим тяжелым психическим расстройством после совершения преступления (ст. 81 УК РФ).

Таким образом, пробел в нормативно-правовом регулировании этой весьма обширной сферы правоотношений по-прежнему остается не восполненным.

В итоге в настоящее время значительная часть вопросов, касающихся исполнения принудительных медицинских мер, не может решаться с опорой на действующее законодательство. В их числе оказались многие вопросы доставки больных в психиатрические учреждения, осуществляющие принудительные медицинские меры; ряд вопросов документирования и документооборота; правового положения лиц, бежавших или уклоняющихся от принудительного лечения.

Возможно, сложившееся положение отчасти объясняется тем, что многие юристы смотрят на исполнение принудительного лечения как на сугубо медицинскую деятельность. При этом ее суть они сводят к ответу на вопрос, какими медицинскими методами и средствами необходимо лечить больных и как лучше организовать лечебный процесс. Если же какие-то аспекты названной деятельности требуют законодательного регулирования, то это, по мнению сторонников рассматриваемой точки зрения, должно быть действующее медицинское законодательство.

Обратившись к нему, мы обнаруживаем следующее. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержит ст. 13 («Принудительные меры медицинского характера»)51. Статья носит бланкетный характер; в ней говорится, что указанные медицинские меры применяются по основаниям и в порядке, установленным УК и УПК. При этом не упомянут УИК, но только потому, что ко времени принятия Закона о психиатрической помощи (1992 г.) такого кодекса в России не было.

Еще один медицинский  закон - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) - ограничивается упоминанием, по которому основания  и порядок применения принудительных мер медицинского характера устанавливаются «законодательством Российской Федерации» (ч. 5 ст. 34). Следовательно, действующее медицинское законодательство не касается вопросов принудительного лечения52.

 

Заключение.

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Производство по применению мер медицинского характера» можно сделать ряд выводов:

Принудительные меры медицинского характера направлены на защиту как интересов лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступление или общественно опасное деяние, излечение таких лиц или как программу-минимум - улучшение их психического состояния и социальную адаптацию, так и интересов общества - предупреждение возможных общественно опасных действий с их стороны в будущем. Принудительные меры медицинского характера относятся к иным мерам уголовно-правового характера за совершение преступного деяния.

Субъектом применения таких  мер является физическое лицо, достигшее возраста уголовно-правового воздействия, однако это лицо является невменяемым в силу имеющегося у него психического заболевания. Это физическое лицо является специальным субъектом, к которому и применяются специальные меры уголовно-правового воздействия в силу общественной опасности совершенного им деяния, которое объясняется характером имеющегося у него психического заболевания.

Назначение принудительных мер медицинского характера является исключительной компетенцией суда, и  заключение экспертов-психиатров оценивается в совокупности со всеми обстоятельствами дела.

Возникающие время от времени острые проблемы в РФ пытаются решать путем принятия федеральных  законов, посвященных отдельным  аспектам исполнения принудительных медицинских  мер. Думается, это неверный путь. Если следовать подобной логике, то придется принимать отдельные законы по вопросам доставки лиц, подлежащих принудительному лечению, в психиатрические учреждения, по вопросам документации (о которых частично уже говорилось), по вопросам выписки и т.п.

Иногда предлагается действовать другим способом, внося по мере необходимости изменения в уже действующие законодательные акты. Имеются иные разрозненные нормы, посвященные частным вопросам осуществления принудительного лечения53. Положительно оценивая содержание этих норм, нельзя не отметить, что их включение в текст Закона о психиатрической помощи носит в известной степени вынужденный характер и связано во многом с тем, что иначе при отсутствии законодательства об исполнении принудительного лечения ряд принципиально важных вопросов оказался бы вовсе юридически неурегулированным.

В нынешних условиях большинством юристов и медиков отнесение принудительного лечения к уголовно-исполнительной системе, скорее всего, было бы воспринято как нонсенс, как попытка превратить лечебные учреждения в «тюремные». Поэтому более приемлемым представляется принятие специального закона об исполнении принудительных мер медицинского характера54.

Принятие федерального закона об исполнении принудительных мер медицинского характера - необходимая, но еще не вполне достаточная мера. В правовой регламентации ныне нуждаются  слишком многочисленные и разнообразные  вопросы, подчас несопоставимые между  собой по значимости и масштабу. Не все из них целесообразно регулировать законодательным актом. Однако в самом законе следует указать, какие вопросы из области исполнения принудительных мер медицинского характера (не вошедшие в закон) подлежат регулированию подзаконными нормативными документами. Все эти документы желательно готовить одновременно и принимать в едином пакете.

 

Список использованных источников:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации, М., Эксмо, на 2013г.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации/под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд. М., 2009г.

3. Уголовный кодекс РФ Текст. Текст с изменениями и дополнениями на 04.10.2010 N 270-ФЗ.- М.: Издательство «Омега-Л», 2010г.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Текст с изменениями и дополнениями на 25.11.2012 N 143-ФЗ. - М.: Эксмо, 2012г.

5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ Текст.: Текст с изменениями и дополнениями на 25.11.2012 N 45-ФЗ. - М.: Эксмо, 2012г.

6. Боровиков В. Б., Галахова А.В., Демидов В.В. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики – М. «Норма», 2008 г.

7. Боровиков В.Б., Владимиров В.А., Никулин С.И. Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с пьянством и алкоголизмом. М.: Юрлитиздат, 1988г.

8. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009г.

9. Безлепкин Б.Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу. 2-издание. - М.: Издательство «Проспект», 2009г.

10. Бубнова Т.А. О проблеме исполнения наказаний в отношении осужденных к лишению свободы, страдающих психическими расстройствами // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007г.

11. Борбат А.В., Завидов Б.Д. Производство о применении принудительных мер медицинского характера (комментарий к главе 51 УПК РФ) // Российская юстиция. 2005г., № 11.

12. Достовалов С. Цели применения принудительных мер медицинского характера // Законность. 2000г., № 1.

13. Егоров В.С. Правовая природа принудительных мер медицинского характера // Медицинское право. 2005г., № 4.

14. Звечаровский И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 2007г., № 3.

15. Ким С.Н. Судебная практика по делам о недобровольном помещении лиц в психиатрические стационары // Медицинское право. 2006г., № 2.

16. Морщакова Т.Г. Российское правосудие в контексте судебной реформы Текст..- М.: Р. Валент, 2009г.

17. Меджидова А.Б. Принудительные меры медицинского характера // Российская юстиция. 2007г., № 1.

18.   Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М., Ось-89. 2008г.

19. Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (постатейный) М.: Проспект, 2007г.

20. Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007г.

21. Спасенников Б. Против алкоголизма - без принудительных мер // Российская юстиция. 2003г. № 11.

22. Чучаев А.И. Цели принудительных мер медицинского характера // Проблемы правового регулирования в современных условиях: Материалы научно-практической конференции УдГУ. Ижевск., 1997г.

23. Шевчук А.Н. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: Издательство «Экзамен XXI», 2007г.

24. Шишков С.Н. Исполнение принудительных мер медицинского характера как составная часть уголовно-исполнительной деятельности // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2007г., № 11.

25. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев) Текст.: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юрайт-Издат", 2007г.

26. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. Практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / В.В. Дорошков, В.А. Давыдов, В.П. Степалин, А.С. Червоткин; под общ. ред. А.И. Карпова. - М.: Юрайт-Издат, 2010г.

Информация о работе Производство о применении принудительных мер медицинского характера