Процессуальные сроки предварительного расследования и порядок их продления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является комплексное исследование вопросов, касающихся сроков применяемых в организации работы органов следствия и дознания.
Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:
- дать понятие и определить классификацию процессуальных сроков;
- рассмотреть сроки дознания и следствия как отдельные формы предварительного расследования;
- указать отличие сроков применяемых следователем от сроков применяемых дознавателем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация процессуальных сроков……………………………...5
2. Сроки исчисления работы органов следствия……………………………………9
3 Сроки исчисления работы органов дознания……………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список литературы………………………………………………………………......29

Файлы: 1 файл

контрольная капустина.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы в применении сроков органов следствия. 
    Вопрос о соблюдении установленных процессуальных сроков следствия всегда был одним из самых больных. Нарушение сроков следствия нередко объясняется длительностью проведения судебных экспертиз, что действительно представляет собой проблему, но вместе с тем встречаются случаи, когда судебные экспертизы назначаются несвоевременно, с большим опозданием либо материалы для производства экспертных исследований направляются следователем по истечений длительного времени после вынесения постановлений о назначении экспертиз. Иногда по делам назначаются экспертизы, проведение которых не вызывается необходимостью, что диктуется перестраховкой или слишком расширительным пониманием права на защиту. 
    Признана неконституционной практика многократного возобновления прекращенного уголовного дела, в том числе и по причинам неполноты проведенного расследования, ввиду недопустимо длительного нахождения подозреваемого в состоянии неопределенности. Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности. 
ч3ст.214УПКРФ.  
    Соблюдение процессуальных сроков проведения следственных действий, принятия процессуальных решений предопределяет эффективность расследования уголовных дел, отвечает задачам, целям и назначению уголовного судопроизводства.

3. Исчисление сроков работы органов дознания

      Не менее важной формой предварительного расследования является дознание. Согласно ч.3 ст. 223 УПК РФ, дознание проводится в течении 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Однако существует исключение из данной нормы, изложенное в ч.2 ст. 224 УПК РФ: «Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключении под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу». В случае если обвинительный акт не может быть составлен в указанный срок, то по уголовному делу проводится предварительное следствие, либо отменяется мера пресечения (ч.3 ст.224 УПК РФ). При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев. 
Возможно также продление срока дознания прокурором, но не более чем на 3 суток, в случае несоответствия обвинительного акта требованиям, которые к нему предъявляет ст. 225 УПК РФ (п.2 ч.1 ст. 226 УПК РФ).8 Однако, в настоящее время возникают большие проблемы на практике по реализации указанных сроков, что связано с огромной загруженностью дознавателей. Очевидно, что необходимо увеличение общего числа дознавателей. В целом, не стоит критиковать законодателя за установление достаточно малых сроков проведения дознания, так как это положение основано, прежде всего, на основных принципах уголовного процесса. Но, как показывает практика, на сегодняшний день эта норма значительно усложняет работу дознавателей, что приводит к недостаточно объективному рассмотрению ими уголовного дела.

      По делам, по которым предварительное следствие необязательно, принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, полностью отнесено к компетенции органов дознания.

      Это означает, что органы дознания по определенной категории преступлений возбуждают уголовное дело и проводят расследование преступлений в полном объеме в пределах установленной законом

компетенции. Пределы компетенции органов дознания при расследовании преступлений в полном объеме определены нормами гл. 32 УПК РФ.

 

8 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред.В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. - М.: "Юрайт-Издат", 2009. - 1007 с.

      Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительного следствия: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа).

      Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными главами: 21 «Общие условия предварительного расследования», 22 «Предварительное следствие», 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент», 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров», 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний», 27 «Производство судебной экспертизы», 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия», 29 «Прекращение уголовного дела».

      Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений на дознании такие же, как и в ходе предварительного следствия.

       Вместе с тем расследование преступлений в форме дознания имеет свои особенности и отличия от предварительного следствия (по кругу субъектов, срокам расследования, видам итоговых решений, по полномочиям дознавателя и по подследственности). Рассмотрим эти особенности подробнее.

      Срок расследования преступлений в форме дознания определен ч. 3 ст. 223 УПК России - 30 суток. Срок дознания исчисляется с момента возбуждения уголовного дела, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление.

      Первоначальный срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток. Для этого дознаватель выносит мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.

      Если 60 суток окажется недостаточно для окончания дознания, то прокурор по ходатайству дознавателя продлевает срок до 6 месяцев.

      В отличие от срока следствия срок дознания установлен в сутках. Для правильного исчисления срока дознания следует руководствоваться правилами ч. 2 ст. 128 УПК РФ. Согласно указанной норме закона срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 ч последних суток. Возникает закономерный вопрос: какие сутки следует считать первым днем срока? Вопрос не праздный, поскольку согласно УПК РСФСР действовало правило, согласно которому при исчислении срока, установленного сутками, первые, неполные сутки не принимались во внимание (ст. 103 УПК РСФСР).      В новом УПК РФ законодатель изменил это правило, однако отдельные авторы не учитывают эту новеллу и по-прежнему исчисляют сроки, установленные сутками, не принимая во внимание первые сутки. Такой порядок исчисления сроков представляется ошибочным. В ст. 128 УПК РФ нет никакой оговорки по поводу неполного дня или неполных суток.

      Следовательно, применительно к рассматриваемому вопросу первым днем суток, т. е. днем начала течения срока дознания, следует считать день, когда принято решение о возбуждении уголовного дела.

      Время (часы и минуты) подписания постановления о возбуждении уголовного дела прокурором не имеет правового значения для исчисления срока дознания.

      Срок истекает в 24 ч последних суток. Так, если уголовное дело было возбуждено дознавателем 5 января, то срок дознания истекает в 24 ч 5 марта.

      Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

      Например, уголовное дело возбуждено дознавателем 10 марта. Срок дознания будет истекать в 24 ч 29 марта. Если 29 марта выпадет на воскресенье, то срок дознания будет истекать в понедельник 30 марта в 24 ч.

      Компетенция органов дознания при производстве дознания определяется в первую очередь подследственностью. Органы дознания вправе расследовать в полном объеме только те преступления, которые отнесены к их подследственности в соответствии с ч.3 ст.150 УПК РФ.9

      При этом следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч.3 ст.151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК России, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК России. В указанных пунктах определена компетенция дознавателей пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателей органов службы судебных приставов РФ, дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Данное законодательное установление следует понимать таким образом, что дознаватели ОВД не вправе производить дознание по тем преступлениям, которые в силу ч. 3 ст. 151 УПК РФ отнесены к подследственности дознавателей другого ведомства. Если в ОВД поступает информация или сообщение о преступлении, подследственном дознавателям других ведомств, то оно подлежит направлению по подследственности в «нужный» орган дознания.

      Новеллой уголовно-процессуального закона России следует признать

правило, согласно которому органы дознания вправе возбуждать уголовные дела своей подследственности только в том случае, если установлено лицо,

 

9 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 4-е изд., перераб. и допл. - М.: "Юрайт-Издат", 2008. - 815 с.

 

совершившее это преступление.     Иными словами, органы дознания могут начать дознание только в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК РФ). Данное законодательное установление необходимо понимать таким образом, что к моменту принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела должно быть установлено лицо, совершившее это преступление.

      Фактически законодатель обязывает органы дознания на этапе возбуждения уголовного дела установить данные, свидетельствующие не только о наличии признаков преступления и достаточные для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 146 УПК РФ), но и свидетельствующие о совершении этого преступления конкретным лицом (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).

      Таким образом, органы дознания не вправе возбуждать уголовное дело по факту совершения преступления, если даже это преступление и отнесено к их подследственности. Для такой ситуации законодатель установил иную форму расследования - предварительное следствие.

      Пределы компетенции органов дознания определяет и персональная подследственность, которая основывается на особенностях субъекта преступления (его возраста, состояния здоровья, служебного положения, отношения к воинской службе и других обстоятельств). Так, например, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими, или лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК).

      Также новеллой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует признать положение о том, что органы дознания вправе расследовать преступления, совершенные несовершеннолетними. Данный вывод следует из смысла норм гл. 50 УПК РФ, устанавливающей особый порядок производства по делам несовершеннолетних. Правила указанной главы упоминают дознавателя как субъекта принятия решений по делам в отношении несовершеннолетних (ст. 426 УПК России). Порядок расследования уголовных дел в форме дознания в отношении несовершеннолетних будет подробнее рассмотрен далее.

      Органы дознания вправе также расследовать преступления, если они совершены лицами, нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, а также лицами, обнаружившими психические расстройства, не исключающие вменяемости. На основании ст. 99 УК РФ этим лицам наравне с мерами уголовного наказания может быть показано применение принудительных мер медицинского характера.

       На основании ч. 4 ст. 433 УПК РФ в отношении этих двух категорий лиц производство по уголовному делу ведется в обычном порядке без применения особых правил, установленных гл. 51 УПК РФ. Следовательно, при совершении преступления, отнесенного к подследственности органов дознания, указанными категориями лиц расследование может производиться в форме дознания. Данный вывод следует из смысла положения п. 3 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, согласно которому прокурор вправе вернуть обвинительный акт органу дознания, если есть необходимость вместе с обвинительным актом составить постановление о применении принудительной меры медицинского характера.   

      Следует отметить, что утверждение о том, что органам дознания подследственны дела в отношении несовершеннолетних, а также лиц, которым показано применение принудительных мер медицинского характера, следует из смысла гл. 50 и 51 УПК РФ, а не указано конкретно законодателем в нормах гл. 32 УПК, регулирующей дознание, или в ст. 150,151 УПК РФ, определяющих подследственность. На мой взгляд такая законодательная конструкция является неверной, поскольку в нормах, специально устанавливающих пределы уголовно-процессуальной компетенции органа расследования и регулирующих особенность производства дознания, должны быть четко определены признаки, определяющие подследственность данного органа.

      Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).10

       При этом следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК России, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК России. В указанных пунктах определена компетенция дознавателей пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателей органов службы судебных приставов, дознавателей органов государственной пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (действующая редакция от 18.06.2013)

 

Заключение

Информация о работе Процессуальные сроки предварительного расследования и порядок их продления