Процессуальная самостоятельность следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 13:46, реферат

Описание работы

Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

На данном этапе от правильно организованного прокурорского надзора за соблюдением законности и ведомственного процессуального контроля со стороны начальника следственного отдела в стадии предварительного расследования зависит обеспечение действительной процессуальной самостоятельности следователя. Одновременно это будет способствовать повышению персональной ответственности следователя за законность и обоснованность каждого из принимаемых и выполняемых им процессуальных решений и действий. Поэтому важно отметить, что в процессе расследования взаимоотношения следователя независимо от ведомственной принадлежности, со своим начальником (прокурором, начальником следственного отдела) должны носить не административный, а процессуальный характер, чётко регламентированный законом.

И всё же думается, что только создание вневедомственного следственного аппарата реально обеспечит процессуальную самостоятельность следователю.

 

2. Органы дознания: понятие, виды, компетенция.

Дознание – это форма предварительного расследования, предусмотренная законом для расследования уголовных дел, по которым необязательно производство предварительного следствия.

В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел  Российской Федерации и входящие  в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, в том числе территориальные  и входящие в их структуру  межрайонные, городские (районные) органы  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной  власти, наделенные в соответствии  с законодательством полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;

2) органы Федеральной службы  судебных приставов;

3) начальники органов военной  полиции Вооруженных Сил Российской  Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных  учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного  пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном  главой 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных  следственных действий по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157  УПК РФ;

3) осуществление иных предусмотренных  УПК РФ полномочий.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146  УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и  речных судов, находящихся в дальнем  плавании, - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных на  данных судах;

2) руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, начальников  российских антарктических станций  и сезонных полевых баз, удаленных  от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических  представительств и консульских  учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий  данных представительств и учреждений.

В части 2 ст.40 УПК определяется объем полномочий органов дознания. Эти полномочия распадаются на 2 группы:

1) связанные с производством  предварительного расследования  в форме дознания;

2) связанные с производством  неотложных следственных действий  по тем УД, по которым предварительное  расследование должно производиться  в форме предварительного следствия.

УПК устанавливает единую форму дознания как разновидность предварительного расследования.

1) Глава 32 УПК РФ определяет  порядок и сроки проведения  дознания 1-ой группы полномочий (пп.1 п.2 ст.40 УПК). Статья 223 УПК соотносит  дознание с другой формой предварительного  расследования - предварительным следствием. Часть 1 статьи распространяет на  дознание общие правила досудебного  производства, а также порядок, в  котором производится предварительное  следствие, за исключением: 1) оснований  возбуждения уголовного дела; 2) процессуального  статуса лица, привлекаемого к  уголовной ответственности; 3) процедуры  предъявления обвинения; 4) процессуальных  сроков расследования; 5) процессуального  акта, завершающего производство  дознания. В этом смысле дознание  может рассматриваться как сокращенная  форма предварительного следствия.

Дознание, как правило, производится дознавателем. Однако допускается производство дознания следователем.

В соответствии с ч.2 статьи 223 дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150, и если установлено лицо, совершившее преступление.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, дознание производится в течение 15 суток, по истечении которых уголовное дело подлежит приостановлению на основании п.1 ч.1 ст.208. После установления лица, совершившего преступление, дознание по уголовному делу возобновляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.211. Срок производства дознания при этом продлевается до 10 суток в соответствии с ч.3 комментируемой статьи. Аналогичным образом разрешается и ситуация, когда подозреваемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст.208).

Дознание приостанавливается, в т.ч. и до окончания его срока, в случаях, когда место нахождения подозреваемого установлено, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (например, находится на зимовке, в длительном плавании, проживает на территории иного государства и т.д.), либо когда временное тяжкое заболевание подозреваемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных действиях и иных процессуальных действиях.

В соответствии с ч.3 статьи 223 дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором. Во всяком случае максимальный срок дознания не превышает 25 суток. В случае, когда дознаватель не успевает по объективным причинам (например, в связи с производством СЭ) завершить дознание составлением обвинительного акта в установленные сроки, он обращается к прокурору, который вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия. При этом следственные действия и иные процессуальные действия, произведенные дознавателем, сохраняют свою юридическую значимость.

2) Статья 157 УПК определяет  порядок и сроки проведения  дознания 2-ой группы полномочий (пп.2 п.2 ст.40 УПК).

Производство неотложных СД является одним из направлений деятельности органов дознания по УД, по которым производство предварительного следствия обязательно. Цель производства неотложных СД состоит в выявлении, закреплении следов преступления и установлении лица, его совершившего.

Возбуждение органом дознания уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производится в порядке, установленном ст.146.

Часть 2 статьи 157 устанавливает круг органов дознания и должностных лиц, уполномоченных на производство неотложных следственных действий. К иным должностным лицам, которым предоставлены полномочия органов дознания, относятся капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

После выполнения неотложных следственных действий орган дознания должен направить уголовное дело прокурору. При этом и на производство неотложных следственных действий, и на направление уголовного дела прокурору отводится не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела.

После направления уголовного дела прокурору и принятия его к производству следователем орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. И только в случае, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления этого лица. При этом орган дознания обязан уведомлять следователя, в производстве которого находится уголовное дело, о результатах принимаемых им розыскных и оперативно-розыскных мер.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Согласно ст. 40.1. УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в  порядке, установленном статьей 145  УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело  у дознавателя и передавать  его другому дознавателю с  обязательным указанием оснований  такой передачи;

3) отменять необоснованные  постановления дознавателя о  приостановлении производства дознания  по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство  об отмене незаконных или необоснованных  постановлений дознавателя об  отказе в возбуждении уголовного  дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы  уголовного дела;

2) давать дознавателю указания  о направлении расследования, производстве  отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого  меры пресечения, о квалификации  преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Согласно ст. 41. УПК РФ дознаватель уполномочен:

- самостоятельно производить  следственные и иные процессуальные  действия и принимать процессуальные  решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК  РФ на это требуются согласие  начальника органа дознания, согласие  прокурора и (или) судебное решение;

- давать органу дознания  в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

 

 

3. Участие защитника на  предварительном следствии.

Ведущие судопроизводство органы и должностные лица не только воздействуют на ситуацию или поведение конкретных лиц, но и охраняют их права. Без правовой охраны ни одна законная деятельность невозможна или бессмысленна.

Неверно полагать, что защита обвиняемого - это исключительная задача только адвоката. Судьбой привлекаемого к ответственности занимаются органы дознания, следователь, прокурор и суд. Каждый из них не только должен заниматься своим делом, но и обеспечивать, охранять, защищать обвиняемого, его права, законные интересы.

Информация о работе Процессуальная самостоятельность следователя