Процессуальное положение руководителя следственного органа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании процессуального положения руководителя следственного органа, а также в разработке и внесении предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть права руководителя следственного органа при проверке сообщений о преступлении;
- охарактеризовать права руководителя следственного органа при поручении предварительного расследования следователю или следственной группе;
- проанализировать права руководителя следственного органа в отношении руководства расследованием;
- рассмотреть права руководителя следственного органа в отношении актов принимаемых следователем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПОРУЧЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..5
Права руководителя следственного органа при проверке сообщений о преступлении……………………………………………………………………..5
Права руководителя следственного органа при поручении предварительного расследования следователю или следственной группе……………………….7
ГЛАВА 2. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА В ОТНОШЕНИИ РУКОВОДСТВА РАССЛЕДОВАНИЕМ И АКТОВ ПРИНИМАЕМЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕМ………………………………………..13
2.1. Права руководителя следственного органа в отношении руководства расследованием………………………………………………………………….13
2.2. Права руководителя следственного органа в отношении актов принимаемых следователем…………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК МАШИ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.

Если уголовное дело отличается значительной трудоемкостью, особой сложностью или чрезвычайной актуальностью, руководитель следственного органа может поручить производство предварительного следствия по этому делу постоянной или специально сформированной группе следователей. О таком поручении должно быть вынесено постановление, в котором указываются руководитель и члены группы. 

Начальник следственного отдела, обладая полномочиями руководителя следственной группы, вправе провести предварительное следствие по уголовному делу в полном объеме, производить при этом любые следственные действия и принимать процессуальные решения.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО  ОРГАНА В ОТНОШЕНИИ РУКОВОДСТВА  РАССЛЕДОВАНИЕМ И АКТОВ ПРИНИМАЕМЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕМ.

 

2.1. Права  руководителя следственного органа  в отношении руководства расследованием.

 

 

На основании п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного  органа вправе давать следователю указания лишь по следующим вопросам:

- о направлении расследования;

- производстве отдельных  следственных действий;

- привлечении лица в  качестве обвиняемого;

- об избрании в отношении  подозреваемого, обвиняемого меры  пресечения;

- о квалификации преступления  и об объеме обвинения18.

Вместе с тем, по смыслу части 3 той же статьи, указания руководителя следственного органа могут, помимо названных вопросов, касаться также изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, а также направления дела в суд или его прекращения. Но если право давать указания об изъятии уголовного дела и передачи его другому следователю имеет самостоятельное основание, то названное в части 3 право давать указания следователю о направлении дела в суд или о его прекращении формально не вписывается в ранее перечисленные полномочия руководителя следственного органа19. Логически получается, что указания следователю о направлении дела в суд или о его прекращении как бы выходят за ранее четко очерченные прерогативы руководителя следственного органа, что порождает нежелательные для закона сомнения и неясности. Выход из этого противоречия могло бы дать лишь такое юридическое толкование, при котором названные "спорные" полномочия охватывались бы понятием направления расследования20.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК  РФ руководитель следственного органа вправе утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. Возникает вопрос, распространяются ли указанное полномочие на прекращение дела по всем основаниям или лишь по основаниям, предусмотренным ст. 25, 28, ст. 427 УПК. В трех названных случаях закон специально требует согласия руководителя следственного органа на прекращение дела следователем. Распространение этих специальных правил на все остальные случаи прекращения дел было бы, на наш взгляд, неоправданным расширительным толкованием данной нормы. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа, вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Если бы он предварительно утверждал постановление следователя о прекращении дела, то его полномочие по отмене ранее утвержденного им же постановления означало бы, по существу, право отменять свои собственные решения21. Однако это не согласуется с п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, по смыслу которого отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа вправе только вышестоящий руководитель следственного органа22. Впрочем, можно было бы предположить, что постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу утверждает нижестоящий руководитель следственного органа, а отменять вправе вышестоящий, однако подобная юридическая конструкция неудачна, поскольку полномочие вышестоящего руководителя, ввиду большого объема работы, может превратиться в длительную и формальную процедуру23. Представляется, что данную норму следует толковать ограничительно - полномочие руководителя следственного органа по утверждению постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу распространяется лишь на те случаи, когда получение согласия руководителя прямо предусмотрено в норме, устанавливающей условия прекращения дела по тому или иному основанию24.

В соответствии с п. 10 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного  органа вправе давать согласие следователю  на обжалование решений прокурора, вынесенных при поступлении к последнему уголовного дела с обвинительным заключением: о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или о пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков. Причем обжалование названных решений прокурора следователем приостанавливает их исполнение25. Практически это означает, что решения прокурора о возвращении дела для производства дополнительного следствия и т.д. не обязательны для исполнения следователем в течение всей процедуры обжалования, если, конечно, руководители следственных органов солидарны с позицией следователя. При этом процедура обжалования может оказаться весьма длительной: только на обжалование решения прокурора следователю может быть дан срок до 1 месяца; далее предусмотрена процедура, состоящая из восхождения уголовного дела с жалобами (ходатайствами) следователя по трем инстанциям (вышестоящий прокурор, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководитель следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти - для получения их согласия на обжалование, Генеральный прокурор РФ). Если при этом обвиняемый содержится под стражей, а ранее установленный срок применения данной меры пресечения истекает, то возникает проблема основания, по которому может продлеваться срок содержания под стражей. Особенно остро этот вопрос встает при продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, поскольку основанием для продления срока в этом случае является только особая сложность уголовного дела. Вряд ли несогласие следователя с решением прокурора может рассматриваться как проявление особой сложности дела; напротив, его возражения против необходимости проведения дополнительного расследования и т.д. свидетельствуют об обратном26.

Кроме того, обвиняемый не должен нести добавочные тяготы пребывания под стражей только потому, что  его дело, по мнению прокурора, нуждается  в дополнительном расследовании, а следственный орган против этого возражает. Логическое толкование действующего закона приводит к довольно неприятному для следствия выводу, что в подобной ситуации мера пресечения должна быть изменена на другую, не связанную с содержанием под стражей27.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного  органа имеет право возвращать уголовное  дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного  расследования. Однако в законе не сказано, в какой момент руководитель следственного органа может воспользоваться данным правом. Среди его полномочий, перечисленных в настоящей статье, прямо не указано право рассматривать материалы уголовного дела, расследование по которому окончено следователем. Однако это полномочие логически вытекает из смысла пункта 11, а также пункта 2 части 1 ст. 39 УПК РФ.

К числу иных полномочий руководителя следственного органа относится, в частности, право продлить по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток.

Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе давать следователю указания лишь по следующим вопросам:

- о направлении расследования;

- производстве отдельных  следственных действий;

- привлечении лица в  качестве обвиняемого;

- об избрании в отношении  подозреваемого, обвиняемого меры  пресечения;

- о квалификации преступления  и об объеме обвинения.

Руководитель следственного органа имеет право возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. 

К числу иных полномочий руководителя следственного органа относится, в частности, право продлить по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток.

 

2.1. Права руководителя следственного органа в отношении актов принимаемых следователем.

 

Процессуальные действия участников уголовно-процессуальной деятельности, будучи обличенными формой процессуального  документа, получили в теории науки  уголовного процесса наименование процессуальных актов.

Процессуальный акт следователя, являясь индивидуально-правовым актом, призван обеспечить реализацию уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, содействовать  претворению в жизнь прав и  обязанностей участников уголовно-процессуальной деятельности. Особо большое значение в этом плане имеют уголовно-процессуальные акты органов предварительного следствия28. Они являются не только средством быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновных и обеспечения реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности, но и служат важным средством  воспитания граждан в духе соблюдения законов, исполнения возложенных на них Конституцией и другими законами обязанностей, соблюдение правил общежития, средством обеспечения прав и законных интересов граждан29.

Процессуальные акты следователя  способствуют предупреждению преступности, а также влияют на эффективность  судебного разбирательства и  в целом на качество правосудия.

По своему существу процессуальные акты органов предварительного расследования являются средством правовых предписаний в реальное поведение участников уголовно-процессуальной деятельности. Иными словами, процессуальные акты - средство реализации уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, а также в отдельных случаях норм других отраслей права30.

Процессуальные акты предварительного следствия являются актами применения норм уголовного и уголовно-процессуального  права в следующих случаях. Во-первых, когда в ходе  расследования  преступления по уголовному делу такие обстоятельства, преодоление которых требует использования в процессе правового регулирования государственного принуждения, мера которого определяется нормами уголовно-процессуального права. Во-вторых, когда в ходе расследования уголовного дела могут возникнуть препятствия к осуществлению субъективного права.  

Значение процессуальных актов  следователя состоит еще  и в том, что в связи с  возникшими на основе этих актов уголовно-процессуальными  отношениями во многих случаях этими  органами и другими участниками уголовно-процессуальной деятельности осуществляются акты исполнения (использования, соблюдения) норм права31.

Процесс применения норм материального  и уголовно-процессуального права  невозможен без исполнения (использования, соблюдения) других уголовно-процессуальных норм, поскольку реализация норм права происходит в их системе. Процессуальные акты следователя, направленные на собирание, закрепление, проверку и оценку доказательств, характеризуется, прежде всего, исполнением (использованием, соблюдением) уголовно-процессуальных норм32.

Процессуальные акты исполнения (использования, соблюдения) норм уголовно-процессуального  права не могут повлечь за собой  прекращение уголовно-процессуальных правоотношений. Их прекращение возможно только в связи с правоприменительными уголовно-процессуальными актами. Уголовно-процессуальные акты применения уголовно-процессуальных и уголовных норм права влекут за собой возникновение, прекращение или изменение важнейших уголовно-процессуальных отношений, связанных с основными правовыми вопросами, возникающими в ходе предварительного следствия по делу. Конкретные же уголовно-процессуальные правоотношения, складывающиеся в рамках этих важнейших уголовно-процессуальных отношений, могут реализовываться в форме актов исполнения, соблюдения или использования норм уголовно-процессуального права33.

Процессуальный акт следователя - это направленное на осуществление задач предварительного следствия и производимое с соблюдением установленной законом процессуальной формы в ходе предварительного следствия или процессуальное действие следователя (начальника следственного подразделения) или лица, производящего дознание, обличенное в письменную форму процессуального документа34.

В ходе предварительного следствия  в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством составляется около двадцати различных видов процессуальных документов, которые условно можно подразделить на обязательные (основные) и факультативные (вспомогательные)35.

К обязательным процессуальным документам относятся такие виды документов, которые составляются по каждому уголовному делу следователем. В них содержатся выводы по основным вопросам, возникающим в ходе следствия, решения о дальнейшем движении дела, о производстве следственных действий, фиксируются и закрепляются доказательства. Это - постановления, протоколы и обвинительное заключение36.

Факультативными являются те виды процессуальных документов, которые  в зависимости от конкретных обстоятельств  совершенного преступления, личности обвиняемого, собранных материалов не обязательно, составляются по каждому уголовному делу. Факультативные виды документов способствуют  принятию правильных решений следователем, обеспечению прав участников предварительного следствия, выполнению ими процессуальных обязанностей, своевременному и надлежащему производству следственных действий, сохранению вещественных доказательств. Их нельзя рассматривать как второстепенные процессуальные документы. Факультативные процессуальные документы, как и обязательные, столь же важны по тем уголовным делам, по которым в соответствии с УПК они должны составляться с учетом конкретных обстоятельств. В числе процессуальных документов факультативного характера необходимо назвать: представления, подписки, обязательства, письменные поручения, письменные уведомления, письменные возражения, заявления, сообщения, объяснения, повестки, описи и др37.

Информация о работе Процессуальное положение руководителя следственного органа